2ТЭ70
2ТЭ70 | |
---|---|
Производство | |
Страна постройки | Россия |
Завод | Коломенский завод |
Годы постройки | 2004, 2006 — 2007 |
Всего построено | 12 |
Нумерация | 001—012 |
Технические данные | |
Род службы | Грузовой |
Осевая формула | 2×(30-30) |
Полный служебный вес | 2×141 = 282 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы | 23,5±3% т |
Габарит | 1-Т |
Длина локомотива | 21 700 мм |
Максимальная высота | 4990 мм |
Ширина | 3086 мм |
Полная колёсная база | 16 850 мм (секция) |
Колёсная база тележек | 4300 мм |
Диаметр колёс | 1220 мм |
Ширина колеи | 1520 мм |
Тип двигателя |
2А-9ДГ-02 (16ЧН26/26, тип Д49), дизельный 4-тактный |
Мощность двигателя | 2 × 3000 кВт (4080 л.с.) |
Тип передачи | Электрическая переменно-постоянного тока |
Тип ТЭД | ЭДУ-133Р-УХЛ1 |
Выходная мощность ТЭД | 12 × 414 = 4968 кВт |
Подвешивание ТЭД | опорно-рамное |
Передаточное отношение редуктора | 85:18 = 4,72 |
Сила тяги при трогании |
2 × 260 кН (2 × 52 тс) |
Сила тяги длительного режима |
2 × 304 кН (2 × 31 тс) |
Скорость длительного режима | 26 км/ч |
Конструкционная скорость | 110 км/ч |
Тормозная система |
электрическая реостатная, пневматическая |
Эксплуатация | |
Страны | Россия |
Дорога | Северная |
Депо | Котлас |
2ТЭ70 (2-секционный Тепловоз, с Электропередачей, модель 70) — магистральный двухсекционный грузовой тепловоз с шестиосными секциями и электрической передачей переменно-постоянного тока производства Коломенского тепловозостроительного завода, созданный на базе пассажирского тепловоза ТЭП70БС[1]. Всего было выпущено 12 машин[2].
История
У Коломенского завода уже был опыт постройки двухсекционного тепловоза, унифицированного с односекционным: в 1964 году началось строительство двухсекционных пассажирских тепловозов 2ТЭП60, пошедших в серию (до 1987 года выпущено 116 машин). В 2000-х годах на заводе снова решили построить двухсекционный тепловоз, на этот раз — грузовой, взяв за основу следующее поколение пассажирских тепловозов — ТЭП70БС. Первый тепловоз серии представлен 14 июля 2004 года; в конце 2006 года он поступил в депо Улан-Удэ — после завершения всех необходимых испытаний и получения сертификата соответствия РСФЖТ[3]. В 2006 году был построен второй тепловоз, а в 2007 — ещё 10 машин. Все 12 тепловозов получили двухцветную окраску из синего и серого цветов: в синий цвет окрашивались верхняя часть кузова, кабина — спереди и по бокам. По борту шла горизонтальная полоса синего цвета; передняя часть полосы была широкой, задняя — узкой, между этими частями, примерно посередине секции, находились стилизованные буквы «КЗ» (Коломенский завод). Основная часть бортов была серой. Часть рамы спереди между путеочистителем и кузовом окрашивалась в ярко-оранжевый цвет.
По состоянию на 2017 год тепловозы приписаны к депо Котлас.[4]
На 2019 год из-за неисправностей все тепловозы серии не работают. Большая часть на консервации, несколько машин ожидают ремонта.
Конструкция
Тепловоз состоит из двух шестиосных секций и по основным узлам унифицирован с пассажирскими тепловозами ТЭП70У и ТЭП70БС. Предназначен для вождения грузовых поездов массой до 6000 т. Каждая секция имеет только одну кабину машиниста, а в месте сцепа секции имеют торцы с межсекционным переходом[5]. По сравнению с ТЭП70БС и ТЭП70У, сцепная масса каждой секции увеличилась на 6 тонн — со 135 до 141 тонны, был увеличен объём топливного бака, применён редуктор с меньшим передаточным отношением для увеличения силы тяги.
Кузов
Рама и кузов тепловоза объединены в несущую систему: боковые стенки кузова приварены к раме, которая состоит из двух продольных балок и нескольких поперечных. На концевых секциях рамы установлены автосцепки СА-3, в средней части рамы приварен топливный бак ёмкостью 8700 литров с нишами для размещения аккумуляторов. Кузов сварной, ферменно-раскосного типа. К несущим его частям относятся боковые стенки, лобовые части, рама, а также задняя стенка кабины машиниста. Обшивка боковых стенок и лобовой части выполнена из алюминиевых листов толщиной 3 мм. Крыша кузова состоит из нескольких блоков, пять из них расположено над машинным отделением. В блоках расположено дополнительное оборудование, в том числе охлаждающее устройство, воздухоочиститель дизеля, глушитель, тормозные резисторы, блок фильтров системы воздухоснабжения электрических машин. В отличие от ТЭП70БС, вместо второй кабины машиниста устроен переходной тамбур, где находятся пневматическое оборудование, тормозной компрессор, ручной тормоз, дополнительное электрическое оборудование и бункеры песочной системы; на крыше тамбура установлены главные резервуары ёмкостью 1000 литров — по два на каждой секции. Буферные фонари тепловозов 001 и 002 были утоплены в лобовую маску, а начиная с машины под номером 003 они, наоборот, стали немного выступать из неё[6][7].
Кабина машиниста
Кабина отделена от машинного отделения стенкой из алюминиевых листов со звукоизоляцией. Между наружной и внутренней обшивками кабин размещены звукоизолирующие пакеты из капронового волокна и звукодемпфирующей резины. Потолок обшит перфорированным стальным листом, внутренняя обшивка стен выполнена из листового металлопласта. Съёмный пол изготовлен из листовой фанеры толщиной 20 мм; под ним уложены теплозвукоизоляционные маты. Стёкла повышенной безопасности снабжены электрическим обогревом, стеклоочистителями и омывателями. На лобовом стекле имеются механические подъёмные шторки, а на боковых — горизонтально-сдвижные. Лобовое окно состоит из двух частей, разделённых вертикальной перемычкой. Под ним по всей ширине кабины установлен пульт управления; на нём размещены органы управления, тормозные краны, информационная панель КЛУБ-У, дисплей, пульт радиостанции и другие приборы[8].
Силовая установка и электропередача
Дизель-генератор 2А-9ДГ-02 состоит из высокофорсированного дизеля 16ЧН26/26 и синхронного тягового генератора, соединённых муфтой и установленных на поддизельной раме. Дизель производства Коломенского завода — V-образный, 16-цилиндровый, четырёхтактный, с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха, мощностью 2940 кВт (3997 л. с.). На дизель установлены электронная система контроля оборотов коленчатого вала, система автоматического регулирования температур теплоносителей и двухступенчатый воздухоочиститель. Вентиляторы системы охлаждения имеют гидростатический привод.
Дизель подсоединён к синхронному тяговому генератору активной мощностью 2750 кВт, номинальной частотой вращения ротора 1000 об/мин. Две трёхфазные обмотки статора сдвинуты относительно друг друга на 30 электрических градусов. КПД продолжительного режима генератора составляет 0,95[9][7][10].
Галерея
-
2ТЭ70-001
-
2ТЭ70-007
-
2ТЭ70-008 с грузовым поездом
-
2ТЭ70-004 на консервации в депо Сольвычегодск, май 2016 года
Примечания
- ↑ Грудин, 2014, с. 15—16.
- ↑ Тепловоз 2ТЭ70 (рус.) ?. Техника России (11 февраля 2020). Дата обращения: 8 июня 2021. Архивировано 8 июня 2021 года.
- ↑ Гугнин Владимир Александрович. Российские изобретатели 21 века. — "Издательский дом ""Питер""", 2016-02-04. — С. 135. — 432 с. — ISBN 978-5-496-01742-8. Архивная копия от 8 июня 2021 на Wayback Machine
- ↑ 2ТЭ70 — Список подвижного состава Архивная копия от 27 октября 2017 на Wayback Machine TrainPix
- ↑ 2ТЭ70 . Архивировано 9 января 2013 года.
- ↑ Грудин, 2014, с. 178—181.
- ↑ 7,0 7,1 Абрамов, 2015.
- ↑ Грудин, 2014, с. 180—181.
- ↑ Грудин, 2014, с. 17—18.
- ↑ Руководство по эксплуатации, 2007, с. 5.
Литература
- Н. А. Грудин. ТЕПЛОВОЗЫ ТЭ70 и 2ТЭ70 МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ. — Курск: Славянка, 2014. — 200 с. Архивная копия от 8 июня 2021 на Wayback Machine
- Абрамов Е.Р. ТЕПЛОВОЗЫ 2ТЭ70 // Локомотивы и моторвагонный подвижной состав с двигателями внутреннего сгорания отечественных железных дорог. — М., 2015. — С. 150—152.
- Тепловоз 2ТЭ70: Руководство по эксплуатации. Часть 1: Техническое описание (2ТЭ70.00.РЭ). — 2007. — 301 с. Архивная копия от 3 декабря 2021 на Wayback Machine