Суоярви I

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Суоярви I
Маткаселькя — Суоярви, Суоярви — Лендеры — Костомукша и Петрозаводск — Суоярви
Октябрьская железная дорога
Ddd107.jpg
62°04′57″ с. ш. 32°20′29″ в. д.HGЯO
Дата открытия 01.01.1923[1][2][3]
Прежние названия Suojärvi, Suvilahti[4], Суоярви[5]
Тип участковая
Количество платформ 1
Количество путей 8
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 390
Выход к улицам Вокзальной и Гагарина
Расположение город Суоярви
Расстояние до ст. Кушелевка 402,9 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Томицы 129,3 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 025807
Код в «Экспресс-3» 2004282

Суоя́рви I (фин. Suojärvi) — участковая узловая станция на юге Карелии, в городе Суоярви, соединяющая три исторические линии Октябрьской железной дороги: Маткаселькя — Суоярви, Петрозаводск — Суоярви и Суоярви — Лендеры — Костомукша. К станции примыкают три однопутных перегона: один в нечётном направлении: Суоярви IВеркко (10,57 км) и два в чётном направлении: Суоярви I — Суоярви II (3,14 км) и Суоярви IПийтсиёки (14,16 км)[6].

Общие сведения

Станция территориально расположена в северо-западной части города Суоярви республики Карелия. При станции расположено эксплуатационное локомотивное депо «ТЧЭ-30 Суоярви», приписной парк которого представлен тепловозами М62, 2М62, 2М62У, 3М62У, ТЭМ1, ТЭМ2[7]. Также при станции располагается дистанция пути «ПЧ-15 Суоярви»[8].

1 ноября 1974 года построен новый железнодорожный вокзал с залом ожидания и билетными кассами[9].

В середине 2010-х годов на станции была заасфальтирована новая пассажирская платформа, установлен новый пассажирский павильон, а также информационные таблички с названием станции.

Движение поездов

На 2019 год станции проходят пассажирские поезда дальнего следования: № 680 сообщением Петрозаводск — Костомукша — Петрозаводск, № 350 сообщением Санкт-Петербург — Костомукша — Санкт-Петербург, № 160 сообщением Москва — Петрозаводск — Москва и отправляется поезд № 681А сообщением Суоярви — Петрозаводск[10].

Пригородное движение

До 1 ноября 2009 года до станции Петрозаводск в ходу был пригородный поезд. Отменён по причине низкого уровня загрузки пассажирских перевозок и ростом убытков железной дороги[11].

История

В районе ст. Суоярви: строительство железной дороги, 1922-23 гг.

Когда в конце 1800-х была открыта железнодорожная линия из Сортавалы в Йоэнсуу, территория общины Суоярви оставалась на расстоянии более ста километров от ближайшей станции Маткаселькя. После обострения отношений между Россией и Финляндией[12] возникла задача соединить железной дорогой с центральной Финляндией восточные приграничные с СССР земли. В связи с этим в 1917 году муниципалитет Суоярви обратился в Сенат Финляндии с просьбой построить железнодорожную линию от станции Маткаселькя до Суоярви, причём строительство этой линии было решено начать уже в следующем году. Причины, среди прочего, заключались в необходимости более эффективного использования обширных лесных ресурсов, улучшении связей с периферийными приграничными районами и, следовательно, обустройстве этих районов, а также в аспектах национальной оборонной политики. Было начато строительство железнодорожной линии Маткаселькя — Суоярви. Участок Маткаселькя — Лоймола был открыт 15 декабря 1920 года[13][14]. Участок Лоймола — Суоярви, из-за сильной заболоченности местности, был открыт только спустя два года: 1 января 1923 года[15]. А конечный пункт — станция Найстенъярви — 16 октября 1927 года[16][17][1][2].

Станция Суоярви была построена и открыта для временного движения 1 января 1923 года. Она располагалась в южной части одноимённого озера в незаселённом районе Сувилахти. Здание вокзала было построено годом ранее по тем же типовым чертежам финского архитектора Ярла Викинга Унгерна (фин. Jarl Viking Ungern), что и для практически всех станций и разъездов этой линии (Леппясюрья, Суйстамо, Ройконкоски и др.)[2].

Лютеранская церковь Суоярви располагалась на северном берегу озера, православная — на восточном берегу. На западном берегу озера были остатки старого железоделательного завода святой Анны. Обширные леса, принадлежавшие заводу, были переданы государству и для использования в деревообрабатывающей промышленности. Станция с её окрестностями, ещё в 1918 году совершенно ненаселённая, стала крупным жилым, промышленным и экономическим центром. В 1923 году возле станции были построены лесопильный и картонный заводы, а в 1926 году — Суоярвская картонная фабрика[2]. Суоярви в 1920-1930-е годы называли финским Клондайком. Сюда ехали на работу из разных уголков Финляндии[18].

Первый вокзал Суоярви, 1923-1939 гг.

В 1924 году железная дорога от станции Суоярви была продлена до лесопилки Кайпаа, поскольку агломерация быстрорастущего Суоярви распространялась на северо-восток до ВяликюляПерейти к разделу «#Платформа Вяликюля», где находилась одна из лесопилок в этом районе[2].

В мирный период между Советско-финской войной (1939—1940) и Советско-финской войной (1941—1944), когда Суоярви находился под советским контролем, станция стала узловой: к востоку была построена новая линия Суоярви — Петрозаводск, вступившая в строй в марте 1940 года. Она имела огромное значение для развития экономики района. Сооружение этого участка дороги длиной 132 км, из которых 90 пролегло по болотам, было осуществлено за 45 дней[9].

Руины станции. 22 августа 1941 год.

Боевые действия на территории Южной Карелии начались 4 июля 1941 года. Началом боев за Сямозерье можно назвать 17 августа, когда командующий финской Карельской Армией генерал-лейтенант Эрик Хейнрихс подписал приказ о захвате района Суоярви, в соответствии с которым финским войскам было приказано перерезать автомобильную и железную дороги Суоярви — Вешкелица, закрепиться на перешейке ШотозероСямозеро и быть готовыми к продолжению наступления по направлениям Суоярви. Перейдя Шую, 50-й пехотный полк продолжил наступление на деревню Хаутаваара, захватил её в течение дня и концу дня 20 августа вышел на реку Шуя с восточной стороны, причём железнодорожный и понтонный мосты через Шую удалось захватить неповреждёнными. Далее полк продолжил наступление на Суоярви и ночью 21 августа в результате боев захватил Суоярви, соединившись с наступавшими немецкими войсками[19]. В итоге станция Суоярви была полностью разрушена, сгорел вокзал[20].

Новое здание вокзала было построено в 1943 году.

Платформа Вяликюля

В 2100 метрах в сторону станции Кайпаа (современный 2,1 км) 62°05′27″ с. ш. 32°22′05″ в. д.HGЯO существовал остановочный пункт для пригородных поездов Вяликюля (фин. seisake Välikylä — «Средняя деревня») (дата открытия 31.03.1933)[1]. Он располагался возле переезда с дорогой, соединявшей лесопилку на берегу озера Суоярви с одноимённым посёлком. Платформа существовала вплоть до начала строительства первой очереди Западно-Карельской железной дороги[21].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Участок Маткаселькя — Найстенъярви на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3.
  3. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 146. — 360 с. — 100 000 экз.
  4. Финские Силы Обороны: от линии фронта до тыла. 1939-1945 гг..
  5. Ст. Суоярви на карте 1940 Карта РККА с масштабом от 1:2.5М до 1:100К, 1940 год.
  6. Характеристика Сортавальской дистанции пути
  7. ТЧЭ-30 Суоярви (эксплуатационное локомотивное депо).
  8. Дистанция пути "ПЧ-15 Суоярви".
  9. 9,0 9,1 Национальный архив республики Карелия.
  10. Расписание поездов по Суоярви I.
  11. Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2009.
  12. Финляндия в составе Российской Империи.
  13. Расписание поезда сообщением Маткаселькя — Лоймола, июнь 1921 год.
  14. Участок Маткаселькя — Лоймола.
  15. Финский сайт военной истории.
  16. Линию Маткаселькя — Найстенъярви достроили только 16.10.1927.
  17. Финский справочник железных дорог "Resiina".
  18. Суоярвский район
  19. Боевые действия в Сямозерье в 1941 году.
  20. Финские Силы Обороны: от линии фронта до тыла. 1939-1945 гг..
  21. Вяликюля на схеме Кировской железной дороги, 1943 год.

Ссылки

Галерея

Перейти к шаблону «Сортавала — Суоярви I» 
Сортавала — Суоярви I
 на Кузнечное, Санкт-Петербург-Финляндский 
258,8
Сортавала
дамба через оз. Ляппяярви
259,8
Сортавала-Центр
оз. Ляппяярви
дамба через оз. Тухкалампи
1,0
путевой пост Лахденкюля
1,9
Сортавала-Пристань
261,0
Лийкола
протока между Кармаланъярви и Лиикалампи
дамба между Кармаланъярви и Лиикалампи
1,0
Хелюля-Пристань
264,9
Хелюля
р. Тохмайоки
266,7
путевой пост Хелюля
271,1
Сильта
274,2
Рюттю
р. Тохмайоки
278,1
Суйкка
279,2
280 км
281,5
282 км
283,4
путевой пост Кааламо
286,6
Кааламо
287,4
Кааламо (старая станция)
295,5
Маткаселькя
 на Вяртсиля 
р. Тохмайоки
Горный парк Рускеала
301,4
Кююрёнмяки
304,6
Пирттипохья
протока между Юлялампи и Алалампи
313,0
Алалампи
протока Келокоски
320,3
Янисъярви
 на Питкяранту, Олонец, Лодейное Поле 
р. Янисйоки
327,0
Алатту
329,0
Валкеаселькя
331,5
Пекколя
334,9
Суйстамо
338,6
Хомила
342,4
Леппясюрья
345,8
346 км
348,7
путевой пост Ваахерйоки
353,3
путевой пост Ристиярви
356,4
Райконкоски
р. Уксунйоки
362,1
Каартойоки
368,9
Лоймола
р. Лоймож
374,2
Мустакаллио
376,3
377 км
379,3
Колласйоки
383,1
Няятяоя
388,7
Пийтсиёки
391,2
путевой пост Паперо
392,9
Паперо
р. Найсииноя
397,1
Малтина
402,9
Суоярви I
 на Костомукшу, Юшкозеро 
 на Петрозаводск 
Перейти к шаблону «Суоярви I — Петрозаводск» 
Суоярви I — Петрозаводск
 В Сортавалу 
402,9
Суоярви I
(ведётся электрификация)
 на Костомукшу, Юшкозеро 
408,3
о.п. 409 км (Коконниэми)
413,4
Веркко
420,1
о.п. 421 км
425,6
Хаутаваара
430,3
о.п. 431 км
439,1
пл. Застава
439,9
Застава
442,6
о.п. 443 км
451,2
Новые Пески
455,9
о.п. 456 км
459,4
Иматозеро
461,4
о.п. Алёка
464,5
Эссойла (старая станция)
466,9
Эссойла
477,5
Сяньга
482,5
о.п. 483 км
485,9
о.п. 487 км
490,5
Кутижма
501,2
Виллагора
508,8
о.п. 509 км
513,0
Падозеро
518,2
о.п. 519 км (Верхние Виданы)
522,2
Чална-Онежская
526,1
о.п. 527 км (Бесовец)
 В Кондопогу 
411,6
Томицы
404,5
Петрозаводск-Товарный
Локомотивное депо Петрозаводск
р. Неглинка
улица Чапаева
402,4
Петрозаводск
 В Волховстрой I, Санкт-Петербург-Главный 
Перейти к шаблону «Суоярви — Юшкозеро» 
Суоярви I — Юшкозеро
 На Сортавалу, Санкт-Петербург-Финляндский 
409
0
Суоярви I
 На Петрозаводск-Пассажирский 
2,1
Вяликюля
3,1
Суоярви II
3,8
Wiborg Wood Company
5,5
Кайпаа
9,0
Койвуниеми (ост. п. 10 км)
13,4
Миеккалампи
16,9
Суоёки
18,6
Пусойсваара
21,2
22 км
22,0
Раясуванто (Лапинъярви)
24,2
Сулкуярви
28,5
Пурхавонка
30,1
Найстенъярви (старая станция)
31,5
Найстенъярви
34,7
Хярянвонка
5,5
Тарасйоен-Саха
34,8
35 км
49,8
Лахколамен
54,4
55 км
56,8
57 км
64,5
Тумасозеро
79,9
Поросозеро
85,2
Аконъярви
89,8
90 км
94,7
блокпост 95 км
97,8
казарма 98 км
107,0
108 км
109,5
Гимольская
122,5
разъезд 123 км
122,5
Петрогранит
132,5
Руголамби
139,4
Суккозеро
147,1
0
Брусничная (Таразма)
1,0
148 км
12,3
Суун
22,8
23 км
30,0
Мотко
39,8
40 км
49,6
50 км
60,3
Лендеры
160,0
Кангас
171,7
Нурми
184,8
Пенинга
197,2
Волома
210,2
Сонозеро
224,8
Сельга
236,1
Муезерка
253,7
254 км
271,9
0
Ледмозеро
 В Кочкому 
 В Кивиярви 
286,0
Хижозеро
302,4
Вирда
315,7
Боровая
334,3
Юшкозеро