Мариупольский трамвай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мариупольский трамвай
Описание
Страна  Россия
Расположение Мариуполь
Дата открытия 1 мая 1933 года[1]
Эксплуатант Коммунальное предприятие «Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление»
Маршрутная сеть
Число маршрутов 7
Длина сети 100,3
Подвижной состав
Число вагонов 69
Число депо 1
Технические данные
Ширина колеи 1524 мм
Электрификация 550 В

Мариупольский трамвай — трамвайная система в Мариуполе. Открылась 1 мая 1933 года. В апреле-марте 2022 года система транспорта была сильно повреждена в результате боевых действий. С весны 2022 года движение трамваев не осуществлялось.

Частичное восстановление и запуск трамвайного движения было осуществлено 2 мая 2023 года. Первый трамвай вышел на маршрут, который соединяет исторический центр с районом, где расположен металлургический комбинат имени Ильича. Всего на маршрут вышло 13 составов.[2]

История

Трамвайное сообщение появилось в Мариуполе в 1933 году. 1 мая этого года начала работу первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко» (улица Франко сейчас — проспект Металлургов). Позднее она связала город с заводом имени Ильича и портом. Ходили восемь трамвайных поездов жёлто-красного цвета. В центре линия была двухколейной, в начале ул. Франко, которую пересекали пути, располагалось рельсовое кольцо.

Во время войны нацистские власти использовали трамвай для бесперебойного снабжения сохранённых цехов мариупольских заводов рабочими. К концу оккупации трамвайное движение было разрушено, но после освобождения города восстановлено.

В 1945 году существовало 4 маршрута: Гавань Шмидта — Завод имени Ильича, Гавань Шмидта — Правый Берег, Городской сквер — Вокзал, Городской сквер — Порт.

5 октября 1952 года завершилось строительство второй трамвайной системы на Левом берегу. В 1964 году появился новый путепровод через железнодорожные пути и реку Кальмиус, соединивший две трамвайные сети города в одну.

27 марта 2017 года было закрыто движение на Аглофабрику[3].

С этого года началось активное вытеснение с улиц города трамваев типа КТМ-5 и 71-608К подержанными вагонами из Европы. В город начали приходить вагоны типа Tatra T3SUCS из Праги, Кошице, Tatra T3A из Риги.

1 декабря 2018 года произошло изменение схемы маршрута № 3 — маршрут был продлён до Левобережного района (разворачивается по часовой стрелке), был создан маршрут № 4 «Горбольница № 2 — Левобережный район» (разворачивается против часовой стрелки) и оставлен маршрут № 3а (бывш. маршрут № 3) «Горбольница № 2 — Комбинат Азовсталь» (пара рейсов в вечернее время для развозки работников комбината). Также произошли изменения в расписаниях трамвайных маршрутов № 5, № 6, № 9 и № 11 и отменён маршрут № 15.

1 ноября 2020 года Орджоникидзевское трамвайное депо № 2 перестало эксплуатировать вагоны: все трамваи были переданы на территорию Ильичёвского трамвайного депо № 3, все маршруты перешли на обслуживание одним депо. Территория трамвайного депо № 2 начала функционировать как площадка для ночного отстоя автобусов ТТУ, работающих на самых ранних левобережных выпусках, а также как ВРМ для капитальных ремонтов трамваев.

2 марта 2022 года трамвайное движение было остановлено из-за активных боевых действий в городе. Из 70 трамвайных вагонов 36 были полностью уничтожены, серьёзно пострадали контактные сети и рельсовые пути.

В июле 2022 года вице-премьер М. Хуснуллин пообещал восстановление трамвайной сети[4]:

Мы сделали совершенно новую транспортную инфраструктуру, причём хотим задействовать и железную дорогу, и восстановить всё трамвайное сообщение. Мы планируем сделать новый транспортно-пересадочный узел, где будет железнодорожный вокзал, порт и трамвайные линии.[5]

Благодаря помощи города-побратима — Санкт-Петербурга — в городе были отремонтированы повреждённые опоры контактной сети, заменена дистанция рельсового пути, шпалы, продолжается восстановление здания депо и рабочих цехов. К обкатке подготовлено 13 единиц подвижного состава. Возобновление трамвайного движения в городе состоялось 2 мая 2023 года[6]. Заработал трамвайный маршрут № 1 «Трамвайное депо — Горбольница № 2» длиной 10 км[7].

Маршруты до СВО

  • № 3 Горбольница № 2 (бул. Шевченко — ул. Куприна) — комбинат «Азовсталь»
  • № 7 ул. Казанцева — Стан 1700 (ул. Николаевская — ул. Куинджи — бул. Шевченко — просп. Металлургов — просп. Никопольский — просп. Карпова — Донецкое шоссе)
  • № 8 ул. Казанцева — Горбольница № 2 (ул. Николаевская — ул. Куинджи — бул. Шевченко — ул. Куприна)
  • № 9 Ст. «Западная» — кольцо Левобережным районом (Донецкое шоссе — ул. Новосибирская — ул. Семафорная — ул. 8 Марта — ул. Мамина-Сибиряка — просп. Единства — ул. Радужная — ул. Украинского Казачества — ул. Азовстальская — ул. Я. Гугеля — ул. Пашковского — просп. Единства — ул. Мамина-Сибиряка — ул. Заозёрная — просп. Никопольский — просп. Карпова — Ст. «Западная»).
  • № 10 Горбольница № 2 (бул. Шевченко — ул. Куприна) — Энергоучасток (ул. Куприна — бул. Шевченко — просп. Металлургов — просп. Никопольский — ул. Заозёрная — ул. Мамина-Сибиряка)
  • № 10а Комбинат «Азовсталь» — Энергоучасток (Правобережная — Завод «Маркохим» — ул. Лепорского — ул. Голубенко — ул. Миклухо-Маклая — ул. Менделеева — ул. Рождественская — Завод «Строймаш» — ул. Мусоргского — Часть Коммунтраса — ул. Мамина-Сибиряка — ул. Ровная — 232-й квартал)
  • № 10с Горбольница № 2 (бул. Шевченко — ул. Куприна) — Стан 1700 (бул. Шевченко — просп. Металлургов — просп. Никопольский — просп. Карпова — Донецкое шоссе)

Подвижной состав

Перед 2022 годом трамвай обслуживался 69 вагонами типа:

  • К-1 (8 вагонов) с 2006 года;
  • ЛМ-2008 (2 вагона) с 2012 года;
  • Tatra T3SU (45 вагонов) с 1967 года по 1985 год, с 2017 года (33 вагона);
  • Tatra T3A (19 вагонов) с 2018 года.

См. также

Примечания

Литература

Источники архивные

  • Проект электрического трамвая в городе Мариуполе (вырезка из газеты и переписка). 1911-1913 гг. // ЦГИА СПб. Ф. 1367. Оп. 8. Д. 278.

Ссылки