Кайпаа

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Платформа
Кайпаа
Суоярви — Юшкозеро
Октябрьская железная дорога
1939 г.1939 г.
62°07′07″ с. ш. 32°23′29″ в. д.HGЯO
Дата открытия 23.05.1924[1]
Дата закрытия 1956
Прежние названия Kaipaa[2]
Количество платформ 1
Количество путей 1
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Выход к пер. Ржевский
Расстояние до Суоярви I 5,5 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Юшкозера 328,8 км 
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Суоярви — Юшкозеро» 
Суоярви I — Юшкозеро
 На Сортавалу, Санкт-Петербург-Финляндский 
409
0
Суоярви I
 На Петрозаводск-Пассажирский 
2,1
Вяликюля
3,1
Суоярви II
3,8
Wiborg Wood Company
5,5
Кайпаа
9,0
Койвуниеми (ост. п. 10 км)
13,4
Миеккалампи
16,9
Суоёки
18,6
Пусойсваара
21,2
22 км
22,0
Раясуванто (Лапинъярви)
24,2
Сулкуярви
28,5
Пурхавонка
30,1
Найстенъярви (старая станция)
31,5
Найстенъярви
34,7
Хярянвонка
5,5
Тарасйоен-Саха
34,8
35 км
49,8
Лахколамен
54,4
55 км
56,8
57 км
64,5
Тумасозеро
79,9
Поросозеро
85,2
Аконъярви
89,8
90 км
94,7
блокпост 95 км
97,8
казарма 98 км
107,0
108 км
109,5
Гимольская
122,5
разъезд 123 км
122,5
Петрогранит
132,5
Руголамби
139,4
Суккозеро
147,1
0
Брусничная (Таразма)
1,0
148 км
12,3
Суун
22,8
23 км
30,0
Мотко
39,8
40 км
49,6
50 км
60,3
Лендеры
160,0
Кангас
171,7
Нурми
184,8
Пенинга
197,2
Волома
210,2
Сонозеро
224,8
Сельга
236,1
Муезерка
253,7
254 км
271,9
0
Ледмозеро
 В Кочкому 
 В Кивиярви 
286,0
Хижозеро
302,4
Вирда
315,7
Боровая
334,3
Юшкозеро

Ка́йпаа (фин. Kaipaa)[2] — недействующая железнодорожная станция на 5,5 км перегона Суоярви II — Суоёки. До ноября 1926 года станция была тупиковой, затем линия была продлена до станции Сулкуярви, а спустя год (16.10.1927) — до старой станции Найстенъярви. После Великой Отечественной войны была начата реконструкция существующего участка Суоярви I — Найстенъярви, в результате чего были закрыты станции Кайпаа, Сулкуярви, Раясуванто, а Найстенъярви была перенесена на 1400 метров севернее[3] . При этом двумя километрами южнее станции Кайпаа была открыта новая станция Суоярви II, имевшая, в основном, грузовое назначение[4].

История

Изначально станция Суоярви планировалась в качестве тупиковой. Однако в 1924 году от станции Суоярви линия была продлена до деревни Кайпаа, где за несколько лет до этого был основан лесопильный и фанерный заводы. В связи с этим была организована небольшая станция. Здание вокзала было построено в 1925 году по проекту финского архитектора Туре Адольфа Хеллстрёма (фин. Thure Adolf Hellström)[5].

Станция имела как грузовое назначение, так и пассажирское: обслуживала одноимённый посёлок, в настоящее время превратившийся в отдалённый район города Суоярви. В 1926-27 годах была открыта линия от Кайпаа до Найстеньярви, так что прилегающая территория небольшой грузовой станции была занята крупной лесопильной компанией. Однако во время Советско-финской войны (1941—1944) статус станции вновь был понижен до рядового разъезда[5].

Объектом культурного наследия является здание вокзала, которое в настоящий момент используется как жилой дом[6].

Примечания

  1. Станция Кайпаа на финских довоенных топографических картах 1940 и 1942 гг.. Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Kaipaa (фин.). karjalankartat.fi. Национальная земельная служба Финляндии[англ.]. — Финские топографические карты юго-запада Карелии, изданные до 1939–42 гг.
  3. Годы открытия станций на линии Маткаселькя — Найстенъярви на финском сайте vaunut.org. Дата обращения: 3 ноября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
  4. Лист карты P-36-65,66 Суоярви. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1985 г.
  5. 5,0 5,1 Iltanen, Jussi. Radan varrella: Suomen rautatieliikennepaikat. — Karttakeskus. — С. 414. — 432 с. — ISBN 978-951-593-214-3.
  6. Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Суоярвского городского поселения Суоярвского муниципального района. Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.

Ссылки

Галерея

Ссылки

http://vaunut.org/