Москва-Пассажирская-Ярославская
Станция | |
Москва-Пассажирская-Ярославская | |
---|---|
Ярославское направление | |
Московская железная дорога | |
55°46′35″ с. ш. 37°39′26″ в. д.HGЯO | |
ДЦС | ДЦС-1 Московско-Курский |
Регион ж. д. | Московско-Курский |
Оператор | ОАО «Российские железные дороги» |
Дата открытия | 1862 год[1] |
Прежние названия |
Троицкий вокзал Северный вокзал |
Тип | пассажирская[2] |
Классность | внеклассная |
Количество платформ | 11 |
Количество путей | 95 (21 тупиковых) |
Тип платформ | боковая, островные |
Форма платформ | прямая, изогнутая |
Прилегающие перегоны | Москва-Пасс.-Ярославская — Лосиноостровская (4), Москва-Пасс.-Ярославская (парк Москва III) — Москва II-Митьково (1) |
Электрифицирована |
1929 год Москва-Пасс.-Ярославская — Мытищи[3] |
Ток | постоянный, =3кВ[3] |
Архитекторы | Ф. О. Шехтель |
Выход к | Комсомольская площадь, Краснопрудная улица |
Расположение | Москва, ЦАО, Красносельский |
Пересадка на станции |
Комсомольская Комсомольская Москва-Пасс.-Казанская Площадь трёх вокзалов Москва-Пассажирская |
Пересадка на | А: м60, н15, 40, 604, с633; Тб: Т; Тм: 13, 50, 7, 37 |
Установленный километраж | 0,0 |
Тарифная зона | 0 |
Код в АСУЖТ | 195506 |
Код в «Экспресс-3» | 2000002[4] |
Москва-Пассажирская-Ярославская — железнодорожная станция Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Ярославского направления МЖД, как части Транссибирской магистрали. Является тупиковой (нетранзитной), но имеется съезд на Митьковскую соединительную ветвь[5].
Крупнейшая железнодорожная станция пригородного сообщения в Европе[6].
Рядом со станцией находится Ярославский вокзал — обслуживающий её пассажирский терминал, один из девяти вокзалов Москвы. В границах станции также частично (по III, IV путям) находится остановочный пункт Москва III.
Инфраструктура
Станция имеет 95 железнодорожных путей, из них 28 приёмоотправочных — развёрнутой длиной 57 км. Имеются 219 стрелочных переводов (в их числе 35 ручных), вагонное и локомотивное депо, четыре парка. В границы станции Москва-Пасс.-Ярославская входит парк Москва III севернее по ходу, бывшая самостоятельная станция. В парке Москва-3 производят 15-минутную остановку для смены локомотивных бригад широтные поезда, курсирующие с севера на юг России (формирования Северной и Горьковской железных дорог). В этом же парке формируются три пары почтово-багажных поездов и семь пар собственного формирования станции Москва-пассажирская Ярославская[6]. В 2015—2017 годах на станции происходит реконструкция с общим объёмом капиталовложений около 30 млрд рублей, предусматривающая расширение и увеличение ёмкости станции, модернизацию платформ и мостов, прокладку 5 главного пути[6].
Непосредственно у здания вокзала (с северной стороны) находятся 11 высоких пассажирских платформ, у которых находятся 16 тупиковых путей. Проход к путям для электропоездов (западная часть) оборудован турникетами. Восточная часть — для поездов дальнего следования. Главный ход Ярославского направления далее на север до станции Мытищи является пятипутным. При отходе от станции восточные два пути III и IV специализированы для скоростного движения, движение двустороннее-автоблокировка работает в обе стороны. Далее, до Мытищ движение по III и IV путям также двустороннее и от Лосиноостровской до Мытищ проходят между I, II путями.
Следующим остановочным пунктом Ярославского направления является пл. Москва III, частично также находящийся в границах станции: пути III, IV и островная платформа между ними находятся в парке Москва III. Пути I, II (островная платформа) на месте остановочного пункта являются уже перегоном к Лосиноостровской.
К парку Москва III в сторону от вокзала примыкает Митьковская соединительная ветвь от Казанского/Рязанского направления МЖД, по которой следуют транзитные поезда дальнего следования.
В июне 2018 года открыта новая островная платформа станции для 14 и 15 путей.
Сообщение
В 2014 году станция обслужила по отправлению и прибытию 41,3 млн пригородных пассажиров, в дальнем сообщении — 2,9 млн. Каждые две минуты здесь происходит отправление или прибытие поезда. В 2019 году всего ежесуточно здесь принимают и отправляют 237 пар пригородных электропоездов (максимально до 295) и 35 пар (максимально до 37) пассажирских[7], включая три международных фирменных поезда исключительно с купейными вагонами — два в Китай и один в Монголию[5][6].
-
Электровоз ЧС7 с поездом в Новый Уренгой готов к отправлению. Март 2017 года
-
Пригородный электропоезд ЭД4М
По состоянию на декабрь 2018 год вокзал отправляет и принимает следующие пассажирские поезда:
Круглогодичное обращение поездов |
---|
Сезонное обращение поездов |
---|
Персонал
Начальник станции с 2015 по 2018 год — Алексей Коровашков (род. 1975) (с 2018 он стал начальником ДЦС-1)[8][5]. Персонал в 2017 году — 97 железнодорожников, включая двух заместителей начальника и главного инженера; в оперативном подчинении станционной узловой рабочей группы — около 1500 железнодорожников смежных служб и дирекций. Управление движением по станции происходит с пульта релейной централизации стрелок и сигналов, в смене 4 дежурных по станции[6].
Грузовая работа
Два самых крупных клиента-грузоотправителя Москвы-пассажирской Ярославской — Почта России и ООО «Желдорэкспедиция», крупнейший в стране перевозчик груза и багажа. Всего со станции ежесуточно в среднем отправляется 50 почтово-багажных вагонов[5].
Достижения
В 2014 и 2016 годах станция по результатам эксплуатационной деятельности признавалась победителем сетевого соревнования ОАО «РЖД»[5][6].
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[9]:
- Автобусы: м60, н15, 40, 604, с633
- Троллейбусы: Т
- Трамваи: 13, 50, 7, 37
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 История электрификации железных дорог СССР . Архивировано 4 декабря 2012 года.
- ↑ Единая сетевая разметка . Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Гудок, 11 марта 2015. Без единой минуты опоздания. На станции Москва-пассажирская Ярославская сложилась мини-академия наставничества . Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 17 марта 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Гудок, 22 марта 2017. Станция, которая никогда не спит . Дата обращения: 22 марта 2017. Архивировано 23 марта 2017 года.
- ↑ МоЖ, 1 февраля 2019. Наталья Щевелева. Путь чист . Дата обращения: 6 февраля 2019. Архивировано 7 февраля 2019 года.
- ↑ «Ласточки» по МЦК полетят ещё чаще, Без штампов (8 июня 2018). Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве . Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.