Ведущее колесо (гусеничный движитель)
Внешний вид
(перенаправлено с «Направляющее колесо»)


Ведущее колесо (ведущая звёздочка) — элемент гусеничного движителя, осуществляющий перематывание гусеничной ленты и преобразовывающий собственное вращательное движение в поступательное движение танка (либо другой гусеничной или полугусеничной машины)[1].[2][3] Как правило (за исключением гусеничных движителей с фрикционным зацеплением), конструктивно представляет собой разновидность звёздочки.
Разновидности
В зависимости от типа зацепления с гусеничной лентой различают три типа ведущих колёс — цевочного, гребневого и фрикционного зацепления.
- Ведущее колесо цевочного зацепления состоит из двух зубчатых венцов и расположенной между ними ступицы[4]. Ведущими элементами при этом являются зубцы венца колеса, входящие в специальные вырезы трака и упирающиеся в стенку выреза, называемую цевкой. Преимущество данной схемы заключается в возможности делать звенья гусеницы более лёгкими и компактными, чем при гребневом зацеплении[1][3].
- Ведущее колесо гребневого зацепления состоит из двух дисков и зубчатого венца меньшего диаметра либо нескольких небольших роликов, размещённых между ними. Траки для зацепления с ведущим колесом имеют массивные гребни на внутренней стороне[1].[3]
- Ведущее колесо фрикционного зацепления имеет гладкую поверхность и перематывает гусеницу лишь за счёт силы трения. Данная схема получила широкое распространение в межвоенный период, однако уже в период Второй мировой войны в силу присущих ей недостатков практически вышла из употребления; в настоящее время применяется лишь на некоторых моделях гражданских вездеходов. Типичным примером ходовой части с фрикционным зацеплением является гусеничный движитель системы Кегресса.
Изображения
-
Модифицированный Роллс-Ройс Николая II с подвеской Кегресса (фрикционное зацепление) в Ленинских Горках
-
Ходовая часть танка Т-34, ведущее колесо слева
-
Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку
-
Ведущее (переднее) колесо лёгк. т-ка Т-70М
-
Ведущее (переднее) колесо Меркава Mk.3
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Гусеницы. Зацепление гусениц с ведущими колёсами // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 125—129. — 607 с.
- ↑ Чобиток В. В. Ведущее колесо . ArmorWiki. Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 27 июля 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Гусеничный движитель . info-tehnika.ru (21 октября 2009). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 27 июля 2012 года.
- ↑ Глава IX. Ходовая часть // Танк КВ. Руководство службы. — М.: Воениздат, 1941.
Литература
- Танк КВ. Руководство службы / Зам. начальника ГАБТУ генерал-майор технических войск Лебедев. — М.: Воениздат, 1941.
- Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Танк. — М.: Воениздат, 1954. — 607 с.