СПК-12Г

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
СПК-12Г
Кран СПК-12Г поднимает башню среднего танка Т-54Кран СПК-12Г поднимает башню среднего танка Т-54
СПК-12Г
Классификация самоходный стреловой поворотный кран
Боевая масса, т 36,2
Экипаж, чел. 2
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы эксплуатации с 1966
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм 6040
Ширина, мм 3270
Клиренс, мм 425
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 100
Двигатель
В-54Б
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 382 кВт (519 л. с.), при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2254 Н·м, при 1300 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Тактность (число тактов) 4
Степень сжатия 14..15
Питание
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 14,36
Тип подвески торсионна
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемый брод, м 1,0

СПК-12Г — специальная бронемашина, советский самоходный стреловой поворотный кран, созданный на базе танка Т-54 в конструкторском бюро (КБ) Завода № 183.

История создания

СПК-12Г разрабатывался на базе основного среднего танка Т-54. В период с 1965 по 1966 годы на Львовском ремонтном заводе были изготовлены два опытных образца машины, а 21 сентября 1967 года кран СПК-12Г был принят на вооружение Советской Армии[1].

Описание конструкции

Конструкция СПК-12Г представляет собой установленную на шасси среднего танка Т-54 специальную крановую платформу. Платформа сварная и имеет возможность поворота в горизонтальной плоскости. На платформе установлена лебёдка, электрооборудование и стрела телескопического типа[2].

Максимальный вылет стрелы составлял до 6,5 метров, а грузоподъёмность — до 12 тонн. Для подъёма и опускания груза, на кране были установлены специальные гидроцилиндры[3]. Время развёртывания крана составляло от 5 до 7 минут[4].

Средства наблюдения и связи

Внешняя связь обеспечивается радиостанцией Р-113, для внутренней связи экипажа имеется танковое переговорное устройство Р-120[4].

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в СПК-12Г установлен двигатель В-54Б, мощностью 520 л.с.[4]

Ходовая часть

В целом ходовая часть СПК-12Г аналогична базовой машине, однако для обеспечения устойчивого положения машины при работе крана, подвески передних и задних катков имеют механизмы блокировки[4].

Примечания

  1. Танк Т-54 и машины на его базе (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2011. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  2. Ю. Н. Вараксин, И. В. Бах, С. Ю. Выгодский, Бронетанковая техника СССР (1920—1974), стр. 201
  3. Ю. Н. Вараксин, И. В. Бах, С. Ю. Выгодский, Бронетанковая техника СССР (1920—1974), стр. 202
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ю. Н. Вараксин, И. В. Бах, С. Ю. Выгодский, Бронетанковая техника СССР (1920—1974), стр. 203

Литература

  • М. Павлов, И. Павлов. Выпуск 1. СРЕДНИЙ ТАНК Т-54 И МАШИНЫ НА ЕГО БАЗЕ // Бронетанковая серия. Архивная копия от 20 ноября 2012 на Wayback Machine
  • Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974) / Якубчик Г. В., Исаков П. П.. — Справочное издание. — ЦНИИ Информации, 1981. — 484 с.
  • Карпенко А. В. Специальные бронированные машины // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 470. — 480 с. — 10 000 экз.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.