Опорный каток

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ходовая часть тяжёлого основного танка ИС-2. Видны литые опорные катки.

Опорный каток — элемент гусеничного движителя, являющийся подвижной опорой гусеничной или полугусеничной машины (танка, трактора и так далее) на гусеничных лентах[1].

При достаточно большом диаметре может также выполнять функции поддерживающего катка, неся верхнюю ветвь гусеницы[2]. В конструкции колёсно-гусеничных танков со съёмными гусеничными лентами опорные катки также выполняли роль колёс для передвижения на колёсном ходу.

Монтируются опорные катки на подшипниках на осях, которые связываются с корпусом через подвеску. На быстроходных гусеничных машинах, с целью смягчения ударов о гусеницу во время движения по пересечённой местности, опорные катки обычно делают обрезиненными[1].

Разновидности

В зависимости от конструкции опорные катки подразделяются на обрезиненные, необрезиненные и на катки с внутренней амортизацией[1].

Наиболее широко распространены обрезиненные опорные катки с внешними резиновыми бандажами. Их основной недостаток состоит в том, что в отдельный момент работает лишь небольшая часть резины, в результате чего материал испытывает на себе очень большое давление, быстро нагревается и разрушается[1].

Из-за недостатков обрезиненных катков на некоторых моделях танков использованы необрезиненные опорные катки (литые или штампованные)[сн 1] либо катки с внутренней амортизацией, в которых резиновые бандажи расположены между ступицей и стальным ободом. В катке с внутренним расположением бандажа работает приблизительно половина объёма резины, к тому же последняя защищена от случайных механических повреждений — однако смягчающее действие при использовании такой схемы куда слабее, чем при использовании наружного бандажа[1].

В странах Запада прорабатывался также вариант использования на танках обрезиненных опорных катков с пневматическими шинами (катки такого типа применяются на некоторых гусеничных вездеходах), однако распространения он не получил.

На тихоходных и тяжелых гусеничных тракторах применяются цельнометаллические катки. На быстроходных — обрезиненные.

Примечания

Сноски

  1. так, на созданном в межвоенный период советском среднем трёхбашенном танке Т-28, все опорные катки которого первоначально выполнялись обрезиненными, по результатам эксплуатации на две каретки в самой загруженной части корпуса стали устанавливать цельнометаллические катки

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Опорные катки // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 131—133. — 607 с.
  2. Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Поддерживающие катки // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 131. — 607 с.

Литература

Ссылки