Казанское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от станции Люберцы I (где линия ответвляется от Рязанского направления) через станцию стыкования Вековка, Арзамаса, Мурома до станции Канаш, где линия до Казани соединяется со «старой» линией через Рязань-Рузаевку-Саранск. Однако километраж на всей линии до Казани (фактически и далее через Дружинино до пригородов Екатеринбурга) считается от Казанского вокзала. Расстояние от Москвы до станции Черусти — 157 км. Станция Черусти — пограничная с Горьковской железной дорогой. От самой развилки с Рязанским направлением на станции Люберцы I до Гжели параллельно линии Казанской железной дороги проходит трасса Егорьевского шоссе.
По линии следуют пригородные поезда на Куровскую, Егорьевск, Шатуру, Черусти, пассажирские поезда дальнего следования в города Среднего Поволжья и некоторые города Урала и Сибири, а также основная масса грузовых поездов в Сибирь и на Дальний Восток. На Казанское направление идёт 30 электропоездов в сутки (примерно 30 % от общего числа электропоездов в сутки, следующих от Казанского вокзала).
Конечной станцией пригородных поездов от Москвы является Черусти Московской дороги. Прямые электрички от Москвы до Вековки были отменены в 2012 году. От Черустей до Вековки ходят согласованные с московскими электрички.
Существует 5 поездов «Черусти — Вековка», из них 4 Черусти — Вековка (кроме самой ранней на Вековку) и все 5 Вековка — Черусти согласованы с электричками от и до Москвы. В предпраздничные и праздничные дни 2 электропоезда следуют до Вековки.
Пригородное пассажирское сообщение обслуживается моторвагонным депо ТЧ-26 Куровская, также обслуживающему часть маршрутов на БМО и в пригородной зоне Рязани.
История
Казанское направление — самая молодая из железнодорожных магистралей Московского узла. Движение на линии от Люберец до Шихран через Черусти, Муром, Арзамас было открыто в 1912 году. До этого железнодорожное сообщение Москвы до Казани осуществлялось через Рязань.
В 1960 году участок Люберцы I — Черусти вошёл в состав Московской железной дороги, был электрифицирован на постоянном токе, грузовые и пассажирские поезда стали водить электровозами депо Москва-сортировочная. 12 октября того же года от Казанского вокзала в направлении Куровской отошёл последний в истории МЖД пригородный поезд на паровозной тяге.
В 1972 году было открыто двупутное движение. На участке Коренёво - Овражки была построена эстакада перекрещивания движения с левостороннего (характерного для Рязанского направления МЖД) на правостороннее. Большая часть бывших разъездов с "километровыми" названиями получили полноценные имена (Кузяево, Коренёво, Смолёво и др.) в качестве новых остановочных пунктов.
В то же время на переменном токе был электрифицирован участок от Арзамаса и Мурома в сторону Москвы. В 1986 году в районе бывшего разъезда Вековка произошло соединение двух отрезков магистрали, электрификация которых происходила одновременно. Поскольку участок от Москвы был электрифицирован постоянным током, а встречный, от Мурома — переменным, на месте разъезда Вековка была построена одноименная станция стыкования. Пригородные поезда на тепловозной тяге на участке Муром - Черусти, позволявшие "срезать" вынужденную пересадку в Вековке, проработали ещё 20 лет - до окончания эксплуатации тепловозов этого типа в 2006 году.
Большинство станций и остановочных пунктов реконструированы в конце 2000-х годов. В 2000-2010-х, до перекрашивания объектов инфраструктуры в корпоративные цвета гамма оформления остановочных пунктов была зелёной, так же, как и на Рязанском направлении. Таблички на станциях и платформах травянисто-зелёные с надписями белым шрифтом. Некоторые строения сохраняют такой облик и по сей день.
Современное состояние
Благодаря меньшему расстоянию до Транссиба по сравнению с Ярославским и Нижегородским ходами Казанское направление востребовано как в пассажирских, так и в грузовых перевозках в восточную часть страны.
6Черусти — самая дальняя станция главного хода, имеющая прямое сообщение с Москвой электропоездами. Пересадка на местные электропоезда от Черустей далее до Вековки.