Комсомольская правда

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Комсомольская правда»
Передовица газеты за 23 мая 1930 г.Передовица газеты за 23 мая 1930 г.
Тип Информационно-молодёжное издание ВЛКСМ
(1925—1990 гг.),
«всесоюзная ежедневная газета»
(1990—1991),
общественно-политическая газета[1][2]
(с 1992 г.)
Формат (Газеты): Таблоид А3[3]
Издатель АО ИД «Комсомольская правда»
Страна  СССР (1930—1991)
 Россия (с 1991)
Главный редактор Олеся Носова (врио)
Основана 13 марта 1925
Цена Рекомендуемая цена ежедневного выпуска в Москве — 25 рублей, еженедельного («толстушки») — 43 рубля
Главный офис Москва, Новодмитровская улица, д. 5а, стр. 8
Тираж 165 тыс. экз. (ежедневный выпуск), 1,2 млн экз. («Толстушка»)
ISSN 0233-433X
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Веб-сайт KP.ru,
страница радиостанции,
страница телеканала

«Комсомо́льская пра́вда» — советская и российская ежедневная[4] общественно-политическая[1][2] газета, а также интернет-издание (с 1997 года), радиостанция (с 2009 года) и телеканал (2010—2014). Входят в издательский дом «Комсомольская правда».

Газета основана 13 марта 1925 года как официальный печатный орган ВЛКСМ[1][4][5]. Первый номер вышел 24 мая 1925 года. С 5 июля 2022 года выходит 2 раз в неделю во вторник и пятницу, еженедельник в среду. Награждена первым орденом Ленина за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания»[6]. Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени[5].

Сайт «Комсомольской правды» был создан в 1998 году.

В феврале 2009 года вышла в московский эфир радиостанция «Комсомольская правда»[7].

29 августа 2011 запущен телеканал «Комсомольская правда»[8]. Прекратил вещание в декабре 2014 года.

История

В СССР

Создана, в соответствии с решением XIII съезда РКП(б), как всесоюзная молодёжная газета и официальный печатный орган ЦК ВЛКСМ для освещения деятельности комсомола[5]. Первый номер газеты вышел 25 мая 1925 года[9], тираж — 31 тыс. экземпляров. 14 августа 1925 года ЦК РКП(б) выпустило постановление «О работе комсомола в области печати», согласно которому была поставлена задача сделать из «Комсомольской правды» всесоюзную массовую газету ВЛКСМ. После публикации 20 января 1929 в газете «Правде» статьи В. И. Ленина «Как организовать соревнование?», «Комсомольская правда» выступила с призывом к рабочей молодёжи транспорта и промышленности с предложением начать проводить Всесоюзное социалистическое соревнование[9].

С июля 1932 по июль 1937 года Ответственным (главным) редактором газеты был В. М. Бубекин, арестованный и расстрелянный в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской террористической группе[10]. Реабилитирован 28 декабря 1955 г.

Изначально, до 1991 года, газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. «Большая советская энциклопедия» (БСЭ) определяла газету как организатора «советской молодёжи в борьбе за выполнение задач, поставленных Коммунистической партией», что она во время «первых пятилеток направляла усилия молодёжи на социалистическое строительство, была одним из инициаторов развития социалистического соревнования, поднимала вопросы общего, профессионального и технического образования молодёжи, воспитывала активных борцов за индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, за укрепление обороноспособности СССР». Отмечалось, что газета «освещает и обобщает опыт работы опыт работы комсомольских организаций, учит молодёжь применять передовые методы труда в промышленности и сельском хозяйстве, освещает жизнь студенчества, пионеров и школьников», а также «большое внимание уделяет вопросам советской литературы и искусства, эстетическому воспитанию юношества» и что большое место в деятельности издания «занимают проблемы военно-патриотического воспитания молодёжи, развития физкультуры и спорта». Отмечалось, что газета «пропагандирует миролюбивую внешнюю политику СССР, освещает международное демократическое движение молодёжи»[5].

В газете присутствовало жанровое разнообразие и печаталось много научно-популярных и приключенческих статей. БСЭ отмечает[5]: «Признание читателей завоевали материалы под рубриками „Страницы Ленинианы“, „Ленинские уроки“, „Слушайте, товарищи потомки“, „Люди с горящими сердцами“, „Письма, дневники, записки нашего современника“, „Отечество“, „В мире прекрасного“, „Проблемы. Полемика. Поиск“, специальные полосы „Клуб любознательных“, „Алый парус“, „Эврика“, „Клуб девяти муз“». Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения.

В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара, главы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта[9]. БСЭ отмечала, что «в годы Великой Отечественной войны 1941—45 мобилизовала юношей и девушек на самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, трудовой героизм в тылу, воспитывала их в духе беззаветного служения Родине»[5]. В 1945 году за заслуги в годы войны «Комсомольская правда» была награждена орденом Отечественной войны I‑й степени[11]. После войны газета создавала выездные редакции в разрушенном Сталинграде на Днепрогэсе и других местах[9].

При Н. С. Хрущёве газету возглавлял его зять А. И. Аджубей, благодаря которому появились разделы про путешествия, спортивные обзоры и короткие рассказы[4].

В 1960-х — 1970-х годах в ней работали такие талантливые журналисты, как В. А. Аграновский, Я. К. Голованов, В. М. Песков, Ю. М. Рост и Ю. П. Щекочихин. Рубрика «Алый парус», где публиковались школьники, дала путёвку в профессию ряду будущих известных журналистов: Б. Д. Минаеву, А. М. Максимову, А. В. Мальгину и другим. По словам Мальгина, «обстановка в „Алом парусе“ была замечательная. Свободолюбивая. Скажу, например, что за год, что я там тусовался, я услышал политических анекдотов, наверное, больше, чем за все годы перестройки»[12].

В 1973 году тираж газеты составлял около 9 млн экземпляров[5].

Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Почтовый блок СССР, 1979.

В 1979 году газетой была организована Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда»[13]. С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В 1990 году «Комсомольская правда» стала ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров)[14].

«Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 млн 350 тыс. экземпляров: об этом, в частности, рассказано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где упомянуто и то, что на начало 1990 года сама «Комсомольская правда» с тиражом в 12,5 млн газета занимала по эти показателям второе место в мире, уступая лишь «Труду» и опережая японскую газету «Сахи»[15].

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись, согласно выходным данным, во «Всесоюзную ежедневную газету».

В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс Пресса» для Первого канала[16].

19 августа 1991 года во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на массовую общественно-политическую и развлекательную, сохранив название.

Владимир Путин с юбилейным выпуском газеты, 26 мая 2015 года

Имя было присвоено Заводу по переработке пластмасс[17].

В постсоветской России

В 1990-е — 2000-е годы от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

В 2000 году в честь газеты был назван новооткрытый вид жуков Boreaphilus komsomolkae в благодарность за финансовую поддержку, оказанную редакцией газеты иркутским аспирантам-энтомологам, открывшим этот вид[18].

Начиная с осени 1993 года начал выходить еженедельник «Комсомольская правда — Толстушка» с увеличенным объёмом, тираж которого значительно превышал тираж ежедневного номера и достиг 2,7—3 млн экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем — по четвергам. Теперь еженедельник выходит по средам[19].

В 2012 году по данным отчёта Института исследования быстроразвивающихся рынков, созданного компанией Ernst & Young и Московской школой управления «Сколково», медиахолдинг «Комсомольская правда» вошёл в число самых динамично развивающихся частных компаний стран BRICs[20].

С апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса ежедневные выпуски «КП» стали выходить только по три раза в неделю вместо шести — по понедельникам, средам и пятницам.

«КП в Белоруссии»

Белорусская версия издания выходила с 1994 года[21]. После президентских выборов в 2020 года газете не давали печататься в Белорусии и выкинули из государственной сети распространения по подписке и в розницу[22]. За полгода после августа 2020 года тираж издания упал со 150 до 39 тысяч экземпляров[22].

29 сентября 2021 года сайт «КП в Белоруссии[be]» kp.by был заблокирован из-за материала Геннадия Можейко о перестрелке в Минске, 1 октября журналист был арестован[23]. 5 октября 2021 года «Комсомольская правда» закрыла свой белорусский филиал[24]. В настоящее время статьи и заметки с новостями из Белоруссии публикуются на сайте российского издания, в специально созданном разделе belarus.kp.ru.

Главные редакторы

В редакции (справа: главный редактор В. Н. Сунгоркин), 2010 год

Владелец

По данным СМИ[25] крупнейшим бенефициаром ИД «Комсомольская правда» является сын основателя «Балтийской Медиагруппы» Сергей Руднов. Он косвенно контролирует минимум 45 % популярного издания.

У ООО «ЛДВ Пресс» 22 декабря 2016 года изменился состав учредителей. Теперь вместо кипрской Darbold Finance Ltd. 75,1 % общества теперь напрямую принадлежит Сергею Руднову. Оставшиеся 24,9 % остались за ООО «Медиа Партнёр», которым на паритетных началах владеют Виталий Кривенко и Сергей Орлов.

Сама же «ЛДВ Пресс» известна как компания, косвенно владеющая контрольным пакетом АО "Издательский дом «Комсомольская правда». Эту информацию в декабре 2016-го через пресс-службу «РВМ Капитала» подтвердил сам Сергей Орлов.

Он уточнял, что его эффективная доля в ИД оценивается в 7,5 %. Получается, что эффективная доля всей «ЛДВ Пресс» в «Комсомольской правде» может равняться 60,2 %, а Сергея Руднова через «ЛДВ Пресс» — 45,2 %.

Владельцы оставшихся 14,7 % АО ИД «Комсомольская правда» достоверно неизвестны. В прессе была лишь информация о том, что миноритариями издания являются его главный редактор и гендиректор ИД Владимир Сунгоркин, а также Аркадий Евстафьев, сейчас гендиректор инвестиционного холдинга «Энергетический союз».

Тираж

Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн экземпляров.

За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и соперничает с такими русскоязычными изданиями, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия»[26][27].

Награды

Страница «Комсомольской правды», контуры комсомольского значка. 50 лет газете «Комсомольская правда». Марка СССР, 1975.
ордена
Премии и рейтинги
  • В январе 2015 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 25,4 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В ноябре 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила награду за 1-е место в конкурсе «СМИротворец-2014» в номинации федеральное радио. Лучшей признали программу «Национальный вопрос»[28].
  • В мае 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила Всероссийскую премию в области радиовещания Radio Station Awards-2014 (ЛУЧШАЯ НОВОСТНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ СТРАНЫ)[29]
  • В ноябре 2013 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 21,5 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В 2013 и 2012 годах KP.RU дважды стал победителем в номинации «Золотой сайт»
  • В 2010 и 2008 годах KP.RU дважды стал победителем «Премии Рунета» в категории «Государство и общество»[источник не указан 1379 дней]

Заметные публикации

  • В 1982 году в «Комсомольской правде» был начат цикл публикаций Василия Пескова «Таёжный тупик», рассказывающий о жизни найденной в 1978 году в Хакасии семьи староверов Лыковых, добровольно ушедших от связи с внешним миром.
  • В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодёжной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории.
  • В пятничном отдельном выпуске газеты «Комсомольская правда» от 1994 года вышла статья «Порнуха вороной масти», посвящённая попытке режиссёров-любителей снять в августе того же года в Битцевском парке сцену из немецкого порнофильма «Екатерина», в которой Императрица совокупляется с жеребцом. В оригинальном фильме сцена полностью показана не была, поэтому режиссёры-любители решили снять то, что не было показано в оригинале. Статья имела большой общественный резонанс, и считается первой чисто бульварной статьёй в современной российской прессе, своеобразной вехой в становлении свободной прессы[30][31][32][33]. Статья вышла в отдельном, пятничном выпуске газеты в новом формате (так называемая «толстушка», из-за уменьшения формата, но увеличения числа страниц), который был выпущен, так как газета лишилась госдотаций в 1992 году и стала фактически нежизнеспособной[32]. По воспоминаниям Владимира Мамонтова, который руководил подготовкой к публикации этой статьи[33], её выпуск стал переломной вехой и в самом издательстве, где на тот момент боролись две группы редакторов: консерваторы, которые хотели сохранить направленность газеты, заняв денег у корпорации «Газпром», и новые редакторы, которые таким образом отстаивали гласность и свободу слова. По воспоминаниям Владимира Мамонтова новаторы в редакции газеты победили, и статья была опубликована[33]. Однако вскоре оказалось, что подобного рода публикации избыточны, и «Комсомольская правда» больше к таким темам и подобным публикациям не возвращалась. По оценке Мамонтова, эта публикация являлась «детской болезнью становления свободной прессы в отдельно взятой газете». Однако Ирина Добашина в статье «Феномен бульварной прессы», написанной по материалам личных бесед с бывшей колумнисткой «Большого города» Алёной Лыбченко и опубликованной в газете «Новый взгляд» в публикации «Феномен бульварной прессы» от 10 декабря 2009 года[32], считает, что эта статья и определила дальнейшую политику издания, обеспечивая высокие рейтинги «Комсомольской правды».
  • 7 октября 2002 года газета опубликовала статью «Московский монастырь оказался борделем». Пресс-служба московской общины францисканцев выступила с заявлением, в котором подвергла газету критике, заявив, что та, используя метод дутой сенсации, напечатала клевету на католиков-францисканцев[34]. 23 декабря 2002 года Большое жюри Союза журналистов России на своём заседании рассмотрело обращение настоятеля католического ордена францисканцев в России Г. Цероха. В своём решении в лице

председательствующего, сопредседателя Большого Жюри М. А. Федотова жюри подняло вопрос журналистской этики издания[35]:

Заголовок статьи, её содержание, тональность, а также сопровождающий её коллаж не соответствуют реальному положению дел и создают у читателей превратное представление о данной религиозной организации и характере её деятельности. Хотя автору было известно, что в данной квартире не находится никакой религиозной общины, однако в статье неоднократно акцентируется внимание на том, что «любитель эротической экзотики может посетить монастырь и весело провести время в компании молоденьких „монашек“». В явном противоречии с реальностью автор пишет: «А это действительно что-то новенькое на рынке столичных сексуальных услуг». Построенная в таком духе статья представляет собой довольно типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационной публикации на основе произвольного истолкования тривиального квартирного спора. В результате получилась статья, откровенно оскорбляющая чувства верующих, что не делает чести такой массовой газете как «Комсомольская правда».

  • Тьерри Мейсан 15 марта 2011 года опубликовал в газете исследование в жанре «журналистские расследования», в котором утверждал, что за организацией «Бильдербергский клуб» стоит НАТО[36].
  • 18 июля 2012 года В. В. Путин обратился с личным посланием к жителям пострадавших районов Кубани через газету «Комсомольская правда»: «…Знаю, что в Крымске у многих не работает телевидение, новости приходят с опозданием, поэтому решил обратиться к вам напрямую, через газету „Комсомольская правда“…»[37]
  • 13 мая 2013 года на сайте «КП» была опубликована статья Ульяны Скойбеды «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“». В ней колумнист прокомментировала пост Гозмана на сайте «Эха Москвы», в котором политик раскритиковал выход на телеэкраны сериала про контрразведывательные организации СМЕРШ. Скойбеда упомянула, что либералы начали активно обсуждать эту тему в интернете, называя НКВД «преступной террористической организацией» и ставя Сталина наравне с Гитлером[38]. Ульяна Скойбеда заявила, что либералы намеренно «переоценивают и оплёвывают всё, что связано с войной» и «ведут нас от Победы — к лузерству». Заканчивается статья журналистки словами: «А, знаете, ведь деятельность либералов, в таком случае — подрывная. Диверсионная. Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?[38]». Днём 15 мая фраза в подзаголовке «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем» была заменена на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». Скриншот оригинального варианта сохранился в социальных сетях. Кроме того, фраза про «абажуры» выдаётся и в поиске на сайте «Комсомольской правды»[38]. 16 мая Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Комсомольская правда» за материал «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“», ибо там допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»"[39]. Вечером 18 мая на сайте КП Ульяна Скойбеда принесла извинения за свою статью, где признала, что «в полемическом запале допустила некорректное высказывание»[40].
  • В 2017 году газета «Комсомольская правда» и другие СМИ, входящие в Издательский дом, анонсировали знаковый проект — возрождение традиций публикации романа с продолжением в периодическом печатном издании с поддержкой современных медиа: интернет-сайта, интернет-радио, блога, электронной книги, аудиокниги и бумажной книги. Старт проекта 14 марта, в Международный день числа «пи». «Комсомольская правда» представила российской и мировой русскоязычной аудитории историко-приключенческий роман Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей»; ISBN 978-5-4470-0262-6; масштабное расследование хитросплетений российской и мировой истории. Из аннотации:

«Тайна трёх государей» продолжает лучшие традиции произведений Александра Дюма, Умберто Эко и Дэна Брауна — при всей разнице перечисленных авторов. Это одновременно историко-приключенческий роман, лихой детектив, политический триллер и даже философский трактат — для такого сплава жанров существует название «инфотейнмент»: развлечение с информацией, тюнинг читательских мозгов.

Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой учёный рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвящённое сходству биографий и деятельности трёх российских государей — Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет.

Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей — мистического ордена, секретных служб и мировой закулисы. Автор приглашает читателей следить за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов — и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времён, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.

Оценки

Филолог В. В. Тулупов в 2001 году отмечал, что несмотря на имевшие место сложности объективного и субъективного характера, «газета выдерживает конкурентную гонку и, пережив увлечение низкопробной „желтизной“ (хотя рецидивы этой „болезни“ наблюдаются), постепенно движется к статусу читабельной массовой молодёжной газеты». А также указывает на то, что «ироничный стиль, который особенно был характерен для „Комсомолки“ конца 80-х — начала 90-х (прежде всего, это проявлялось в заголовках), сохранился, но исчезли желчь, стёб, журналисты стали более ответственно подходить к слову»[41].

В 2001 году журналисты газеты «Ведомости» Елена Евстигнеева и Сергей Рыбак со ссылкой на данные PR-агентства Promaco PR/CMA причислили «Комсомольскую правду» к числу 12 изданий, где за публикацию заказных статей (именуемых на журналистском жаргоне «джинсой») принимают денежное вознаграждение[42].

В 2017 году журналист и медиаобозреватель И. А. Яковенко высказывает мнение, что в советское время в отдельные периоды «она была глотком свежего воздуха для миллионов людей», поскольку «не случайно подписку на „Правду“ навязывали, а на „КП“ временами лимитировали». При этом при главном редакторе А. И. Аджубее, газета «в 1957 году открывает свой корпункт при Сибирском отделении АН СССР, выходит масса статей о науке, печатаются письма реабилитированных, вернувшихся из концлагерей, газета стала выходить миллионными тиражами». Когда главным редактором стал Ю. П. Воронов, то «в 1960-м создан первый в стране „Институт общественного мнения“, которым руководил один из первых советских социологов Борис Грушин», а «в 1963 публикации в „КП“ дают старт знаменитой дискуссии физиков и лириков, создаётся знаменитый „Алый Парус“ — страница для подростков». Яковенко отметил, что Воронов «был уволен за публикацию небывало острой статьи, разоблачающей преступления Героя Соцтруда, директора китобойной флотилии „Слава“ Соляника», поскольку данная публикация «затронула интересы самой верхушки, бурно обсуждалась на Секретариате ЦК КПСС» и в конечном итоге «решили уволить обоих: и Соляника и Воронова». Кода главным редактором стал Г. И. Селезнёв, то «в 1984 Василий Песков совершает экспедицию в тайгу к семейству Лыковых и публикует повесть „Таёжный тупик“, а Инна Руденко в очерке „Долг“ впервые рассказывает правду об афганской войне». В то же время он резко критически оценил руководство газетой Сунгоркиным, хотя и отметил, что «„КП“ сегодня самая популярная газета в России»[43].

Сайт

По данным Amazon Alexa на июль 2021, сайт kp.ru является 30-м самым популярным интернет-ресурсом в России[44].


См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 НИЭ, 2003, с. 83.
  2. 2,0 2,1 Иванищева, 2015, с. 69.
  3. Anne Barnard. Raucous Russian Tabloids Thrive (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2008. — 27 July.
  4. 4,0 4,1 4,2 Komsomolskaya Pravda Архивная копия от 24 июня 2019 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 БСЭ, 1973.
  6. Ордена «Комсомольской правды». Дата обращения: 14 января 2012. Архивировано 18 октября 2011 года.
  7. Правда, Радио Комсомольская Радио «Комсомольская правда». radiokp.ru. Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  8. «Комсомольская правда запустила собственный телеканал» (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 января 2012. Архивировано 26 декабря 2014 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Ганичев, 1973.
  10. МЕМОРИАЛ: растрельные списки Коммунарки. old.memo.ru. Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 29 марта 2022 года.
  11. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты. РИА Новости (24 мая 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  12. Андрей Мальгин. Щекочихин // «Эхо Москвы», 4.07.2013
  13. Анастасия Скорондаева. Как лечат душу синим цветом льда : Тридцать пять лет назад экспедиция Дмитрия Шпаро на лыжах покорила Северный полюс : Интервью // Российская газета. — 2014. — № 123 (6395) (3 июня).
  14. Русская книга рекордов и достижений «Диво»: Периодика. Самые большие тиражи Архивная копия от 3 июня 2012 на Wayback Machine
  15. Додолев Е. Ю. Влад Листьев. Пристрастный реквием. — М.: Зебра Е, 2012. — С. 68. — 246 с. — ISBN 978-5-905629-27-3.
  16. Газета «Новый взгляд». www.newlookmedia.ru. Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 августа 2021 года.
  17. В Петербурге и Москве обсудили развитие индустрии Шеромова А. В Петербурге и Москве обсудили развитие индустрии // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 8 дек.
  18. A. V. Shavrin, A. V. Anistschenko. A new species of the genus Boreaphilus Sahlberg, 1832 (Coleoptera: Staphylinidae: Coryphiini) from the mountains of South Siberia (англ.) // Russian Entomological Journal. — KMK Scientific Press, 2000. — Vol. 9, no. 2. — P. 127—129. — ISSN 0132-8069.
  19. НИЭ, 2003, с. 84.
  20. Seung Ho Park, Nan Zhou, Gerardo Ungson. “Rough Diamonds”: Four Cs for Sustaining High Performance in BRICs (англ.). SKOLKOVO business school – Ernst & Young Institute for Emerging Markets Studies (22 июня 2012). — A Report Prepared for the 2012 St. Petersburg International Economic Forum. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 24 января 2022 года.
  21. Журналісту «КП у Беларусі» Генадзю Мажэйку прад'явілі абвінавачванне па крымінальных артыкулах (белор.). Наша Ніва. Белорусская ассоциация журналистов (11 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  22. 22,0 22,1 В Кремле прокомментировали блокировку «Комсомолки»: Это нарушение принципа свободы СМИ. ZERKALO.IO (1 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  23. Кремль не протестует против закрытия "Комсомольской правды" в Беларуси. Это странно или логично?. Русская служба Би-би-си (6 октября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  24. Гункель, Елена "Комсомольская правда" закрывает представительство в Беларуси. Deutsche Welle (5 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  25. Основной владелец «Комсомольской правды» раскрыл своё имя. AdIndex (09 Января 2017). Дата обращения: 4 мая 2018. Архивировано 4 мая 2022 года.
  26. Русские издания за рубежом (недоступная ссылка)
  27. У "Известий" самый большой тираж среди качественных газет. Известия (4 дек. 2004 г.). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
  28. Радио «Комсомольская правда» победило в конкурсе «СМИротворец-2014» (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  29. AWARDS ❤ Каталог зарубежных онлайн радиостанций. Новинки ❤ Ноябрь 2020. Дата обращения: 3 июня 2014. Архивировано 10 сентября 2015 года.
  30. Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса : к вопросу разграничения понятий // Известия ЮЗГУ : журнал. — 2013. — № 2. — С. 7—15. — (Серия Лингвистика и педагогика). — ISSN 2223-151X.
  31. Мила Кузина. «Порнуха вороной масти». Газета.ру. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  32. 32,0 32,1 32,2 Ира Добашина. Феномен бульварной прессы // Новый Взгляд : газета. — 2009. — 10 декабря (№ 11).
  33. 33,0 33,1 33,2 Владимир Мамонтов, Марина Сафонова. «Порнуха вороной масти». Комсомольская правда (6 марта 2003). Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 марта 2003 года.
  34. «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью «Московский монастырь оказался борделем» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 февраля 2009. Архивировано 13 февраля 2009 года.
  35. Решение Большого жюри Союза Журналистов России № 24 от 23 декабря 2002 года «Об обращении настоятеля Католического ордена Францисканцев в России Г. Цероха в связи с передачей „Человек и закон“, подготовленной телекомпанией „Останкино“ и вышедшей в эфире „Первого канала“ 11.10.2002 г., и публикацией „Московский монастырь оказался борделем“ в газете „Комсомольская правда“ от 07.10.2002 г.»
  36. Кто рулит «мировым правительством» Архивная копия от 18 марта 2011 на Wayback Machine // KP.RU
  37. Архивированная копия. Дата обращения: 27 января 2015. Архивировано 3 июля 2013 года.
  38. 38,0 38,1 38,2 «Комсомольская правда» удалила пассаж про абажуры из либералов Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine // Лента.ру, 15.05.2013
  39. Роскомнадзор вынес предупреждение «Комсомолке» Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine // Лента.ру, 15.05.2013
  40. Ульяна Скойбеда: «Я всегда буду защищать нашу Победу, но за „абажуры“ приношу извинения» Архивная копия от 21 мая 2013 на Wayback Machine // Комсомольская правда
  41. Тулупов, 2001, с. 41.
  42. Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак. Донкихоты от PR. Ведомости (26 февраля 2001). Дата обращения: 8 декабря 2015. Архивировано 8 марта 2016 года.
  43. Яковенко, Игорь Человек, 20 лет топящий мир в дерьме. Новая хроника текущих событий (29 мая 2017). Дата обращения: 30 июля 2017. Архивировано 30 июля 2017 года.
  44. kp.ru Competitive Analysis, Marketing Mix and Traffic - Alexa. www.alexa.com. Дата обращения: 13 июля 2021. Архивировано 13 июля 2021 года.

Литература

Ссылки