Кайпаа
Платформа | |
Кайпаа | |
---|---|
Суоярви — Юшкозеро | |
Октябрьская железная дорога | |
62°07′07″ с. ш. 32°23′29″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 23.05.1924[1] |
Дата закрытия | 1956 |
Прежние названия | Kaipaa[2] |
Количество платформ | 1 |
Количество путей | 1 |
Тип платформы | боковая |
Форма платформы | прямая |
Выход к | пер. Ржевский |
Расстояние до Суоярви I | 5,5 км |
Расстояние до Юшкозера | 328,8 км |
Объект культурного наследия РФ |
Ка́йпаа (фин. Kaipaa)[2] — недействующая железнодорожная станция на 5,5 км перегона Суоярви II — Суоёки. До ноября 1926 года станция была тупиковой, затем линия была продлена до станции Сулкуярви, а спустя год (16.10.1927) — до старой станции Найстенъярви. После Великой Отечественной войны была начата реконструкция существующего участка Суоярви I — Найстенъярви, в результате чего были закрыты станции Кайпаа, Сулкуярви, Раясуванто, а Найстенъярви была перенесена на 1400 метров севернее[3] . При этом двумя километрами южнее станции Кайпаа была открыта новая станция Суоярви II, имевшая, в основном, грузовое назначение[4].
История
Изначально станция Суоярви планировалась в качестве тупиковой. Однако в 1924 году от станции Суоярви линия была продлена до деревни Кайпаа, где за несколько лет до этого был основан лесопильный и фанерный заводы. В связи с этим была организована небольшая станция. Здание вокзала было построено в 1925 году по проекту финского архитектора Туре Адольфа Хеллстрёма (фин. Thure Adolf Hellström)[5].
Станция имела как грузовое назначение, так и пассажирское: обслуживала одноимённый посёлок, в настоящее время превратившийся в отдалённый район города Суоярви. В 1926-27 годах была открыта линия от Кайпаа до Найстеньярви, так что прилегающая территория небольшой грузовой станции была занята крупной лесопильной компанией. Однако во время Советско-финской войны (1941—1944) статус станции вновь был понижен до рядового разъезда[5].
Объектом культурного наследия является здание вокзала, которое в настоящий момент используется как жилой дом[6].
Примечания
- ↑ Станция Кайпаа на финских довоенных топографических картах 1940 и 1942 гг. . Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 Kaipaa (фин.). karjalankartat.fi. Национальная земельная служба Финляндии[англ.]. — Финские топографические карты юго-запада Карелии, изданные до 1939–42 гг.
- ↑ Годы открытия станций на линии Маткаселькя — Найстенъярви на финском сайте vaunut.org . Дата обращения: 3 ноября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
- ↑ Лист карты P-36-65,66 Суоярви. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1985 г.
- ↑ 5,0 5,1 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — С. 414. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3.
- ↑ Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Суоярвского городского поселения Суоярвского муниципального района . Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
Ссылки
- Паспорт станции Кайпаа на railwayz.info . railwayz.info. Дата обращения: 6 мая 2020.
- Финский железнодорожный сайт vaunut.org . vaunut.org. Дата обращения: 6 мая 2020.
- ст. Кайпаа на схеме Кировской железной дороги, 1943 год . www.retromap.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
- ст. Кайпаа на карте РККА с масштабом от 1:2.5М до 1:100К, 1940 год . www.retromap.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.