Мосс, Стирлинг
Стирлинг Мосс | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||||||||||
Гражданство |
|
||||||||||||||||||||||||
Выступления в чемпионате мира Формулы-1 | |||||||||||||||||||||||||
Сезоны | 1951-1961 | ||||||||||||||||||||||||
Автомобили | HWM, Connaught Engineering, ERA, Cooper Car Company, Officine Alfieri Maserati, Daimler Benz AG, Vanwall, BRM, Porsche, Scarab, Ferguson, Lotus | ||||||||||||||||||||||||
Гран-при | 67 (66 стартов) | ||||||||||||||||||||||||
Дебют | Швейцария 1951 | ||||||||||||||||||||||||
Последний Гран-при | США 1961 | ||||||||||||||||||||||||
|
Сэр Сти́рлинг Кро́фард Мосс, OBE (англ. Sir Stirling Craufurd Moss, 17 сентября 1929, Лондон — 12 апреля 2020, там же) — британский автогонщик, с 1951 по 1962 год пилот Формулы-1, победитель Targa Florio (1955), призёр «24 часов Ле-Мана». В рамках чемпионатов мира Формулы-1 считается самым невезучим пилотом в истории: он часто сражался за чемпионский титул, но победителем мирового первенства так и не стал (с 1955 по 1958 становился вторым, с 1959 по 1961 становился третьим призёром в общем зачёте). Он одержал 16 побед за рулём Mercedes, Maserati, Vanwall, Cooper и Lotus в рамках этапов чемпионата мира Ф1 и 19 побед во внезачётных Гран-при Ф1.
Биография
Первые выступления и дебют в Формуле-1 (1947—1954)
Спортивная карьера Стирлинга Мосса началась в 1947 году. Его первым автомобилем был BMW 328. Первый серьёзный успех Мосса в автоспорте состоялся в 1950: он выиграл Tourist Trophy на Jaguar XK120.
В 1951 состоялся дебют Стирлинга Мосса в Формуле-1 и в гонках «24 часа Ле-Мана». Британец принял участие в Гран-при Швейцарии, первом этапе сезона 1951 Формулы-1, в составе команды HWM[англ.]. Мосс стартовал 14-м, а финишировал 8-м (на последнем круге у него кончилось топливо). В "24 часах Ле-Мана 1951[англ.] Стирлинг Мосс выступал на своём собственном Jaguar XK120 вместе с Джеком Фэйрменом[англ.]. Из-за проблем с давлением масла пилоты не смогли завершить гонку. В трёх следующих гонках "24 часа Ле-Мана" (1952[англ.], 1953[англ.], 1954[англ.]) Стирлинг Мосс выступал за заводскую команду Jaguar вместе с Питером Уокером. В 24 часах Ле-Мана 1953[англ.] он занял второе место.
В эти годы Мосс выступал в Формуле-1 за различные команды — HWM, ERA, Connaught, Cooper. Талантливым пилотом интересовалась команда Mercedes, но руководитель команды Альфред Нойбауэр счёл Стирлинга недостаточно опытным и готовым к выступлениям за Mercedes. И в 1954 Мосс купил Maserati 250F, за рулём которой занял 3-е место на Гран-при Бельгии. Это были первые очки Стирлинга Мосса в Формуле-1, который также набрал 1/7 очка на Гран-при Великобритании за лучшее время круга, разделённое с шестью другими пилотами. Мосс провёл три гонки за заводскую команду Maserati, но во всех них сошёл с дистанции по техническим причинам.
Расцвет карьеры в Формуле-1 (1955-1958)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=1958-03-22_Sebring_Aston_DBR1-2_Moss.jpg&width=300)
В 1955 Стирлинг Мосс подписал контракт с командой Mercedes. Среди его партнёров был Хуан-Мануэль Фанхио. В своей первой гонке за Mercedes, Гран-при Аргентины, Мосс занял четвёртое место, взяв по ходу гонки автомобиль Ханса Херрмана. Мосс занял второе место на Гран-при Бельгии и Нидерландов, которые выиграл Фанхио. А на Гран-при Великобритании Мосс одержал свою первую победу в карьере. При этом Фанхио пропустил Мосса вперёд, дав ему возможность выиграть на домашнем Гран-при. За это Мосс попросил увенчать Фанхио, как победителя, лавровым венком[1]. В общем зачёте сезона 1955 Мосс стал вторым. Помимо этого, он выиграл Mille Miglia и Targa Florio.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moss_and_Ireland_at_1961_Dutch_Grand_Prix.jpg&width=300)
Однако после триумфального сезона вФормуле-1 команда Mercedes ушла из автоспорта. Это было связано с трагедией в 24 часах Ле-Мана 1955[англ.] — разбился Пьер Левег. Стирлинг Мосс перешёл в Maserati. В 1956 Мосс был одним из претендентов на чемпионский титул, одержал две победы и ещё дважды пришёл на подиум. Но он часто не доезжал до финиша из-за ненадёжности машины, и чемпионом снова стал Фанхио, а Мосс вновь стал вторым. Кроме того, он стал вторым в гонке 24 часов Ле-Мана, а в сумме за год одержал 16 гоночных побед.
В 1957 Мосс после неудачи на Гран-при Аргентины перешёл в команду Vanwall. В новой команде он одержал три победы (победу в Великобритании разделил с Тони Бруксом), что позволило ему стать в чемпионате вторым в третий раз подряд. А в 1958 Мосс стал действительным претендентом на титул. Гонщик начал сезон с победы на скромном Cooper и провёл все остальные Гран-при за Vanwall. Однако Мосса вновь часто подводила техника, и чемпионом стал Майк Хоторн. Мосс в четвёртый раз подряд стал вторым, а его команда взяла Кубок конструкторов. Но после окончания сезона Vanwall ушёл из Формулы-1 из-за гибели Стюарта Льюиса-Эванса.
Последние сезоны в Формуле-1 (1959-1961)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MossLotusClimax19610806.jpg&width=300)
В 1959 сезоне Стирлинг Мосс выступал за Cooper (команда RRC Walker Racing Team[англ.]), а также провёл две гонки за рулём BRM P25. Пилот четыре раза стартовал с поула, но выиграл лишь дважды. В общем зачёте Мосс стал третьим. Два своих последних сезона в Формуле-1, 1960 и 1961, Стирлинг Мосс провёл в команде Роба Уокера[англ.], выступая за рулём Cooper и затем, в бо́льшей части гонок, за рулём Lotus. Сезон 1960 Формулы-1 поначалу складывался для Стирлинга Мосса удачно: он занял 3 место в Аргентине и победил в Монако. Однако затем последовали травма в Бельгии и дисквалификация в Португалии. Мосс не смог бороться за чемпионство, но во второй раз подряд занял 3 место в общем зачёте благодаря красивой победе на Гран-при США. Обе победы Мосса в сезоне были добыты за рулём Cooper.
Стирлинг Мосс начал свой последний сезон Формулы-1 с победы на Гран-при Монако. Это была первая победа Lotus в Формуле-1. В год доминирования Scuderia Ferrari, когда первые два места в чемпионате пилотов заняли Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс, Мосс стал «лучшим из остальных», а на Гран-при Германии одержал свою последнюю победу в Формуле-1, под дождём обогнав фон Трипса и Фила Хилла.
Уход из автоспорта (1962)
В 1962 победы Стирлинга Мосса продолжались. В самом начале года он выиграл ряд гонок в Австралии и Новой Зеландии, а по возвращении в Великобританию стал седьмым в Lombank Trophy. Впоследствии он, отправляясь в Гудвуд, попал аварию и получил серьёзные травмы. Восстановление было очень долгим, и после этого Мосс прекратил свою спортивную карьеру.
После завершения карьеры
После ухода из автоспорта Мосс занимался бизнесом, а в конце 1970-х принимал участие в гонках автомобилей своей эпохи. В 2000 году, являясь президентом британской «Ассоциации классического ралли» (англ. "The Classic Rally Association"), он организовал автопробег на ретро-автомобилях «Вокруг света за 80 дней»[2] В том же году Стирлинг Мосс получил титул рыцаря, став кавалером Ордена Британской империи.
В начале марта 2010 года 80-летний Мосс получил тяжёлые травмы в результате несчастного случая. В своём доме он упал в лифтовую шахту, когда двери лифта открылись, но из-за сбоя в работе техники кабина в этот момент находилась этажом выше. Внутренние органы не были повреждены, и жизнь Мосса осталась вне опасности.[3] Мосс довольно быстро оправился от травм и уже 11 июля, на подиуме Гран-при Великобритании, вручал приз за 2-е место своему соотечественнику Льюису Хэмилтону.
Личная жизнь
Этот раздел не завершён. |
В 1958—1959 годах имел краткий любовный роман с 19-летней начинающей актрисой Джуди Карне[4].
Смерть
Стирлинг Мосс умер после продолжительной болезни 12 апреля 2020 года в возрасте 90 лет в своём доме в Мейфэре[5][6][7].
Результаты выступлений в автоспорте
Чемпионат мира среди гонщиков (Формула-1)
Легенда к таблице |
---|
Внезачётные гонки Формулы-1
24 часа Ле-Мана
Год | Класс | № | Команда | Напарник(и) | Машина | Круги/часы | ОП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1951 | S 5.0 | 22 | Stirling Moss | Jaguar XK120C | 92 | Сход | Сход | |
1952 | S 5.0 | 17 | Jaguar Ltd | Jaguar C-Type[англ.] | 3 ч. | Сход | Сход | |
1953 | - | 17 | Jaguar Cars Ltd | Jaguar C-Type[англ.] | 300 | 2 | 2 | |
1954 | - | 12 | Jaguar Cars Ltd | Jaguar D-Type | 92 | Сход | Сход | |
1955 | S 3.0 | 19 | Daimler-Benz AG | Mercedes-Benz 300 SL[англ.] | 134 | ОТК | ОТК | |
1956 | S 3.0 | 8 | Aston Martin Ltd | Aston Martin DB3S[англ.] | 299 | 2 | 1 | |
1957 | S 5000 | 1 | Officine Alfieri Maserati | Maserati 450 S Zagato Coupe[англ.] | 32 | Сход | Сход | |
1958 | S 3000 | 2 | David Brown Racing Dept. | Aston Martin DBR1/300[англ.] | 30 | Сход | Сход | |
1959 | S 3.0 | 4 | David Brown Racing Dept. | Aston Martin DBR1/300[англ.] | 70 | Сход | Сход | |
1961 | GT 3.0 | 18 | North American Racing Team[англ.] / RRC Walker Racing Team |
Ferrari 250 | 121 | Сход | Сход |
Targa Florio
Год | № | Команда | Напарник | Машина | Рез. |
---|---|---|---|---|---|
1955 | 104 | Daimler-Benz AG | Mercedes-Benz 300 SLR | 1 | |
1958 | 100 | David Brown Racing Department | Aston Martin DBR1/300[англ.] | Сход | |
1961 | 136 | Porsche KG | Porsche 718 RS61 Spyder | Сход |
Примечания
Комментарии
- ↑ Сошел после 29 кругов, через некоторое время пересел за руль автомобиляКлинга, которому тот достался от Херрмана. Финишировал четвертым, разделил с этими гонщиками полученные три очка.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Совершил «хет-трик»: стартовал с поул-позиции, показал быстрый круг в гонке и победил.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Лидировал от старта до финиша.
- ↑ Сошёл после 10-го круга из-за проблем с коробкой передач, после 20-го круга пересел в автомобиль Чезаре Пердизы, с которым разделил лва очка за пятое место.
- ↑ Завоевал «большой шлем»: занял поул-позицию, лидировал от старта до финиша и победил, показав при этом быстрый круг.
- ↑ Дисквалифицирован, но получил очки за быстрый круг.
- ↑ Мосс и Макларен показали одинаковое время быстрого круга. Каждый из них получил 1⁄2 очка, начисляемого за быстрый круг.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Сошел на 45-м круге, после чего заменил прошедшего к тому моменту всего 39 кругов Фэйрмена за рулем его болида Ferguson P99. Впоследствии вместе с Фэйрменом был дисквалифицирован за постороннюю помощь на пит-лейне.
Источники
- ↑ Авторевю, статья «Две звезды», № 23, 2007.
- ↑ Организаторы ралли: CLASSIC RALLY ASSOCIATION Архивная копия от 21 ноября 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Сэр Стирлинг Мосс получил тяжелые травмы (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2010. Архивировано 11 марта 2010 года.
- ↑ Judy Carne: Actress celebrated as the Sock it to me girl on Rowan & Martin's Laugh-In whose career was derailed by drug use Архивная копия от 9 мая 2021 на Wayback Machine (англ.) // independent.co.uk // 9 сентября 2015
- ↑ Рэтборн Джек. Sir Stirling Moss death: British racing legend dies aged 90. A four-time Formula One runner-up, Sir Stirling won an incredible 212 of his 529 races (англ.). The Independent (12 апреля 2020). Дата обращения: 12 апреля 2020. Архивировано 12 апреля 2020 года.
- ↑ Тахир Т. Stirling Moss dead at 90 – Motor racing legend passes away after long illness (англ.) // The Sun. — 2020. — 12 April.
- ↑ Sir Stirling Moss: Motor racing legend dies aged 90 after long illness (англ.). BBC (12 апреля 2020). Дата обращения: 12 апреля 2020. Архивировано 12 апреля 2020 года.
Ссылки
- Профиль на database.motorsportmagazine.com (англ.)
- Профиль на statsf1.com (англ.) (фр.)
- Стирлинг Мосс на сайте wildsoft.motorsport.com (англ.)
- Статья о пилоте на goodwood.com (англ.)
- Видео посвящённое памяти Мосса на официальном ютуб-канале F1 (англ.)
- Персоналии по алфавиту
- Спортсмены по алфавиту
- Автогонщики по алфавиту
- Пилоты Формулы-1 по алфавиту
- Родившиеся в Лондоне
- Офицеры ордена Британской империи
- Автогонщики Великобритании
- Пилоты Формулы-1 из Великобритании
- Пилоты Формулы-1 1950-х годов
- Пилоты Формулы-1 1960-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на HWM
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Connaught
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на ERA
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Cooper
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Maserati
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Mercedes
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Vanwall
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на BRM
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Porsche
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Lotus
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Scarab
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Ferguson
- Победители Гран-при Формулы-1
- Пилоты 24 часов Ле-Мана из Великобритании
- Пилоты Targa Florio
- Раллисты Великобритании
- Пилоты чемпионата Европы по ралли
- Лауреаты приза Сигрейва