Перейти к содержанию

Клиа, Джок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джок Клиа

Джок Клиа (англ. Jock Clear; род. 12 сентября 1963, Портсмут, Гэмпшир) – английский главный гоночный инженер, работающий в команде Феррари Формулы-1, где в настоящее время является тренером гонщиков для Шарля Леклера[1], совместно с Калумом Макдональдом для Карлоса Сайнса-младшего, которого иногда подменяет гоночный инженер Риккардо Корте. До перехода в Феррари он работал в Мерседес, где был гоночным инженером Льюиса Хэмилтона (20132014) и Михаэля Шумахера (20112012). Он также был гоночным инженером Нико Росберга (2010-2011), Рубенса Баррикелло (2006-2009), Такумы Сато (2003-2005), Жака Вильнёва (1996-2003), Дэвида Култхарда (1995) и Джонни Херберта (1994).

Ранняя жизнь

Клиа родился в Портсмуте, Гэмпшир[2], посещал Портсмутскую грамматическую школу[3], и в 1987 году окончил Университет Хериота-Уатта (Эдинбург) со степенью в области машиностроения[4].

Будучи студентом Университета Хериота-Уатта, Клиа был защитником университетской команды по регби.

Карьера

Его карьера в автоспорте началась в компании Lola Cars, где он работал инженером-конструктором, а в 1989 году он перешёл на должность руководителя отдела композитного дизайна в Бенеттон. В 1992 году он работал старшим конструктором в Лейтон Хаус, затем перешел в Лотус, где в 1994 году стал гоночным инженером Джонни Херберта. Когда в конце года Лотус распалась, он перешел в Уильямс и стал инженером Дэвида Култхарда[5], который выиграл в 1995 году свой первый Гран-при Португалии и занял третье место в чемпионате пилотов.

Жак Вильнёв пришел в Уильямс в 1996 году, и Клиа стал его гоночным инженером; канадец выиграл чемпионат мира в следующем году под руководством Клиа. Когда в сезоне 1999 года Вильнёв перешел в British American Racing, его инженер последовал его примеру[6]. Эти отношения продолжались до Гран-при Японии 2003 года, когда Вильнёв ушел накануне гонки. Освободившееся место занял Такума Сато[7], который в своем дебюте с командой занял шестое место. Клиа работал с Сато в 2004-2005[8] годах, а затем с Рубенсом Баррикелло с 2006 по 2009 год[9]. После того как в 2009 году команда стала называться Браун[10], Баррикелло выиграл Гран-при Европы и Италии[11] и занял третье место в чемпионате мира.

В ноябре 2007 года Клиа был удостоен звания почетного доктора технических наук Университета Хериота-Уатта «в знак признания его выдающихся успехов в применении инженерной науки в самых сложных и конкурентных условиях и в качестве примера для подражания молодым инженерам»[12][13].

В декабре 2014 года было объявлено, что Клиа подписал контракт с Феррари и перейдет в команду с сезона Формулы-1 2015 года.

Примечания

  1. Phillip van Osten. Ferrari shakes up race crews - Clear to oversee Leclerc (англ.). F1i.com (12 февраля 2019). Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  2. Absolute Speakers: Jock Clear (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 августа 2009. Архивировано 22 июня 2008 года.
  3. Gearing up for a faster future (англ.) // OPUS. — The Portsmouth Grammar School, 2013. — Iss. 9. — P. 30. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  4. MechEng Alumnus Awarded Honorary Doctorate Degree by University (англ.) (недоступная ссылка). Mechanical Engineering - School of Engineering and Physical Sciences. Edinburgh: Dept. of Mechanical Engineering, School of EPS, Heriot-Watt University (31 января 2008). Архивировано 26 февраля 2012 года.
  5. Jock Clear (англ.). grandprix.com. Inside F1 Inc. Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  6. Unsung hero - Jock Clear. (англ.). Crash (1 августа 2003). Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  7. Eason, Kevin. Sato in pole position after Villeneuve walks out on BAR (англ.), The Times (10 October 2003). Архивировано 14 сентября 2022 года. Дата обращения 14 сентября 2022.
  8. The role of the F1 race engineer (неопр.). www.f1technical.net. Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  9. TotalMercedesGP.com - Mercedes GP News - Jock Clear (англ.). www.f1network.net. Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  10. Brawn GP (англ.) (2 November 2009). Архивировано 18 мая 2022 года. Дата обращения 14 сентября 2022.
  11. Italian Grand Prix: Rubens Barrichello wins (англ.). www.telegraph.co.uk. Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.
  12. Monthly Briefing from Court, Senate, PME and its boards: September/October 2007 (англ.). Heriot-Watt University (2007). Архивировано 6 декабря 2008 года.
  13. Jock Clear: Honorary Doctor of Engineering - Heriot-Watt University Malaysia (англ.). www.hw.ac.uk. Дата обращения: 14 сентября 2022. Архивировано 14 сентября 2022 года.