Кондопога (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Кондопога
Мурманское направление
Октябрьская железная дорога
Дата открытия 1916[1]
Расстояние до Москвы 976 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 6
Код в «Экспресс-3» 2004334
Перейти к шаблону «Лодейное Поле — Медвежья Гора» 
Лодейное Поле — Медвежья Гора
 На Волховстрой I, Санкт-Петербург-Главный 
243
Лодейное Поле
 На Янисъярви 
река Пуданка
М18
река Янега
251
Янега
259
Тениконда (259 км)
река Мунгала
271
Яндеба
река Яндеба
Р37
274
274 км
река Лепручей
280
Подпорожье
река Погра
284
284 км
река Свирь
285
Волховстроевский регион
Петрозаводский регион
287,1
Свирь
Подпорожский порт
река Челма
302
Челма
314,9
Токари
320
Ленинградская область
Республика Карелия
321,9
Ревсельга
327,2
Пай
334,9
Таржеполь
342
342 км
344,1
Ладва
река Ивина (Ивенка)
346
б/п 346 км
353,4
Нырки
361,1
Пяжиева Сельга
367
о.п. 367 км
река Деревянка
371,9
Деревянка
погрузочный пункт карьера
379
379 км
381,9
Орзега
386
о.п. 386 км
390
б/п 390 км
проезд Строителей
393,5
Онежский
 На Каменный Бор 
Вытегорское шоссе
улица Лыжная
399,5
Голиковка
Комсомольский проспект
река Лососинка
Гоголевский мост
90 м
402,4
Петрозаводск-Пассажирский
улица Чапаева
река Неглинка
Локомотивное депо Петрозаводск
404,5
Петрозаводск-Товарный
Новосулажгорская улица
Пряжинское шоссе
411,6
Томицы
 На Суоярви I 
река Томица
Шуйское шоссе
417
о.п. Шуйский Мост (б/п 417 км)
река Шуя
423
Шуйская
427
о.п. 427 км
434
Лучевой
437
о.п. 437 км
река Суна
442
Суна
449
Заделье
454
о.п. 454 км
457
Кондопога
462
Нигозеро
р. Нурмежа
468
468 км
р. Чапа
472
Мянсельга
р. Чебинка
478
Илемсельга
486
Кедрозеро
489
489 км
493
Лижма
502
Новый Посёлок
510
510 км
515
Викшеозеро
522
522 км
525
Кяппесельга
р. Гарвия
р. Парфеев
р. Уница
534
Уница
р. Макушиха
544
Пергуба
550
Предмедгорский
553
Лавасгуба (554 км)
Р17
557
Медвежья Гора
 На Сегежу, Мурманск 

Кондопóга (карел. Kondupohjun raudatieazema, фин. Kontupohjan rautatieasema, до 1965 года Кива́ч) — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Кондопога. Современный железнодорожный вокзал был открыт в марте 1952 года.

История

В период с марта 1915 года по ноябрь 1916 года строилась государственная железная дорога от станции Петрозаводск к незамерзающему порту на Мурмане — будущие станция и город Романов-на-Мурмане. Станция Петрозаводск принадлежала Олонецкой железной дороге, а строительством новой железной дороги занималось Управление строительства и временной эксплуатации железнодорожного участка Петрозаводск — Сорокская. Постройка дороги протяжением в 987 вёрст (1053 км) продолжалась всего 1 год 8 месяцев. Объясняется такая удивительная быстрота тем, что во время Первой мировой войны, когда пути через Балтийское и Чёрное моря были закрыты, России необходимо было иметь свободный выход в море, а один Архангельск этой потребности удовлетворить не мог.

Станция Кивач была построена тогда же, до Октябрьской революции. Так летом 1916 года близ станции Кивач во время своей последней фотоэкспедиции побывал Сергей Прокудин-Горский, он фотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова[2]. Станция была названа по имени водопада Кивач, находящемуся в 29 км от неё. Первоначально станция Кивач называлось временной и располагалась на 50 версте дороги, там где начинались подъездные пути к месту постройки завода азотной кислоты артиллерийского ведомства и к пристани. В 1917 году станция была перенесена, на месте старой станции остался телеграфный пост и содержимый за счет завода пост стрелочника. В 1927 г. в связи со строительством канала станция была вновь перенесена и устроен перегруз с узкоколейной дороги лесозавода.

В 1920-1930-х годах по маршруту Петрозаводск — Кивач курсировали поезда местного сообщения (автомотрисы)[3]. В 1934 г. на разъезде Кивач построен вокзал[4]. В 1935 году Мурманская железная дорога переименована в Кировскую железную дорогу.

Линия Петрозаводск — Сорокская бухта начинается от станции Петрозаводск, находящейся в 1,5 км от города того же имени, и идет сначала вдоль западного берега Онежского озера, низкого и ровного, огибает его, слегка сворачивая к востоку, а затем выпрямляется и идёт прямо на север. На расстоянии 432 вёрст (461 км) от Ленинграда находится станция Кивач, названная так по водопаду, находящемуся в 29 км от неё.

«Экскурсия на Север». Г. Н. Боч. Государственное издательство, 1926 г.[5]
Станция Кондопога, вид с путевой стороны

С 1941 по 1944 год в период советско-финской войны-продолжения большой участок Кировской железной дороги, от станции Свирь на юге и до станции Масельская на севере, и станция Кивач в том числе, оказался в зоне оккупации финской армией.

В 1952 году сдано в эксплуатацию новое здание железнодорожного вокзала, действующее по сей день[6].

25 августа 1965 года приказом Министерства путей сообщения СССР станция «Кивач» была переименована в станцию «Кондопога»[7].

Дальнее следование по станции

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
15 «Арктика» Мурманск — Москва 16 «Арктика» Москва — Мурманск
21 Мурманск — Санкт-Петербург 22 Санкт-Петербург — Мурманск
65 Мурманск — Минск 66 Минск — Мурманск
91 Мурманск — Москва 92 Москва — Мурманск
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
225 Мурманск — Адлер 226 Адлер — Мурманск
241 Мурманск — Москва 242 Москва — Мурманск
285 Мурманск — Новороссийск 286 Новороссийск — Мурманск
293 Мурманск — Анапа 294 Анапа — Мурманск

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского (1902—1916). Дата обращения: 12 мая 2010. Архивировано 27 февраля 2011 года.
  3. Средства массовой информации о станциях ОЖД. Документы. Дата обращения: 12 мая 2010. Архивировано 27 января 2020 года.
  4. Быстрый рост Кондопоги значительно увеличил пассажирское сообщение до разъезда Кивач, а между тем разъезд до сих пор не имеет пассажирского помещения. В феврале начались работы по строительству новых вокзалов на разъезде Кивач и на первом и втором разъездах // Красная Карелия. 1934. 3 февраля
  5. «Экскурсия на Север». Г. Н. Боч. Государственное издательство, [[1926]] г.. Дата обращения: 12 мая 2010. Архивировано 28 января 2010 года.
  6. От Кондостроя до наших дней. 1923—2003. Дата обращения: 12 мая 2010. Архивировано 22 мая 2010 года.
  7. Национальный архив Республики Карелия. Дата обращения: 30 мая 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки