Перейти к содержанию

Мурманский трамвай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мурманский трамвай
Описание
Страна Россия Россия
Расположение Мурманск
Дата открытия 1918
Дата закрытия 1934
Маршрутная сеть
Число маршрутов 1
Длина сети около 10
Длина маршрутов около 10
Подвижной состав
Основные типы ПС бензомоторный

Му́рманский трамва́й — условное название узкоколейной железной дороги на бензомоторной тяге в городе Мурманск. Действовала в 19181934 годах.

История

Узкоколейная железная дорога (так называемая «дековилька», с шириной колеи 500 мм) была построена английскими интервентами в 1918 году для военного применения, силами военнопленных из РККА. Трасса протяжённостью около 10 километров начиналась от морского порта и железной дороги, потом проходила по улице Воровского и тянулась почти на пять километров по городу до угольных причалов Зелёного мыса. В качестве локомотивов использовались мотовозы.

После восстания населения против интервентов и освобождения города железная дорога стала использоваться для грузовых и пассажирских перевозок, вплоть до 1934 года, когда бензомоторный трамвай был заменён на автобус. В настоящее время вся узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

На эстакаде

Какой подвижной состав был на этой дороге — известно мало. На сохранившихся фотографиях видно, что там были лёгкие вагонетки открытого типа (без крыши) и такие же лёгкие мотовозы без кабины.

До этого единственной в России трамвайной системой на бензомоторной тяге была построенная до революции пригородная линия из Екатеринодара в станицу Пашковскую. Там этот вид тяги использовался всего два года, после чего в 1914 году линию электрифицировали, и она функционирует и поныне в составе краснодарской трамвайной сети. Причём подвижной состав екатеринодарской линии был изначально «трамвайным», с вагонами трамвайного типа.

Несуществующий трамвай в мемуарах

В своей автобиографии «Жизнь адвоката» заслуженный юрист РСФСР Семён Ария утверждает, что в свою послевоенную командировку в Гремиху путь в Мурманске от вокзала до порта он проделал якобы на трамвае[1].

Выйдя с вокзала в Мурманске, сел в дребезжащий, столетнего возраста трамвай и доехал до морского порта.

Однако документов и фотографий, подтверждающих наличие трамвая или его строительство в послевоенном Мурманске, в Государственном архиве Мурманской области нет[2]: на смену узкоколейке сразу (18 ноября 1934 г.) пришёл автобус, а 11 февраля 1962 г. в городе открыли первую троллейбусную линию[2].

Примечания

  1. Ария С. Л. Жизнь адвоката. — Издание 3-е, дополненное и исправленное. — М.: Американская ассоциация юристов, 2010. — С. 386. — 490 с. — (Выдающиеся юристы). — ISBN 978-1-60442-587-1. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Государственный архив Мурманской области (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 февраля 2017. Архивировано 1 марта 2017 года.

Литература

Ссылки