Перейти к содержанию

Томск-I

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Томск I»)
Станция
Томск I
ТайгаБелый Яр
Западно-Сибирская железная дорога
Железнодорожный вокзал станцииЖелезнодорожный вокзал станции
56°27′37″ с. ш. 84°59′29″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. НОД-3 Кузбасское отделение
Дата открытия 1898[1]
Прежние названия Межениновка (до 1909)[1]
Тип пассажирско-грузовая
Количество платформ 2
Количество путей 7
Тип платформ 1 боковая; 1 островная
Форма платформ прямые
Ток постоянный, 3 кВ
Выход к Привокзальная пл.
Расположение Флаг России Россия, Томск, Кировский район
Пересадка на

Трамвай: 2, 2а, 4. Троллейбус: 4, 7.

Автобус: 2, 4, 10, 11, 12, 23, 26, 27, 29, 30, 33, 53, 119, 401, 442
Расстояние до Тайги 79 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 3534 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Белого Яра 284 км Яндекс.Расписания
Код станции 88720[1]
Код в АСУЖТ 873901
Код в «Экспресс-3» 2028150

Томск I — железнодорожная станция Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги. Расположена на территории Кировского района города Томска.

История

Станция построена при строительстве Томской ветви Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути на 73-й версте от Тайги и 1627-й версте от Челябинска. По состоянию на 1898 год, в частности, со станции Межениновка в Восточную Сибирь было отправлено уже более 3500 тонн муки. На момент строительства, станция являлась второй станцией Томской ветви от Тайги, после Басандайки (с 1909 — Межениновка), и располагалась вне пределов города Томска, около 9,6 км от станции Томск, в свою очередь расположенной в 2 верстах от тогдашних границ города[2].

При строительстве Томской ветви на месте станции Томск-I была построена пассажирская платформа[источник не указан 1032 дня] (по состоянию на конец XIX века — железнодорожная станция IV класса[2]) Межениновка, а железнодорожная станция Томск по проекту была размещена севернее пересечения железной дорогой Иркутского тракта. Со временем большинство пассажиров стало предпочитать платформу Межениновка станции Томск. Хотя обе станции на момент постройки находились на городских окраинах и расстояние до центра города было примерно одинаковым, но на станцию Межениновка поезд прибывал раньше, а отправлялся в южном направлении чуть позже, что было удобнее для пассажиров, поэтому в 1909 году Томская городская дума приняла решение переименовать станцию Межениновка в станцию Томск-I, а станцию Томск — в станцию Томск-II. Имя Николая Меженинова в 1909 году было закреплено в названии железнодорожной станции Басандайка, расположенного на 48 километре Томской ветви (не следует путать с прежним Разъездом 34-й км, переименованным в 1959 году в свою очередь в железнодорожную станцию Басандайка). Вскоре началось строительство каменного здания вокзала станции Томск-I по проекту архитектора Я. Я. Родюкова. Освящение первой очереди вокзала (центральная часть и южное крыло) состоялось 29 января 1917 года. Достройка северного крыла затянулась до 1960-х годов[3].

Вокзал

Вид на вокзал со стороны Привокзальной площадиГерб Объект культурного наследия РФ

Здание вокзала несколько раз расширялось и перестраивалось. Последний проект реконструкции был разработан институтом «Сибжелдорпроект». Строительные работы начались в октябре 2001 года, реконструкция вокзала была завершена в 2004 году к 400-летию Томска[4].

Вокзал представляет собой просторное двухэтажное симметричное здание. В центральной части первого этажа имеется два кассовых зала: основной, окнами на привокзальную площадь и сервис-центр окнами на платформу. В сервис-центре можно было купить билет без очереди благодаря дополнительной комиссии, заказать гостиницу, такси и получить другие услуги. С распространением продаж билетов через интернет сервис-центр потерял актуальность и используется как зал ожидания повышенной комфортности. В левом крыле расположены кассы и зал ожидания пригородных поездов, в правом крыле с момента открытия после реконструкции и до 2011 года был вокзальный ресторан русской кухни, который в силу специфики пассажиропотока на вокзале не пользовался спросом и закрылся. С 2016 года в пустующих помещениях открылись кассы и зал ожидания автовостанции "Транссервис", организованной перевозчиками, владельцами маршрутных такси, недовольными политикой автовокзала "Томскавтотранс".

На втором этаже вокзала организован зал ожидания и комнаты отдыха. Доступ с первого на второй этаж по лестнице, лифтов нет. Пассажиры мало пользуются залом ожидания (жители города прибывают непосредственно к поезду, а транзитных очень мало), поэтому в нем иногда проводят выставки, ярмарки или концерты.

Из-за центрального расположения кассовых залов у вокзала имеется два фойе по сторонам от кассового зала, два выхода в город и два выхода к поездам. Пригородный зал имеет отдельный выход в город и к поездам. Для прохода ко второй платформе имеется подземный переход, который часто закрыт, так как количество прибывающих-отбывающих поездов позволяет обходиться только первым путём. В целях обеспечения безопасности все входы оборудованы рамками металлодетекторов, но далеко не все двери открыты постоянно. Вход в пригородный зал со стороны города открывается за час-полтора до отправления электропоездов, одновременно с пригородными кассами. Основные входы в вокзал работают по очереди - один из двух входов по несколько недель официально ремонтируется, хотя видимых работ не проводится - просто в дверях стоит стремянка. В рамках соблюдения правил антитеррористической безопасности выходы к поездам открываются только после объявления о прибытии поезда и начале посадки-высадки. Калитка, позволяющая пройти с платформы на привокзальную площадь, минуя здание вокзала, по тем же причинам не используется совсем.

Пригородное сообщение

Электропоезд ЭД4М сообщением Томск-II — Тайга
№ поезда Маршрут Категория Перевозчик
6081/6082 Томск-2 — Тайга-1 пассажирский Кузбасс-пригород
6087/6088 Томск-2 — Тайга-1 пассажирский Кузбасс-пригород
6095/6096 Томск-1 — Тайга-1 пассажирский Кузбасс-пригород

Дальнее сообщение

Электровоз ЭП2К в составе пассажирского поезда № 609И Новокузнецк — Томск
№ поезда Маршрут Категория Перевозчик
37/38 Томск — Москва. "Томич" скорый, фирменный ФПК
115/116 Томск — Адлер скорый ФПК
869/870 Томск – Новосибирск скорый Кузбасс-пригород
203/204 Томск — Анапа скорый ФПК
363/363 Томск – Караганда пассажирский ФПК, КТЖ
391/392 Томск – Риддер (Лениногорск) пассажирский ФПК
601/602 Томск – Бийск пассажирский ФПК
601/602 Томск – Новокузнецк пассажирский ФПК
391/7 Томск – Владивосток Вагоны беспересадочного сообщения ФПК

Контакты

  • Номера телефонов справочной службы вокзала: (3822) 54-19-40, 54-19-41.
  • Адрес вокзала: 634012, Россия, Томск, проспект Кирова, 70 (Привокзальная площадь).

См. также

Перейти к шаблону «Тайга — Белый Яр» Тайга — Белый Яр
 На Мариинск 
0,00
3564,1
Тайга
ТЧР-11; ТЧЭ-12
2,0
3562,0
о.п. 2 км
3,0 Тайга II
3,0 о.п. 4 км
9,4 о.п. 10 км
 На Новосибирск-Гл. 
г. Тайга
Яшкинский район
10,2 Разъезд 11 км
14,8 о.п. 15 км
21,0 о.п. Сураново
р. Тугояковка
Кемеровская область
Томская область
25,5 о.п. 26 км
27,8 о.п. 28 км
30,2 о.п. 31 км
33,9 Басандайка
38,0 о.п. 38 км
40,2 о.п. 41 км
44,0 о.п. 44 км
47,4 Межениновка
54,0 о.п. Петухово
56,0 о.п. Рябинка
58,1 о.п. Каштак
Богашёвский тракт
Аэропорт Богашёво
61,5 Богашёво
Томский район
г. Томск
о.п. Лоскутово
66,0 66 км
67,7 о.п. 68 км
70,6 Предтеченск
75,5 о.п. 76 км
ул. Мокрушина
78,3 Томск-I
ул. Шевченко
Томская ГРЭС-2
Подъездные пути
р. Ушайка
ул. Балтийская
85,0 о.п. 85 км
р. Ларинка
ООО «Томский завод СМиИ»
←ул. Иркутский тракт
87,0 Томск-II
На Томск-Грузовой; Северск
ул. Вилюйская
1-й Вилюйский пр.
ул. Смирнова
р. М. Киргизка
5,6 Томск-Грузовой
↑=3кВ
↓нет
Ижевская ул.
Пр. Ленина
Завод ДСП
Томск-Груз.-Пер.
↑=3кВ
↓нет
Томский речной порт
Кузовлёвский тракт
КПП "Центральный"
р. Б. Киргизка
Сосновая ул.
Предзаводская
Центральная
Заводская
Угольная
Нижняя
Верхняя
Тупиковая
«Завод ЖБК-100»
Томская ТЭЦ-1
Нефтехимовская трасса
92,3 Томск-Северный
р. М. Киргизка
г. Томск
Томский район
69Н-18
98,7 Копылово
↑=3кВ
↓нет
102,0 о.п. 102 км
На Томскнефтехим
69Н-18
р. Б. Киргизка
Кудрово
Томская ТЭЦ-3
Входная
Томскнефтехим
104,0 о.п. 104 км
108,0 о.п. 108 км
69Н-18
р. Б. Киргизка
115,0 о.п. 115 км
118,1 о.п. Туган ↑нет/↓≈25кВ
69Н-18
123,0 о.п. 123 км
126,0 о.п. 126 км
р. Вейциховская
129,7 Ольговка
? о.п. 135 км
р. Итатка
42,0 Гарь
Большая Юкса
40,0 Каракозово
28,0 Юкса
р. Боярев Лог
11,0 Куйбышево
140,5
0,00
Итатка ↑1 путь/↓2 пути
Томский район
Асиновский район
148,3 о.п. 149 км
152,3 о.п. 153 км
р. Чартоны
р. Юшта
160,5 о.п. 161 км
165,8 о.п. 166 км
р. Кутатка
разъезд Новиковка
173,4 о.п. 174 км
 ↓↑≈25кВ На Мариинск 
ул. Довгалюка
181,0 Асино
Мостовой пер.
69К3 Гривная ул.
Лесозаводская ул.
ул. Никитина
оз. Киргисак
оз. Киргисак
р. Чулым
Асиновский район
Первомайский район
194,5 о.п. 195 км
196,7 Куендат
р. Ежи
203,5 о.п. 204 км
214,9 Сахалинка
р. Чугундат
220,0 о.п. 220 км
р. Балагачёвка
р. Тазырбак
Балагачёво-Перегрузочная
231,5 Балагачёво
 Францево – Депо КУЖД 
253,5 о.п. 254 км
р. Чичкаюл
р. Десятка
268,2 Улу-Юл
р. Улуюл
р. Илиндук
р. Колбенная
Первомайский район
Молчановский район
р. Сайга
Батуринский переезд
Молчановский район
Верхнекетский район
309,9 Сайга
р. Ягодная
338,0 о.п. 338 км
р. Суйга
341,8 Санджик
р. Суйга
363,1 Белый Яр
 ↓↑≈25кВ На Лесосибирск 
Строительная ул.
ул. Свердлова
ст. Белоярская
ОАО «Белоярский ЛПК»
 ↓↑≈25кВ На Нижневартовск 

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Архангельский А. С. Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР (Справочник, книга 2) // М.: Транспорт, 1981. — 360 с. — С. 168, 293, 318.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Дмитріев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданіе Министерства путей сообщенія (с 2 фототипіями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб: Товарищество художественной печати, 1900. — 600 с. — С. 344.
  3. Н. Дмитриенко, Э. Черняк «В Томске в 1917 году» Архивная копия от 28 апреля 2019 на Wayback Machine, стр. 174
  4. В Томске открыто здание вокзала после реконструкции Архивировано 17 мая 2008 года.. — REGNUM.

Ссылки