Райконкоски (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Райконкоски
Маткаселькя — Суоярви
Октябрьская железная дорога
Станционное здание.Станционное здание.
61°55′17″ с. ш. 31°32′42″ в. д.HGЯO
Дата открытия 15.12.1920[1][2][3]
Прежние названия Roikonkoski, Ройконкоски[4]
Количество платформ 1
Количество путей 3
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 150
Выход к ул. Вокзальной и дороге 86К-360 («Майсула — Райконкоски»)[5]
Расстояние до ст. Кушелевка 356,4 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Суоярви I 46,5 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 026104
Код в «Экспресс-3» 2004277
Перейти к шаблону «Сортавала — Суоярви I» 
Сортавала — Суоярви I
 на Кузнечное, Санкт-Петербург-Финляндский 
258,8
Сортавала
дамба через оз. Ляппяярви
259,8
Сортавала-Центр
оз. Ляппяярви
дамба через оз. Тухкалампи
1,0
путевой пост Лахденкюля
1,9
Сортавала-Пристань
261,0
Лийкола
протока между Кармаланъярви и Лиикалампи
дамба между Кармаланъярви и Лиикалампи
1,0
Хелюля-Пристань
264,9
Хелюля
р. Тохмайоки
266,7
путевой пост Хелюля
271,1
Сильта
274,2
Рюттю
р. Тохмайоки
278,1
Суйкка
279,2
280 км
281,5
282 км
283,4
путевой пост Кааламо
286,6
Кааламо
287,4
Кааламо (старая станция)
295,5
Маткаселькя
 на Вяртсиля 
р. Тохмайоки
Горный парк Рускеала
301,4
Кююрёнмяки
304,6
Пирттипохья
протока между Юлялампи и Алалампи
313,0
Алалампи
протока Келокоски
320,3
Янисъярви
 на Питкяранту, Олонец, Лодейное Поле 
р. Янисйоки
327,0
Алатту
329,0
Валкеаселькя
331,5
Пекколя
334,9
Суйстамо
338,6
Хомила
342,4
Леппясюрья
345,8
346 км
348,7
путевой пост Ваахерйоки
353,3
путевой пост Ристиярви
356,4
Райконкоски
р. Уксунйоки
362,1
Каартойоки
368,9
Лоймола
р. Лоймож
374,2
Мустакаллио
376,3
377 км
379,3
Колласйоки
383,1
Няятяоя
388,7
Пийтсиёки
391,2
путевой пост Паперо
392,9
Паперо
р. Найсииноя
397,1
Малтина
402,9
Суоярви I
 на Костомукшу, Юшкозеро 
 на Петрозаводск 

Ра́йконко́ски (фин. Roikonkoski) — промежуточная грузо-пассажирская железнодорожная станция на 356,37 км линии Маткаселькя — Суоярви Октябрьской железной дороги. К станции примыкают два однопутных перегона: Райконкоски — Лоймола (12,45 км) в нечётном направлении и Райконкоски — Леппясюрья (13,95 км) в чётном направлении[6].

Общие сведения

Станция территориально расположена в посёлке Райконкоски Лоймольского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия. Станция находится на линии с полуавтоблокировкой, которую обеспечивает пост ЭЦ, расположенный в бывшем пассажирском здании. На посту несёт службу дежурный по станции. С конца 1990-х годов зал ожидания закрыт, билетная касса не работает. Билеты приобретаются в штабном вагоне у начальника поезда.
На станции установлен новый пассажирский павильон, а также информационные таблички с названием станции.

История

Разъезд Roikonkoski, как и весь участок Маткаселькя — Лоймола[7] , был открыт 15 декабря 1920 года[8]. Основной задачей было соединить железной дорогой восточные приграничные с СССР земли с центральной Финляндией. Участок Лоймола — Суоярви был открыт только 1 января 1923 года. А конечный пункт — станция Найстенъярви — 16 октября 1927 года[9][10][2].
Разъезд Roikonkoski был построен недалеко от места, где железная дорога, которая должна будет пойти на Суоярви, пересекала реку Уксунйоки, и административно подчинялся станции Лоймола. Тогда же был проложен полуторакилометровый подъездной путь от северной горловины разъезда к лесопилке, построенной ближе к верховьям реки Уксунйоки для погрузки лесоматериалов. (В настоящее время часть этой территории занимает предприятие по добыче щебня ООО «Карелприродресурс»[11]). Эта лесопилка также поставляла полуфабрикаты для железнодорожных зданий, возводимых при строительстве дороги[2]. Зимняя Война прервала работу завода осенью 1939 года. Рабочих эвакуировали в Rautalampi — район города Куопио. Летом 1941 года завод в ходе военных действий был серьёзно повреждён. Труба, котельная и электростанция завода были взорваны. Подъездные пути также были повреждены. Лесопильное оборудование, однако, хорошо сохранилось. Осенью 1941 года после захвата территории Суоярвского района войсками Финляндии завод был восстановлен и продолжился выпуск пиломатериалов для нужд Финляндии[12].
. Строительство здания вокзала было завершено в 1921 году по тем же типовым чертежам финского архитектора Ярла Викинга Унгерна (фин. Jarl Viking Ungern), что и для большинства станций и разъездов этой линии (Леппясюрья, Суйстамо, Паперо и др.). Позднее разъезд был повышен до уровня станции.
Здание вокзала сгорело в Зимнюю Войну. Новое здание было построено в 1943 году[2].

Наименование станция получила по названию порога на реке Уксунйоки, протекающей в непосредственной близости от станции[13].

Путевой пост Ристиярви

Путевой пост Ристиярви. Насыпь карьерной ветки на карте 1942 года и на снимке из космоса.

В трёх километрах юго-западнее станции Roikonkoski располагался так называемый путевой пост Ристиярви (фин. Ristijärvi) 61°53′51″ с. ш. 31°31′03″ в. д.HGЯO, административно относившийся к станции Roikonkoski. В восточном направлении шёл подъездной путь длиной 550 метров на песчаный карьер для нужд железной дороги. Был разобран не позднее 1940 года[2].

Примечания

  1. Участок Маткаселькя — Найстенъярви на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org. Дата обращения: 13 января 2020. Архивировано 9 июля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3.
  3. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 84. — 360 с. — 100 000 экз.
  4. Ройконкоски в альбоме схем 1945 года. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  5. Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия (с изменениями на 22 июля 2019 года). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 10 ноября 2019 года.
  6. Характеристика Сортавальской дистанции пути. pandia.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
  7. Участок Маткаселькя — Лоймола. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 14 января 2020 года.
  8. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  9. Линию Маткаселькя — Найстенъярви достроили только 16.10.1927. Дата обращения: 13 января 2020. Архивировано 9 июля 2019 года.
  10. Финский справочник железных дорог «Resiina».
  11. ООО «Карелприродресурс». Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.
  12. Raamin rytkettä ja sirkkelin suihketta Asemankylällä. www.vapo.com. Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 13 января 2020 года.
  13. Краткий словарь финно-угорских топонимов.. Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.

Ссылки

Исторические фото

Фотографии станции Райконкоски

Фотографии путевого поста Ристиярви