Райконкоски (станция)
Станция | |
Райконкоски | |
---|---|
Маткаселькя — Суоярви | |
Октябрьская железная дорога | |
61°55′17″ с. ш. 31°32′42″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 15.12.1920[1][2][3] |
Прежние названия | Roikonkoski, Ройконкоски[4] |
Количество платформ | 1 |
Количество путей | 3 |
Тип платформы | боковая |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 150 |
Выход к | ул. Вокзальной и дороге 86К-360 («Майсула — Райконкоски»)[5] |
Расстояние до ст. Кушелевка | 356,4 км |
Расстояние до ст. Суоярви I | 46,5 км |
Код в АСУЖТ | 026104 |
Код в «Экспресс-3» | 2004277 |
Ра́йконко́ски (фин. Roikonkoski) — промежуточная грузо-пассажирская железнодорожная станция на 356,37 км линии Маткаселькя — Суоярви Октябрьской железной дороги. К станции примыкают два однопутных перегона: Райконкоски — Лоймола (12,45 км) в нечётном направлении и Райконкоски — Леппясюрья (13,95 км) в чётном направлении[6].
Общие сведения
Станция территориально расположена в посёлке Райконкоски Лоймольского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия. Станция находится на линии с полуавтоблокировкой, которую обеспечивает пост ЭЦ, расположенный в бывшем пассажирском здании. На посту несёт службу дежурный по станции. С конца 1990-х годов зал ожидания закрыт, билетная касса не работает. Билеты приобретаются в штабном вагоне у начальника поезда.
На станции установлен новый пассажирский павильон, а также информационные таблички с названием станции.
История
Разъезд Roikonkoski, как и весь участок Маткаселькя — Лоймола[7] , был открыт 15 декабря 1920 года[8]. Основной задачей было соединить железной дорогой восточные приграничные с СССР земли с центральной Финляндией. Участок Лоймола — Суоярви был открыт только 1 января 1923 года. А конечный пункт — станция Найстенъярви — 16 октября 1927 года[9][10][2].
Разъезд Roikonkoski был построен недалеко от места, где железная дорога, которая должна будет пойти на Суоярви, пересекала реку Уксунйоки, и административно подчинялся станции Лоймола. Тогда же был проложен полуторакилометровый подъездной путь от северной горловины разъезда к лесопилке, построенной ближе к верховьям реки Уксунйоки для погрузки лесоматериалов. (В настоящее время часть этой территории занимает предприятие по добыче щебня ООО «Карелприродресурс»[11]). Эта лесопилка также поставляла полуфабрикаты для железнодорожных зданий, возводимых при строительстве дороги[2]. Зимняя Война прервала работу завода осенью 1939 года. Рабочих эвакуировали в Rautalampi — район города Куопио. Летом 1941 года завод в ходе военных действий был серьёзно повреждён. Труба, котельная и электростанция завода были взорваны. Подъездные пути также были повреждены. Лесопильное оборудование, однако, хорошо сохранилось. Осенью 1941 года после захвата территории Суоярвского района войсками Финляндии завод был восстановлен и продолжился выпуск пиломатериалов для нужд Финляндии[12].
.
Строительство здания вокзала было завершено в 1921 году по тем же типовым чертежам финского архитектора Ярла Викинга Унгерна (фин. Jarl Viking Ungern), что и для большинства станций и разъездов этой линии (Леппясюрья, Суйстамо, Паперо и др.). Позднее разъезд был повышен до уровня станции.
Здание вокзала сгорело в Зимнюю Войну. Новое здание было построено в 1943 году[2].
Наименование станция получила по названию порога на реке Уксунйоки, протекающей в непосредственной близости от станции[13].
Путевой пост Ристиярви
В трёх километрах юго-западнее станции Roikonkoski располагался так называемый путевой пост Ристиярви (фин. Ristijärvi) 61°53′51″ с. ш. 31°31′03″ в. д.HGЯO, административно относившийся к станции Roikonkoski. В восточном направлении шёл подъездной путь длиной 550 метров на песчаный карьер для нужд железной дороги. Был разобран не позднее 1940 года[2].
Примечания
- ↑ Участок Маткаселькя — Найстенъярви на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org . Дата обращения: 13 января 2020. Архивировано 9 июля 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3.
- ↑ Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 84. — 360 с. — 100 000 экз.
- ↑ Ройконкоски в альбоме схем 1945 года . Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 2 декабря 2021 года.
- ↑ Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия (с изменениями на 22 июля 2019 года) . Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
- ↑ Характеристика Сортавальской дистанции пути . pandia.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- ↑ Участок Маткаселькя — Лоймола . Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 14 января 2020 года.
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
- ↑ Линию Маткаселькя — Найстенъярви достроили только 16.10.1927 . Дата обращения: 13 января 2020. Архивировано 9 июля 2019 года.
- ↑ Финский справочник железных дорог «Resiina».
- ↑ ООО «Карелприродресурс» . Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.
- ↑ Raamin rytkettä ja sirkkelin suihketta Asemankylällä . www.vapo.com. Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 13 января 2020 года.
- ↑ Краткий словарь финно-угорских топонимов. . Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
Ссылки
- Паспорт станции Райконкоски на osm.sbin.ru . osm.sbin.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- Паспорт станции Райконкоски на railwayz.info . railwayz.info. Дата обращения: 11 августа 2020.
- Паспорт станции Райконкоски на сайте РЖД. . cargo.rzd.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- Паспорт станции Райконкоски на сайте об Октябрьской железной дороге. . www.oktzd.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- Железнодорожный справочник по России и СНГ: линия Янисъярви-Суоярви I. . unla.webservis.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- Тарифное руководство № 4. Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог». (недоступная ссылка). Архивировано 18 октября 2019 года.
- Тарифное руководство № 4. Книга 2 «Часть 2. Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ». (недоступная ссылка). Архивировано 18 октября 2019 года.
- Райконкоски на финских довоенных топографических картах 1940 и 1942 гг. . www.karjalankartat.fi. Дата обращения: 11 августа 2020.
Исторические фото
-
Строительство перегона Лоймола — Райконкоски. Июнь 1920 год.
-
Лесопилка в действии, 10 марта 1942 год.
-
Рабочие лесопилки, 10 марта 1942 год.
-
Панорама лесопилки, 1941 г.
Фотографии станции Райконкоски
-
Пути станции в сторону Лоймолы.
-
Пассажирский павильон.
-
Вид в сторону Леппясюрья.
-
Вид в сторону Лоймолы.
-
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Леппясюрья.
Фотографии путевого поста Ристиярви
-
Место ответвления ветки на карьер.
-
Утонувшая насыпь карьерной ветки.