МТ-ЛБу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
МТ-ЛБу
РЛС 1Л219М «Зоопарк» на шасси МТ-ЛБуРЛС 1Л219М «Зоопарк» на шасси МТ-ЛБу
МТ-ЛБу
Классификация Бронетранспортёр
Боевая масса, т 11,5 + до 4т монтируемого оборудования
Экипаж, чел. 1[1]
Десант, чел. 6[1]
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина
Размеры
Длина корпуса, мм 7210
Ширина, мм 2850
Высота, мм 2035
База, мм 4445
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная противопульная
Двигатель
ЯМЗ-238Н
Общие данные
Производитель Ярославский моторный завод
Тип дизельный с наддувом
Производительность
Максимальная мощность 300 л. с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент 1100 Н·м, при 1600 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Тактность (число тактов) 4
Питание
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 100..120
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 26..32 по грунту
4..5 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500[2]
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами, установленными на передние и задние опорные катки
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,485[3]
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м плавает

МТ-ЛБу (Объект 10) — советское плавающее лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом[4]. Разработанное в конце 1960-х годов.

Демилитаризированный МТ-ЛБу предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья.

История создания

В 1967 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609—201 Харьковский тракторный завод был назначен главным разработчиком 122-мм САУ.

Первичным вариантом было предложено установка гаубицы Д-32 на платформу гусеничного тягача МТ-ЛБ. В ходе испытаний выяснилось что гусеничное шасси на 6 опорных катках не выдерживает нагрузки. В связи с этим в конструкцию шасси был добавлен 7-й опорный каток. Модифицированный образец шасси с удлинённым корпусом получил название МТ-ЛБуш («изделие 26»). Он стал платформой для 122-мм САУ, который в свою очередь получил название 2С1 «Гвоздика».

Новая САУ была разработана в короткие сроки. К августу 1969 года 4 единицы поступили на государственные испытания.
В тот же период велась активная разработка комплексов средств автоматизации управления огнём артиллерии (КСУАО) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, что потребовало создания гусеничных и колёсных шасси с высокой проходимостью. По плану поставленному перед оборонной промышленностью на первую половину 70-х годов началась разработка «изделия 10» — унифицированного гусеничного шасси повышенной грузоподъёмности.

Разработка была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. За основу нового изделия был взят МТ-ЛБ, который выпускался этим заводом и эксплуатировался в войсках с 1964 года.
Для размещения большого количества аппаратуры требовалось увеличение внутреннего объёма и грузоподъёмности машины, что в свою очередь требовало увеличение мощности двигателя.

Кардинальными изменениями от МТ-ЛБ в конструкции новой машины, получившей наименование МТ-ЛБу стало следующее:

  • Изменение корпуса машины
    • удлинение корпуса на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка;
    • увеличение высоты машины на 200 мм, что позволило увеличить внутренний объём и переместить отсек управления сверху над трансмиссионным отделением. Если в МТ-ЛБ отсек управления находится в передней части машины через перегородку после трансмиссионного отсека, доступ к которому осуществлялся через капот снаружи машины, то на МТ-ЛБу механик водитель находится прямо над трансмиссионным отсеком, доступ к которому осуществляется через люки в полу;
    • поскольку в кормовом отделении требовались места для размещения аппаратуры, вместо двух задних дверей открывающихся аналогично дверям на БМП-1, была установлена одна дверь в зависимости от расположения аппаратуры. К примеру, в АРК-1 и 1В14 аппаратура располагается по двум бортам, и дверь находится посередине, а в машинах типа 1В15 задняя дверь смещена к левому борту[5];
    • убрана пулемётная башня над отсеком управления. На комплексах управления артиллерийским огнём на базе МТ-ЛБУ над аппаратным отсеком имеется поворотная башня в форме усечённого конуса, главным назначением которой является размещение приборов оптического наблюдения.
  • установка более мощного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. (против 240 л. с. на МТ-ЛБ);
  • установка опускающихся гидродинамических щитков спереди и решёток сзади, улучающих управление машиной при движение на плаву;
  • установка вспомогательной силовой установки (с 1985 года), обеспечивавшей электропитание аппаратуры без включения ходового двигателя[6].

Описание конструкции

Броневой корпус

Броневой корпус МТ-ЛБу цельносварной и состоит из нескольких отсеков[7]:

  1. Отделение управления;
  2. Кормовое отделение;
  3. Отсек двигателя;
  4. Трансмиссионный отсек.

Все отсеки корпуса разделены между собой поликами, перегородками и панелями[7].

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в МТ-ЛБу используется дизельный двигатель производства Ярославского моторного завода ЯМЗ-238Н с газотурбинным наддувом. Мощность двигателя составляет 300 л. с.[8]

Номинальное число оборотов двигателя составляет 2100 об/мин. При максимальном крутящем моменте равном 1079 Н•м число оборотов составляет не более 1500 об/мин. Во время холостого хода число оборотов составляет 550..650 об/мин[8]. Для удаления пыли из пылесборника используется двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень инерционная, вторая имеет бумажные фильтрующие элементы[9].

Трансмиссия механическая. Коробка передач имеет 6 передних и одну заднюю передачу. Включение 3—4 и 5—6 передач синхронизированное[10].

Ходовая часть

Бронетранспортёр МТ-ЛБу использует гусеничный движитель. Подвеска применяется индивидуальная торсионная, на передних и задних опорных катках имеются гидравлические амортизаторы[11].

Специальное оборудование

Для эксплуатации машины при низких температурах окружающей среды в МТ-ЛБу предусмотрена воздушная система обогрева, в которую входит отопитель ОВ-65 и электрообогреватель ЭО-1010, который обеспечивает поддержание внутренней температуры обитаемого отсека выше 0°С при температуре окружающей среды −45°С[12].

Модификации и машины на базе

Гражданский МТ-ЛБу в Красноярском крае
Пожарный вариант МТ-ЛБу-ГПМ-10

СССР и Россия

  • МТ-ЛБу — базовый вариант.
    • МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
    • МТ-ЛБу-М — модифицированный вариант, создан в 2003 году на Мотовилихинском заводе. В сравнении с МТ-ЛБу, вездеход МТ-ЛБу-М имеет следующие изменения:
увеличение высоты корпуса в водительском и рабочем отделениях с сохранением габаритов моторного отделения
установка застеклённых боковых дверей в водительском отделении
изменение лобового листа с установкой на нём увеличенных лобовых стёкол
установка стёкол на боковых стенках рабочего отделения
установка эффективных стеклоочистителей на лобовых стёклах
установка дополнительных поворотных осветительных фар с задней части изделия
установка сигнальных поворотных фонарей, повторителей поворотов, проблескового маячка, дополнительных осветительных плафонов в водительском и рабочем отделениях изделия
установка дополнительного электрообогревателя в водительском отделении
установка в крыше рабочего отделения увеличенного люка с крышкой для монтажа оборудования в рабочем отделении
установка аварийных люков в крыше водительского и рабочего отделений
установка деревянного пола в рабочем отделении
установка на стенки водительского и рабочего отделений обивки, состоящей из пенополиуритана, древесноволокнистой плиты и оклейка кожей, для обеспечения звуко- и теплоизоляции и улучшения внешнего вида внутри изделия
    • ТГ-126-09 «КШМ» — гражданский пассажирский снегоболотоход, исполняется в двух модификациях (Стандарт и Комфорт)
    • ТГ-126-09 «Линкор» — многоцелевой гражданский снегоболотоход. Исполняется в грузовом и пассажирском вариантах с возможностью монтажа дополнительного оборудования. Флагманская модель ООО «ИЗГТ»
    • МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
    • МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
    • МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
    • 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
    • 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
      • 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
    • 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
    • 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
    • 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
    • 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
    • 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии:
      • 1В13 — машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
      • 1В14 — машина командира батареи КСАУО 1В12. По классийикации НАТО: ACRV M1974/2a.
      • 1В15 — машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.
      • 1В16 — машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
    • 1В12-3 «Машина-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
    • 1В12М-3 «Фальцет-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
    • 1В181 «Ринг-2» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины:
      • 1В185 — унифицированная командно-наблюдательная машина.
      • 1В186 — унифицированная командно-штабная машина.
    • 1В197 — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
    • 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
    • 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
    • КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
    • ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
    • МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
      • МП21 — командно-штабная машина.
      • МП22 — разведывательно-информационный центр армии.
      • МП23
      • МП24
      • МП25
    • МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
    • МП95 «Бета-4» — АСУВ.
    • МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
    • ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
    • Р-149БМРг — командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
    • Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
      • Р-161БМ «Реквием» — модернизированная версия.
    • Р-166-0,5Б — автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
    • Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
    • Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
    • Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
    • Р-378Б — автоматизированная станция помех.
    • Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
      • Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
      • Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
      • Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
    • Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
    • Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
    • Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи
    • «Торос» — Арктическая огневой поддержки и сопровождения боевая машина.

Украина

  • «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс на базе МТ-ЛБу производства СКБ «Молния», разработанный в 1995—2012 гг. 20 февраля 2013 комплекс был принят на вооружение украинской армии.
  • И-52 — минный заградитель на базе МТ-ЛБу (изготовлен на предприятии «Крюковский вагоностроительный завод»)
  • ХТЗ-10Н — демилитаризованный МТ-ЛБу. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах[13]. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
    • ХТЗ-10НК — гражданский тягач, для работы в сложных климатических условиях.
  • ТГМ-126-2 — демилитаризованный МТ-ЛБу. Транспортная гусеничная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах[14]. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод № 126.
Болгарский МТ-ЛБу

Польша

  • ZWDSz 1 — командно-штабная машина автоматизированного комплекса «Irys». Принята на вооружение в 2002 году, базируется на МП21-25.

Болгария

  • КШМ 9С743 — командно-штабная машина, модернизация 2000 года советской машины 9С743.
  • Искра
  • БРЕМ-МТ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, переоборудованная из МТ-ЛБу, построен один демонстрационный образец[15]
  • МТП-1 — инженерная машина. На стадии прототипа.
  • КШТМС — командно-штабная машина.
  • КШМ-Р-55 — машина управления.
  • МСП-1
  • МСП-2

Венгрия

  • MFAJ — транспортное средство для инженерных войск.

Швеция

Финляндия

  • MT-LBu-TP — финская модификация машины управления огнём артиллерии 1В13.
  • MT-LBu-P — финская модификация машин управления огнём артиллерии 1В14 и 1В15.
  • MT-LBu-PS — финская модификация машины управления огнём артиллерии 1В16.

Белоруссия

Модификации основаны на старых версия МТ-ЛБу (в основном на КСАУО 1В12):

Операторы

Иракский МТ-ЛБу, захваченный коалиционными войсками во время операции Буря в пустыне

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Легкое многоцелевое шасси МТ-ЛБу > ОАО «МУРОМТЕПЛОВОЗ» > Участники > ВТТВ-Омск' 99 | Омская выставка вооружений. (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2011. Архивировано 30 декабря 2010 года.
  2. МТ-ЛБу ТО. Гусеничное многоцелевое шасси МТ-ЛБу. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 7
  3. МТ-ЛБу ТО. Гусеничное многоцелевое шасси МТ-ЛБу. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 6
  4. Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси МТ-ЛБу. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство, 1985.
  5. Комплекс средств автоматизации управления огнём 1В12. Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано 9 декабря 2015 года.
  6. Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБу. Дата обращения: 15 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. 7,0 7,1 МТ-ЛБу с консервации (приложена выписка из Технического описания). Дата обращения: 8 ноября 2010. Архивировано 16 ноября 2012 года.
  8. 8,0 8,1 МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 8
  9. МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 9
  10. МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 10
  11. МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 11
  12. МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 15
  13. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина ХТЗ-10Н. Дата обращения: 10 января 2012. Архивировано 15 января 2012 года.
  14. Транспортные гусеничные машины (недоступная ссылка)
  15. БРЕМ - МТ НА БАЗА НА ВЕРИЖНА МАШИНА МТЛБУ. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано 31 октября 2020 года.
  16. Сергей Чичилов. Современные и востребованные // журнал «Армия», № 4 (134), 2018. стр.40-43
  17. Сайт Министерства Обороны Белоруссии. Фотоальбом военной техники, находящейся на вооружении. (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2010. Архивировано 13 декабря 2014 года.
  18. Фото Венесуэльских 2С19 и МТ-ЛБу. Дата обращения: 18 июля 2011. Архивировано 2 ноября 2012 года.
  19. ‫معركة ثوار مع كتائب القذفي (30) Ajdabiya 2011.07.14.MP4‬ — YouTube. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 1 декабря 2019 года.
  20. The Military Balance 2012. — P. 109.
  21. The Military Balance 2010. — P. 192.

Литература

  • Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. МТ-ЛБу-М.00.000 ТУ. — Пермь, 2003. — 104 с.

Ссылки