Трамвай села Молочного

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Трамвай села Молочное
Описание
Страна  Россия
Расположение Молочное
Дата открытия 18 августа 1989 года
Дата закрытия сентябрь 2014 года
Эксплуатант Пансионат «Береговой»
Маршрутная сеть
Число маршрутов 1
Длина маршрутов 1,5 км
Подвижной состав
Число вагонов 2
Основные типы ПС Gotha T57, Gotha T59E
Число депо 1
Технические данные
Ширина колеи 1000 мм
Электрификация 550 В
Трамвай в Молочном
Трамвай села Молочное
Трамвайное депо
Пансионат "Береговой" (Молочное)
Пляж

Трамвай села Молочное — закрытая трамвайная система, одна из самых маленьких в мире трамвайных систем, работавшая в 1989—2014 годах в расположенном неподалёку от Евпатории селе Молочном.

Была создана в СССР пансионатом «Береговой» для перевозки отдыхающих, однако трамваем могли воспользоваться все желающие[1], таким образом, он являлся полноценным общественным транспортом.

История

В 1986 году руководство Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги в поисках путей оздоровления работников (более 10 тыс. человек) вышло на пансионат «Береговой» возле Евпатории. Несмотря на название, он располагается примерно в полутора километрах от моря, что создавало некоторые трудности, так как отдыхающих на море возили автобусом. Директор пансионата предложила отделению схему долевого участия. Было предложено неординарное решение — пустить трамвай, что в те годы, в условиях бензинового кризиса, было бы спасением[1].

Конечная остановка у моря

Проект трамвайной сети был выполнен в начале 1989 года силами Коростенского отделения дороги, а с марта начались работы. Поставка материалов осуществлялась из Коростеня, контактную сеть и путь строили предприятия Коростенского отделения. Система была открыта 18 августа 1989 года.

До 2014 года система работала каждое лето. После воссоединения Крыма с Россией открытие движения было задержано до начала августа в связи с уменьшившимся потоком отдыхающих[2][3].

Летом 2015 года трамвай не работал в связи с реконструкцией пансионата, который обслуживает эта линия. Но пансионат не заработал и к лету 2017 года[4].

С момента закрытия линия подвергалась вандализму со стороны местных жителей и охотников за металлом. По данным на апрель 2021 года полностью демонтирована контактная сеть, а также частично вырезаны рельсы[5][6][7]. К июлю 2022 года линия заросла[8]. В то же время депо опечатано и охраняется[9].

Описание сети

Трамвайный путь и ответвление в депо

Сеть состоит из одноколейной линии длиной примерно в 1,5 км. Линия прямая почти на всём своём протяжении, за исключением изгиба в середине. Линия везде отделена от автомобильной дороги, вдоль которой она проходит; пересечения дороги с трамвайной линией также отсутствуют. Колея узкая — 1000 мм. Имелись две (конечные) остановки — «Молочное» и «Пляж» с платформами для посадки пассажиров (в настоящее время первая заросла, а вторая является автомобильной стоянкой). Депо расположено у конечной «Молочное». Путевое развитие ограничивается одной механической стрелкой на самой линии (ответвление в депо). Ранее в самом депо существовало два пути, с одной стрелкой на территории самого депо, однако в данный момент второй путь разобран.

Маршрутная сеть и оплата проезда

Платформа на конечной остановке у пансионата

Существовал только один маршрут, для обозначения которого в маршрутных окнах трамваев использовался силуэт чайки. Пользовались трамваем в основном отдыхающие из пансионата, для которых эта услуга бесплатна (пансионат платил за проезд отдыхающих из расчёта на четыре поездки в день). Остальные пассажиры оплачивали проезд кондуктору, хотя порой кондуктор в вагоне отсутствовал[1]. Стоимость проезда в 2014 году составляла 7 рублей[10].

Подвижной состав

Линия протяженностью 1,5 километра не имела ни одного разъезда или дополнительных путей, поэтому используемые на линии трамваи (один односторонний и один двусторонний) сцеплялись в поезд таким образом, что их кабины направлены в разные стороны. На линии в составе одного поезда работало два двухосных трамвая: с двусторонним выходом: Gotha T57, и с односторонним выходом: Gotha T59E, носящие номера № 5 и № 20[1]. Эти трамваи были привезены в Молочное из соседней Евпатории[11]. Вагон № 5 до Евпатории успел поработать в Николаеве (там он носил № 414)[11].

Нереализованные планы

Планировалось продление линии в центр посёлка до автобусной остановки.

Примечания

Ссылки