Ромодановский вокзал
Станция | |
Нижний Новгород-Казанский | |
---|---|
Арзамасское направление Заволжское направление | |
Горьковская железная дорога | |
![]() | |
56°18′59″ с. ш. 43°58′14″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 1900 год |
Дата закрытия | 1974 год |
Прежние названия | Ромодановский, Арзамасский |
Тип | пассажирско-грузовая |
Форма платформ | прямая |
Выход к | Черниговская улица |
Расположение |
|
Тарифная зона | 0 |
|
Ромода́новский вокза́л (Каза́нский вокзал) — бывший железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода, просуществовавший до 1974 года. Начало возведения — 1900 год. Окончание — 1904.
Здание расположено по адресу Казанская площадь, 1. В настоящее время его занимает фирма «НоваКард» — производитель банковских карт, SIM-карт и транспортных карт, которая полностью отреставрировала здание вокзала, а также головной офис оператора «СитиКард». Свободный проход на территорию недоступен.
История


В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. После выставки в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект дороги Нижний Новгород — Казань. Чтобы не возводить мост через Оку, железнодорожные пути решено было пустить по береговой террасе. Место для вокзала было выбрано на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых. Также вокзал находился через Оку напротив уже существовавшего Московского вокзала. Начатое в 1900 году строительство было закончено в 1904. Строительством занималось Общество Московско-Казанской железной дороги. Работами руководил Григорий Будагов[1]. Вид вокзала был зафиксирован известным фотографом того времени Максимом Дмитриевым.
Изначально вокзал был назван в честь посёлка Ромоданово в Мордовии. Это — название-антропоним, произведённое от фамилии князей Ромодановских, которые были владельцами села. Вокзал был дважды переименован: сначала в 30-е годы в Арзамасский, а затем, в середине XX века, после того как поезда стали отправляться до Казани, в Казанский[источник не указан 1452 дня].
До 1945 года вокзал относился к Московско-Казанской железной дороге, после этого был передан в ведение Горьковской железной дороги.
Железнодорожные пути располагались в опасной горной местности, где часто случались оползни. Для их предотвращения были пробиты дренажные штольни для водоотведения. Работы были выполнены вручную, а длина самой глубокой штольни составила 1,5 километра[источник не указан 1452 дня].
В 1961 году был построен Сартаковский железнодорожный мост через Оку и поезда дальнего следования были пущены по нему до Московского вокзала. В то же время Казанский вокзал перешёл в разряд пригородных. Из-за невостребованности несколько помещений были отданы для обучения студентов-железнодорожников[1].
В феврале 1974 года случилось несколько оползней, один из которых перекрыл железную дорогу от станции Мыза до Казанского вокзала, и станцию решено было закрыть. Железнодорожное полотно на участке от станции Мыза до станции Горький-Казанский разобрали, а здание постепенно начало приходить в упадок. Сначала из него ушли студенты, а затем и рабочие. Участок бывшей железной дороги от современной платформы «Проспект Гагарина» до Молотовского моста был перестроен в пешеходно-велосипедную аллею парка «Швейцария», а на участке от Молотовского моста до бывшего вокзала — в набережную.
В 1993 году здание вокзала включили в число архитектурных памятников, но и это не улучшило состояние здания. В 2003 году здание выкупила фирма «НоваКард» и вложила в его восстановление около миллиона долларов. Восстановительными работами руководил Виктор Зубков по фотографиям Максима Дмитриева и старым чертежам вокзала. Купол здания пришлось переделывать трижды для того, чтобы он получился идентичным разрушенному[2]. В том же году предприятие переехало в здание бывшего вокзала. Авторы реконструкции вокзала награждены бронзовым дипломом международного фестиваля «Зодчество-2005»[3].
Галерея
-
Железнодорожные пути на Ромодановском вокзале
-
Фасад вокзала
-
Поезда на Ромодановском вокзале
-
Современный вид бывшего Казанского вокзала
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Ромодановский (Казанский) вокзал в Нижнем Новгороде . Нижегородские Новации (12 февраля 2018). Дата обращения: 24 июня 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
- ↑ Я работаю в бывшем Ромодановском вокзале . The Village (2 августа 2017). Дата обращения: 24 июня 2019. Архивировано 24 июня 2019 года.
- ↑ «Зодчество-2005». Список лауреатов (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
Ссылки
- Надежда Трофимова. Начальник вокзала // «Крупный План», № 6(8), июнь 2006. — Интервью с бизнесменом В. Крупновым, владельцем компании «НоваКард».
- Объекты культурного наследия России
- Железнодорожные станции по алфавиту
- Железнодорожные станции, открытые в 1900 году
- Вокзалы Нижнего Новгорода
- Бывшие железнодорожные станции
- Архитектурные памятники Нижнего Новгорода
- Закрытые железнодорожные станции
- Здания и сооружения Нижнего Новгорода в стиле академической эклектики