БРДМ-ВПС
БРДМ-ВПС | |
---|---|
БРДМ-ВПС | |
Классификация |
лёгкий плавающий танк/ БРДМ/ БМП[1] |
Боевая масса, т | 5,5 |
Компоновочная схема | Боевое отделение и отделение управления спереди, десантное — в центре, моторно-трансмиссионное — сзади |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 4 |
История | |
Производитель | ВНИИ-100 |
Годы производства | не выпускалась |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6,62[1] |
Ширина, мм | 3,36[1] |
Высота, мм | 1,5[1] |
Бронирование | |
Тип брони | противопульная |
Вооружение | |
Углы ГН, град. | 360 |
Пулемёты | 1 × |
Подвижность | |
Тип подвески | сблокированная попарно, торсионная[1] |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
БРДМ-ВПС — советский проект бронированной разведывательно-дозорной машины (лёгкого по массе плавающего танка[1]/боевой машины пехоты) на воздушной подушке, разработанный в начале 1960-х годов. Не был реализован в металле.
История создания
Проект бронированной разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке соплового типа (БРДМ-ВПС) был разработан по итогам ОКР в рамках проводившихся во ВНИИ-100 в 1959—1963 годах исследований возможности и целесообразности применения воздушной подушки для сухопутных боевых машин. Конструктивная и компоновочная проработка проекта была осуществлена на основе результатов испытаний ходового макета боевой машины на воздушной подушке соплового типа «Объект 904». Несмотря на относительную успешность последних, проект БРДМ-ВПС никогда не был реализован[1].
Описание конструкции
БРДМ-ВПС имела компоновку с размещением отделения управления и боевого отделения в носовой части корпуса, десантного отделения — в средней части и моторно-трансмиссионного — в кормовой. Экипаж машины состоял из двух человек — механика-водителя и командира, выполнявшего также функции стрелка. Машина могла перевозить 4 человека десанта, погрузка и высадка которого осуществлялась через четыре прямоугольных люка в крыше корпуса[1].
Броневой корпус и башня
Сложная дискообразная форма Броневого корпуса, в поперечном разрезе близкая к тупоугольному треугольнику, была обусловлена использованием в машине принципа сопловой воздушной подушки. В то же время такая форма корпуса дополнительно обеспечивала повышенную защищённость от огня противника за счёт рациональных углов наклона броневых листов и хорошие аэродинамические свойства. Передвижение с использованием воздушной подушки, согласно испытаниям «Объекта 760», должно было обеспечивать полную неуязвимость от контактных противотанковых мин и практически полную — от противопехотных[1].
Башня — полноповоротная, цилиндрическая, небольшого размера, размещавшаяся в носовой части корпуса со смещением вправо. Слева от неё симметрично располагалась башенка механика-водителя, имевшая такой же диаметр основания.
Вооружение
Вооружение машины состояло из пулемёта, установленного в башне. Десант мог вести огонь из личного оружия через четыре амбразуры, расположенные попарно в бортах десантного отделения[1].
Ходовая часть
Ходовая часть состояла из основного гусеничного движителя и вспомогательной воздушной подушки соплового типа, обеспечивавшей частичную разгрузку веса машины. В режиме частичной разгрузки гусеничные ленты сохраняли контакт с поверхностью[1].
Гусеничный движитель охватывал корпус и, применительно к одному борту, состоял из восьми попарно сблокированных обрезиненных опорных катков малого диаметра, заднего ведущего колеса цевочного зацепления и переднего направляющего колеса, а также трёх поддерживающих катков. Подвеска — торсионная[1].
Два нагнетателя воздушной подушки, левый и правый, располагались в центральной части корпуса, между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями[1]. Два сопла выходили наружу за пределы гусеничного движителя снаружи, располагаясь между верхней и нижней ветвями гусениц.
Движение на плаву должно было осуществляться при помощи двух гребных винтов, расположенных на убиравшихся при движении на суше откидных колонках[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Кемурджиан А. Л. Их называли «ползолётами» // Техника — молодёжи : журнал. — 1999. — № 7. — С. 25—27, 32—33. Архивировано 11 мая 2018 года.
Литература
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг. Подвижность // Техника и вооружение : журнал. — май 2009. — № 5. — С. 41—54. Архивировано 21 февраля 2011 года.