Паперо (остановочный пункт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Остановочный пункт
Паперо
Маткаселькя — Суоярви
Октябрьская железная дорога
Вокзал, 1940-е гг.Вокзал, 1940-е гг.
62°02′43″ с. ш. 32°10′11″ в. д.HGЯO
Дата открытия 01.01.1923[1][2][3]
Прежние названия Papero
Количество платформ 1
Количество путей 1
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Выход к дороге 86К-13СуоярвиКойриноя»)[4]
Расположение урочище Паперо
Расстояние до ст. Кушелевка 392,3 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Суоярви I 10,6 км Яндекс.Расписания
Код станции 025811
Код в «Экспресс-3» 2004281
Перейти к шаблону «Сортавала — Суоярви I» 
Сортавала — Суоярви I
 на Кузнечное, Санкт-Петербург-Финляндский 
258,8
Сортавала
дамба через оз. Ляппяярви
259,8
Сортавала-Центр
оз. Ляппяярви
дамба через оз. Тухкалампи
1,0
путевой пост Лахденкюля
1,9
Сортавала-Пристань
261,0
Лийкола
протока между Кармаланъярви и Лиикалампи
дамба между Кармаланъярви и Лиикалампи
1,0
Хелюля-Пристань
264,9
Хелюля
р. Тохмайоки
266,7
путевой пост Хелюля
271,1
Сильта
274,2
Рюттю
р. Тохмайоки
278,1
Суйкка
279,2
280 км
281,5
282 км
283,4
путевой пост Кааламо
286,6
Кааламо
287,4
Кааламо (старая станция)
295,5
Маткаселькя
 на Вяртсиля 
р. Тохмайоки
Горный парк Рускеала
301,4
Кююрёнмяки
304,6
Пирттипохья
протока между Юлялампи и Алалампи
313,0
Алалампи
протока Келокоски
320,3
Янисъярви
 на Питкяранту, Олонец, Лодейное Поле 
р. Янисйоки
327,0
Алатту
329,0
Валкеаселькя
331,5
Пекколя
334,9
Суйстамо
338,6
Хомила
342,4
Леппясюрья
345,8
346 км
348,7
путевой пост Ваахерйоки
353,3
путевой пост Ристиярви
356,4
Райконкоски
р. Уксунйоки
362,1
Каартойоки
368,9
Лоймола
р. Лоймож
374,2
Мустакаллио
376,3
377 км
379,3
Колласйоки
383,1
Няятяоя
388,7
Пийтсиёки
391,2
путевой пост Паперо
392,9
Паперо
р. Найсииноя
397,1
Малтина
402,9
Суоярви I
 на Костомукшу, Юшкозеро 
 на Петрозаводск 

Па́перо (фин. Papero) — заброшенная железнодорожная станция на 392,86 км перегона ПийтсиёкиСуоярви I линии СортавалаСуоярви I. Расположена на территории Суоярвского городского поселения Суоярвского района Республики Карелия.

История

Первый участок Маткаселькя — Лоймола[5], временным конечный пунктом которого стала станция Loimola, был открыт 15 декабря 1920 года. Основной задачей было соединить железной дорогой восточные приграничные с СССР земли с центральной Финляндией.
Разъезд Papero был открыт одновременно с запуском временного движения на участке Лоймола — Суоярви 1 января 1923 года. Разъезд административно подчинялся станции Суоярви. Строительство вокзала было завершено уже в 1921 году по тем же типовым чертежам финского архитектора Ярла Викинга Унгерна (фин. Jarl Viking Ungern), что и для большинства станций и разъездов этой линии (Лоймола, Суйстамо, Няятяоя и др.).

Новый разъезд было построен на незаселённом до тех пор лесном массиве. От нечётной (юго-западной) горловины на северо-восток отходила полукилометровая ветка в карьер по добыче торфа[6]. У нечётной горловины железнодорожные пути пересекала автомобильная дорога, шедшая в крупные по тем временам посёлки Котаярви и Родинселькя[7], где в 1920-х годах была лесопилка[2].

После Великой Отечественной войны и передачи территории СССР финское население уехало на родину. А в 1960-х годах и русское население переехало в посёлок Пийтсиёки, Суоярви и другие крупные населённые пункты.

Путевой пост Паперо

В 1,66 км западнее станции Паперо располагался так называемый путевой пост Паперо (фин. Paperon soravaihde) 62°02′31″ с. ш. 32°08′26″ в. д.HGЯO, административно относившийся к одноимённой станции. Ветка шла на север на карьер по добыче гравия. Была разобрана не позднее 1940 года[2].

Современное состояние станции

Путевое развитие станции было ликвидировано в 1980-х годах из-за полного отсутствия населения и близости станции Пийтсиёки. Несмотря на это на остановочном пункте имел остановку пассажирский поезд № 655/656 вплоть до его отмены (октябрь 1997 год)[8] . По состоянию на 2019 год от станции остался перрон и развалины финского вокзала.

Примечания

  1. Участок Маткаселькя — Найстенъярви на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org. Архивировано 9 июля 2019 года. Дата обращения 14 января 2020.
  2. 2,0 2,1 2,2 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3. Архивная копия от 18 ноября 2021 на Wayback Machine
  3. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 13. — 360 с. — 100 000 экз.
  4. Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия (с изменениями на 22 июля 2019 года). Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 25 октября 2019.
  5. Участок Маткаселькя — Лоймола. Архивировано 14 января 2020 года. Дата обращения 14 января 2020.
  6. Станция Паперо на финских довоенных топографических картах 1940 И 1942 гг.. Архивировано 9 ноября 2019 года. Дата обращения 25 октября 2019.
  7. Kotajärvi, Papero. Архивировано 27 сентября 2020 года. Дата обращения 25 октября 2019.
  8. Поезда дальнего следования на Карельском перешейке. Архивировано 25 октября 2019 года. Дата обращения 25 октября 2019.

Ссылки

Фотографии бывшей станции Паперо

Фотографии путевого поста Паперо