Перейти к содержанию

Чита II

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Чита 2
Петровский Завод — Карымская
Забайкальская железная дорога
Вид на пассажирские платформы и вокзалВид на пассажирские платформы и вокзал
52°01′42″ с. ш. 113°29′42″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Читинский регион
Дата открытия 1900 год[1]
Прежние названия Чита-Город
(до 1906)
Проектное название Пост Чита-Город
Тип пассажирская
Классность 1 класса
Количество платформ 2
от 2019: 4
Количество путей > 10
Тип платформ 1 боковая, 1 островная
от 2019: 1 боковая, 3 островная
Форма платформ прямая
Прилегающие перегоны Чита I -Чита ll - Антипиха
Электрифицирована 1973
Ток ~ 25 кВ
Выход к ул. Бутина
Расположение Россия, Чита
ул. Бутина, 2
Пересадка на станции Чита 1
Пересадка на А: 5, 8, 10, 14, 20, 121
Тб: 1, 2, 6
Установленный километраж 6197, 1
Расстояние до Москвы 6197 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Забайкальска 471 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Владивостока 3097 км Яндекс.Расписания
Герб Объект культурного наследия РФ

Чита́ 2 — станция Забайкальской железной дороги в городе Чите — административном центре Забайкальского края. Главный железнодорожный вокзал города. Здание вокзала признано объектом культурного наследия народов России регионального значения и охраняется государством[2].

Краткая характеристика

Крупный пассажирский транспортно-пересадочный железнодорожный узел. Находится на участке Забайкальской железной дороги Петровский Завод — Карымская. От станции отходят 2-3-х путные электрифицированные перегоны на Читу 1 и Антипиху.

Относится к Читинскому региону Забайкальской железной дороги. По характеру работы станция отнесена к 1 классу[3]. В границах станции расположен автовокзал. У всех поездов, кроме местного формирования составов пассажирских поездов дальнего следования, следующих через станцию, производится смена локомотивных бригад и локомотивов.

История

Железнодорожный вокзал станции Чита-Город на почтовой открытке 1910 года

В 1851 году с образованием Забайкальского казачьего войска высочайше была учреждена Забайкальская область, центром которой стала станица (село) Чита, получившая статус города. На начало 1856 года в городе насчитывалось: 1 церковь, 28 торговых домов и лавок, 157 домов где проживало не более 1000 жителей[4].

Железнодорожная станция Чита II (до 1906 — Чита-Город) была открыта для пассажиров и перевозки грузов в 1900 году. Железнодорожную ветку, проходящую по территории города пришлось строить дважды — первое полотно было смыто большим наводнением в июле 1897 года. После этого дорогу перенесли выше по берегу реки.

22 декабря 1899 (3 января 1900) года в Читу на Дальний вокзал (ныне — ст. Чита 1) прибыл первый поезд. Открытие железнодорожного движения по Забайкальской дороге послужило мощным импульсом развитию города и всего Российского Забайкалья. Чита стала превращаться в крупный транспортно-промышленный центр. На Забайкальскую дорогу начали поступать паровозы серии Е типа 1-5-0. Они могли вести составы весом до одной тысячи тонн, что по тем временам считалось невероятным.

Здание вокзала строилось три года и было торжественно открыто и введено в эксплуатацию в 1903 году. Станция строилась на государственные бюджетные средства и пожертвования частных инвесторов в ходе сооружения Великой Сибирской железной дороги, — второй очереди одного из семи её участков — Забайкальской железной дороги. Строительство дороги велось с весны 1895 года. Работы по прокладке пути велись от станции Мысовая в восточном направлении и от Сретенска на запад. Строительством руководил инженер путей сообщения Александр Пушечников[5][6].

Также, как в Челябинске и Оби (Новониколаевске I-Пассажирском), в границах станции был обустроен врачебно-питательный переселенческий пункт, в котором оказывалась помощь нуждающимся и больным переселенцам, следующим далее на освоение Дальнего Востока.

В 1973 году, в ходе работ по электрификации участка Петровский Завод— Карымская, в рамках запуска участка Чита-Карымская станция была электрифицирована переменным током ~ 25 кВ.

В 1905 году введен в эксплуатацию зал ожидания для пассажиров. В 1948 году — здание пригородных касс, в 1973 — комнаты отдыха матери и ребёнка, а в 1975 году — кассовый зал в новом здании вокзала. В 1980 году были сданы в эксплуатацию багажные отделения и склады.

Пропускная способность в сутки составляет в среднем 2500 пассажиров дальнего сообщения и 1200 пассажиров пригородного сообщения. Максимальная наполняемость в «час пик» — 1200 пассажиров, единовременная вместимость — 900 человек, 464 посадочных мест по залам вокзала. В 2016 году на станции были произведены работы по укладке 2,2 км новых путей, обновлению и замене стрелочных переводов и ремонту пассажирских платформ. Были заменены системы связи и оповещения[7].

Пассажирское движение

На станции останавливаются все пассажирские и пригородные поезда. Станция обслуживает не менее 5-6 пар пассажирских поездов дальнего следования, направлением на Дальний Восток, Китай (Забайкальск), север и запад, пригородные поезда. Со станции регулярно отправляются местные электропоезда на Могзон и Карымскую. В здании вокзала можно приобрести железнодорожные билеты на поезда дальнего следования международного сообщения (КНР, Монголия, КНДР).

Перевозчики, направления и расписание

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
Федеральная пассажирская компания Дальнее следование РЖД
Забайкальская пригородная пассажирская компания Пригородное сообщение

Деятельность

  • Продажа пассажирских билетов.
  • Прием и выдача багажа на открытых площадках и в складских помещениях.

Общественный транспорт

От автовокзала, расположенного в границах станции отправляются автобусы в города России и Китай. С остановок на улице Бутина — автобусы, троллейбусы и маршрутные такси городских маршрутов. Имеется стоянка легковых такси.

Примечания

Литература

Статьи и публикации

Ссылки

Перейти к шаблону «Лесная — Приисковая» Лесная — Приисковая
На Улан-Удэ
6138,8 Лесная
На Голубичная
6144,7 Жипковщина
6156,0 Ингода
6162,3 Домна
6172,6 Черновская
6175,5 6176 км
6178,6 Железобетонный
6185,0 Кадала
+3,0 о.п. Кенон
На Читинская ТЭЦ-1
+6,0 о.п. 6 км
подъездные пути
+10,0 о.п. Комбинат
Камвольно-суконный
комбинат
6190,7 6191 км
Подъездные пути
Парк путей
6194,2 Чита I
ТЧ-3 «Чита I»
Парки путей
На Читинская ТЭЦ-2
р. Читинка
6197,1 Чита II
Ранжирный парк
6203,4 Антипиха
6205,0 6205 км
6206,7 Песчанка
6211,4 Пионерская
6214,0 Атамановка
6216,5 Дачный
6219,7 Засопочная
6221,3 Каменный Карьер
6224,0 6224 км
6226,1 Глубокая Падь
6229,2 Земляничная
6230,9 Кручина
6236,9 Александровка
6239,9 Новая
6244,0 6244 км
6246,9 Орлёнок
6251,3 Птицефабрика
6253,4 Маккавеево
6260,3 Сосняк
6263,9 Дарасун
6269,0 6269 км
6273,5 Туринская
6287,2 Кадахта
6293,0 6293 км
6294,3 Карымская
6302,3 6302 км
6305,9 Тарская
галерея
галерея
6309,2 6309 км
На Забайкальск
6312,0 6312 км
6314,1 Кайдалово
6323,1 Нацигунск
6330,0 6330 км
6336,0 Урульга
р. Урульга
6353,0 6353 км
р. Талача
6361,9 Савинская
6368,0 6368 км
6375,2 Зубарево
6380,0 6380 км
6385,0 6385 км
6393,3 Размахнино
6400,0 6400 км
6406,2 Солнцевая
На ОАО
«Забайкальский ГОК»
6413,0 6413 км
6417,1 Онон
6427,0 6427 км
6428,0 Казаново
6437,0 6437 км
р. Кия
6442,1 Шилка-Тов.
6443,0 6443 км
Парк путей
6444,1 Шилка-Пасс.
Подъездные пути
Парки путей
6450,6 6451 км
6428,0 Холбон
6460,6 6461 км
6464,0 6464 км
6468,7 Апрелково
6474,5 Бишигино
6477,5 6478 км
6484,0 6484 км
6488,9
00,0
Приисковая
р. Нерча
На Сковородино
+5,0 о.п. 5 км
+7,3 о.п. 8 км
8,9 Нерчинск