Перейти к содержанию

Сортавала (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Сортавала
Октябрьская железная дорога
Здание вокзалаЗдание вокзала
61°41′43″ с. ш. 30°40′28″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Петрозаводское
Дата открытия 1894
Тип участковая
Количество платформ 2
Количество путей 9
Тип платформ капитальная островная и деревянная боковая, низкие
Форма платформ изогнутая, прямая
Длина платформ, м 400
Выход к ул. Привокзальная
Расположение Сортавала
Расстояние до ст. Кушелевка 258,84 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Суоярви I 144,0 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 023708
Код в «Экспресс-3» 2004266
Перейти к шаблону «Кузнечное — Сортавала» 
Кузнечное — Сортавала
 В Санкт-Петербург 
155,0
Кузнечное
Улица Новостроек
157,6
Сирсъярви
158,7
159 км
161,1
162 км
162,0
Копсала
86К-375
164,8
165 км
86К-375
167,5
168 км
 В Выборг, Светогорск 
173,0
Хийтола
86К-118
р. Кокколанйоки
175,1
176 км
86К-116
179,5
Куоксъярви
179,9
180 км
181,3
путевой пост Мустола
183,4
Алхо
187,8
Титто
191,1
192 км
 Бывшая линия в Куконхарью 
194
Элисенваара
 Бывшая линия в Сювяоро 
196,3
Микриля
198,3
199 км (Вялимяки)
86К-89
201,9
Аккахарью
205,7
путевой пост Хёрппё (Хёрпёнселькя)
86К-91
р. Иййоки
А121
210,3
Ихала
А121
218,2
Яккима
А121
ул. Аркадия Маркова
4,0
станция Лахденпохья
220,9
Лахденпохья (Пяйвяринне, ост. п. 220 км)
р. Аурайоки
223,5
Хухоямяки
227,4
Куммунйоки
86К-97
229,9
Парконваара
232,5
Нива
р. Ниванйоки
237,9
Ристилахти
239,9
Куокканиэми
242,5
Хамо
245,2
246 км
247,4
Кивиахо
р. Савайнйоки
250,9
Туокслахти
р. Китенйоки
оз. Хюмпёлянъярви
оз. Кармаланъярви
258,8
Сортавала
 В Суоярви I 
Перейти к шаблону «Сортавала — Суоярви I» 
Сортавала — Суоярви I
 на Кузнечное, Санкт-Петербург-Финляндский 
258,8
Сортавала
дамба через оз. Ляппяярви
259,8
Сортавала-Центр
оз. Ляппяярви
дамба через оз. Тухкалампи
1,0
путевой пост Лахденкюля
1,9
Сортавала-Пристань
261,0
Лийкола
протока между Кармаланъярви и Лиикалампи
дамба между Кармаланъярви и Лиикалампи
1,0
Хелюля-Пристань
264,9
Хелюля
р. Тохмайоки
266,7
путевой пост Хелюля
271,1
Сильта
274,2
Рюттю
р. Тохмайоки
278,1
Суйкка
279,2
280 км
281,5
282 км
283,4
путевой пост Кааламо
286,6
Кааламо
287,4
Кааламо (старая станция)
295,5
Маткаселькя
 на Вяртсиля 
р. Тохмайоки
Горный парк Рускеала
301,4
Кююрёнмяки
304,6
Пирттипохья
протока между Юлялампи и Алалампи
313,0
Алалампи
протока Келокоски
320,3
Янисъярви
 на Питкяранту, Олонец, Лодейное Поле 
р. Янисйоки
327,0
Алатту
329,0
Валкеаселькя
331,5
Пекколя
334,9
Суйстамо
338,6
Хомила
342,4
Леппясюрья
345,8
346 км
348,7
путевой пост Ваахерйоки
353,3
путевой пост Ристиярви
356,4
Райконкоски
р. Уксунйоки
362,1
Каартойоки
368,9
Лоймола
р. Лоймож
374,2
Мустакаллио
376,3
377 км
379,3
Колласйоки
383,1
Няятяоя
388,7
Пийтсиёки
391,2
путевой пост Паперо
392,9
Паперо
р. Найсииноя
397,1
Малтина
402,9
Суоярви I
 на Костомукшу, Юшкозеро 
 на Петрозаводск 

Сортавала (карел. Sortavalan raudatieazema, фин. Sortavalan rautatieasema) — промежуточная станция на 258,84 км перегона КуокканиэмиХелюля. Исторически относится к старой Карельской железной дороге. До 13 июля 1959 года[1] являлась границей между Кировской и Октябрьской железными дорогами[2]. Не электрифицирована.

Общие сведения

Станция Сортавала расположена в городе Сортавала республики Карелия. Находится на линии с полуавтоблокировкой, которую обеспечивает пост ЭЦ, расположенный в здании вокзала. На посту несёт службу дежурный по станции.

На посадочной платформе установлен новый пассажирский павильон, а также информационные таблички с названием станции.

Со 2 декабря 2019 года на станции делает остановку новый пассажирский поезд Москва — Петрозаводск, который следует через Тверь, Санкт-Петербург, Выборг, Сортавалу, Суоярви[3].

В декабре 2018 года был запущен электропоезд «Ласточка» на маршруте Санкт-Петербург – Сортавала – Маткаселькя с использованием тепловоза ТЭП70БС. Для реализации проекта восстановлены почти 2,5 километра пути, отремонтирована платформа станции Сортавала, реконструированы инженерные коммуникации. В июне 2019 года со станции Сортавала до горного парка «Рускеала» запущен туристический ретропоезд на паровозной тяге, интерьер которого выполнен в стиле «Николаевского экспресса», и в составе которого — купейные вагоны и вагон-ресторан[4].

В 2015 году возле чётной горловины станции установлен паровоз-памятник Эр 788-81 завода Цегельского[5].

История

Карельская железная дорога на карте Выборгской губернии, 1897 год

В 1872 году в Сейме Великого княжества Финляндского был впервые поднят вопрос о строительстве Карельской железной дороги. В 1888 году, в царствование Александра III, было принято решение о строительстве железной дороги длиной 311 км от Выборга до Йоэнсуу. В 1890 году начались строительные работы.

К ноябрю 1892 года был закончен участок дороги длиной 79 км от Выборга, через Антреа (ныне Каменногорск) до Вуоксенниска, к ноябрю 1893 года — участок дороги Антреа — Сердоболь (ныне Сортавала) длиной 139 км. Ещё через год, в ноябре 1894 года, был введен в строй участок длиной 125 верст (133 км) от Сердоболя до Иоенсу (ныне Йоэнсуу[фин.]*)[6]. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[7].

В 1892 году выборгским архитектором Иваром Аминовым был выполнен план города, по которому железнодорожный вокзал располагался в юго-западной части города Кюмёля. В западной части от вокзала образовалось 4 района города, которые прозвали Така-Кюмёля (сейчас «железнодорожный поселок»). Это были полностью жилые кварталы.

С 1893 года поезда ежедневно привозили товары, а древесину и рускеальский мрамор грузили прямо из вагонов на баржи в старом порту на примитивной по конструкции пристани вплоть до 1930 года. Был построен целый комплекс зданий и сооружений, необходимый для нормальной сортировки вагонов («поворотный круг»), осмотра и ремонта подвижного состава, водонапорная башня и деревянное здание для касс и зала ожидания пассажиров.

Здание станции

Первое деревянное станционное здание сгорело в войну.

Первый вокзал Сортавала, 04.07.1919
Второе пассажирское здание Сортавала. Население покидает город.22.09.1944

Второе здание вокзала было также деревянным. Третье, советское пассажирское здание на фото[8]. В 1999—2000 годах было построено современное здание из красного кирпича. Старое деревянное здание было снесено.

Остановочный пункт Лийкола

На территории города Сортавала, на расстоянии 2200 метров в сторону станции Хелюля (современный 261,050 км) 61°42′51″ с. ш. 30°41′16″ в. д.HGЯO существовал небольшой остановочный пункт для пригородных поездов Лийкола (фин. Liikola). Он располагался возле переезда с дорогой, соединявшей Сортавала с посёлком Karmankylä (современная ул. Фабричная). Остановочный пункт, в сосновом, предназначался для жителей одноимённого хутора и для посетителей близлежащего лютеранского кладбища.

Галерея

Примечания

  1. Новости Октябрьской дороги.
  2. Карта Кировской железной дороги. Архивировано 1 апреля 2016 года. Дата обращения 9 ноября 2019.
  3. Новый поезд свяжет Карелию, Москву и Санкт-Петербург. Архивировано 5 ноября 2019 года. Дата обращения 30 октября 2019.
  4. РЖД запустит ретропоезд на юге Карелии. Интернет-журнал «Республика» (24.05.2019). Дата обращения: 7 июня 2019. Архивировано 8 сентября 2019 года.
  5. Список паровозов-памятников России на 2016 год..
  6. Годы открытия участков железных дорог Финляндии по возрастанию. Архивировано 9 ноября 2005 года. Дата обращения 30 октября 2019.
  7. Jaakkiman rautatieasema — helmi kulkijan silmälle Архивировано 8 мая 2005 года.  (фин.)
  8. Фотография советского вокзала, 1980 год. Архивировано 30 октября 2019 года. Дата обращения 30 октября 2019.

Ссылки