Стилет (лазерный комплекс)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стилет
Лазерный комплекс «Стилет» на государственных испытанияхЛазерный комплекс «Стилет» на государственных испытаниях
1К11 «Стилет»
Классификация Самоходный лазерный комплекс
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы производства 1982
Количество выпущенных, шт. 2
Размеры
Ширина, мм 3100
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 15
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 8
Днище, мм 8
Вооружение
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Двигатель
В-54-105
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 294 кВт (400 л. с.), при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 1715 Н·м, при 1200 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Тактность (число тактов) 4
Степень сжатия 14..15
Питание
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 300
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1

1К11 «Стилет» — советский самоходный лазерный комплекс для противодействия оптико-электронным приборам противника.

История создания

Разработку наземного варианта лазерного комплекса «Стилет» вело НПО «Астрофизика». Главным конструктором по направлению был Н. Д. Устинов. Разработкой шасси и установкой бортового специального комплекса занимался «Уралтрансмаш», под руководством Ю. В. Томашова. Машина 1К11 прошла испытания и была принята на вооружение. Не выпускалась серийно. Объект 313. В период с 1979 по 1982 год было выпущено 2 экспериментальных машины.

Несмотря на высокий уровень секретности, присвоенный 1К11 во время разработки, данные о машине попали в руки разведки США. В серии рисунков с новыми образцами военной техники СССР, представленной Конгрессу США с целью получения дополнительных средств на программы Министерства обороны США, на одной из картинок был изображён лазерный комплекс «Стилет»[1].

Описание конструкции

Основной задачей 1К11 являлось противодействие оптико-электронным системам наблюдения вероятного противника, а также управление оружием на поле боя. Для обеспечения питания лазера в моторном отделении был установлен второй двигатель мощностью 400 л. с.

Ходовая часть

Лазерный комплекс был смонтирован на специальном семикатковом шасси, разработанном на базе САУ СУ-100П[1].

Сохранившиеся экземпляры

Один из двух экземпляров был найден любителями бронетанковой техники в конце 1990-х/начале 2000-х в отстойнике 61-го бронетанкового ремонтного завода в Санкт-Петербурге. К настоящему времени, предположительно, машина была утилизирована[1].

Второй экземпляр был также найден любителями-энтузиастами в 2010 году на Харьковском танковом ремонтном заводе № 171. От машины осталось только шасси, всё оборудование было демонтировано[2].

Оценка машины

На момент создания, 1К11 «Стилет» имел выдающиеся боевые характеристики, которые и по настоящее время соответствуют требованиям, предъявляемым к ведению оборонно-тактических операций. Разработчики комплекса 1К11 «Стилет» были награждены Ленинской и Государственной премиями[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Алексей Хлопотов. Самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие» (13 ноября 2010). Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано 4 июля 2014 года.
  2. Фотографии шасси 1К11 «Стилет» на ХТРЗ № 171 (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 декабря 2010. Архивировано 27 декабря 2010 года.

Ссылки