2ТЭ137
2ТЭ137 | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производство | |||||||||||||||||||
Страна постройки | СССР | ||||||||||||||||||
Завод |
Ворошиловградтепловоз Электротяжмаш |
||||||||||||||||||
Год постройки | 1985 | ||||||||||||||||||
Всего построено | 1 | ||||||||||||||||||
Технические данные | |||||||||||||||||||
Род службы | Грузовой | ||||||||||||||||||
Осевая формула | 2×(30—30) | ||||||||||||||||||
Расчётный вес | 2×150 т | ||||||||||||||||||
Нагрузка от движущих осей на рельсы | 245 кН (25 тс) | ||||||||||||||||||
Габарит | 1Т | ||||||||||||||||||
Длина локомотива | 2×21 000 мм | ||||||||||||||||||
Максимальная высота | 5110 мм | ||||||||||||||||||
Ширина | 3130 мм | ||||||||||||||||||
Расстояние между шкворнями тележек | 11 570 мм | ||||||||||||||||||
Колёсная база тележек | 4200 мм | ||||||||||||||||||
Диаметр колёс | 1250 мм | ||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1520 мм | ||||||||||||||||||
Наименьший радиус проходимых кривых | 125 м | ||||||||||||||||||
Тип дизеля |
|
||||||||||||||||||
Тип передачи | Электрическая переменного тока | ||||||||||||||||||
Тяговый генератор | А-714АУХЛ2 | ||||||||||||||||||
Тип ТЭД | АД-901УХЛ1 (ассинхронный с короткозамкнутым контуром) | ||||||||||||||||||
Выходная мощность ТЭД |
12×412 кВт — тяговый режим 12×635 кВт — тормозной режим |
||||||||||||||||||
Подвешивание ТЭД | опорно-рамное | ||||||||||||||||||
Передаточное отношение редуктора | 5 | ||||||||||||||||||
Сила тяги длительного режима | 2×343 кН (2×40 100 кгс) | ||||||||||||||||||
Скорость длительного режима | 20,7 км/ч | ||||||||||||||||||
Конструкционная скорость | 120 км/ч | ||||||||||||||||||
Запас топлива | 2×7500 кг | ||||||||||||||||||
Запас песка | 2×1000 кг | ||||||||||||||||||
Запас воды | 2×1100 кг | ||||||||||||||||||
Запас масла | 2×1280 кг | ||||||||||||||||||
Эксплуатация | |||||||||||||||||||
Страна | Не эксплуатировался | ||||||||||||||||||
Сохранение | утилизирован в 2013 году |
2ТЭ137 — опытный советский двухсекционный двенадцатиосный тепловоз мощностью по дизелям 2×4000 л.с. и с электрической передачей переменного тока. По конструкции представляет собой грузовой тепловоз 2ТЭ121 с асинхронными тяговыми электродвигателями. В эксплуатацию не поступал.
История создания и выпуска
В конце 1970-х — первой половине 1980-х в Советском Союзе, как и во многих странах мира, проводились исследования по применению на самоходном подвижном составе (локомотивы и моторвагонные поезда) бесколлекторных тяговых электродвигателей (синхронные или асинхронные) (программа ГКНТ 0.54.01.07). В 1975 году Ворошиловградским заводом был построен тепловоз (макетный образец) ТЭ120 мощностью 3000 л. с. с электрической передачей переменного тока и с асинхронными ТЭД. В декабре 1978 года была совершена первая обкатка ТЭ120, а в 1979 году его направили на Донецкую железную дорогу для прохождения эксплуатационных испытаний. На основании этих испытаний была сделана рекомендация о постройке опытного двухсекционного тепловоза 2ТЭ121 оборудованного асинхронными ТЭД.
25 марта 1980 года от Министерства путей сообщения поступила заявка с исходными техническими требованиями. В 1985 году «Ворошиловградтепловоз» закончил постройку опытного двухсекционного тепловоза (ТУ24.04.544-9), которому присвоили обозначение 2ТЭ137. Примечательно, что в том же году (1985) на Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил другой мощный локомотив с асинхронными ТЭД — электровоз ВЛ86Ф, созданного на базе ВЛ85.
25 мая 1986 года было издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 633 «О мерах по дальнейшему улучшению работы и укреплению материально-технической базы железнодорожного транспорта в 1986—1990 гг.», что должно было дать новый толчок в исследованиях по вопросу использования тепловозов с повышенной осевой нагрузкой в 25 тс, что уже являлось предельной для большинства линий с тепловозной тягой.. В феврале 1988 года Министерство путей сообщения согласовало, а Министерство тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР утвердило техническое задание на тепловозы с электрической передачей переменного тока. Но тяжёлое экономическое положение в Советском Союзе, а также последовавший всего через несколько лет распад страны привели к тому, что это задание не было выполнено, а работы по изучению применения на локомотивах бесколлекторных тяговых двигателей на локомотивах были свёрнуты.
Конструкция
В основном по конструкции 2ТЭ137 копировал 2ТЭ121: механическая часть, дизель-агрегат 2В-9ДГ (дизель 2В-5Д49, тяговый агрегат А-714А). Основные отличия заключались лишь в замене тяговых электродвигателей постоянного тока на асинхронные (АД-901), в связи с чем вместо выпрямительной установки был применён преобразователь частоты (ПЧ-МТП-550-1,2к). Оборудование было рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного и холодного климата По сравнению с 2ТЭ121, тепловоз 2ТЭ137 получился довольно тяжёлым — 300 т, то есть с осевой нагрузкой 25 тс.
Судьба локомотива
Опытный образец двухсекционного тепловоза остался на заводе для проведения испытаний и отработки электрической передачи переменного тока. 2ТЭ137 так и не поступал на железные дороги. По данным на 2008 год тепловоз с заваренными металлическими листами окнами ещё находится на территории ПО «Лугансктепловоза» (бывший «Ворошиловградтепловоз»). Разрезан на металлолом в марте 2013 года.[1]
См. также
Примечания
- ↑ 2ТЭ137-0001 . WWW.TRAIN-PHOTO.RU (17 апреля 2008). Дата обращения: 2 декабря 2012. Архивировано 25 ноября 2019 года.
Литература
- Абрамов Е. Р. Опытный грузовой тепловоз 2ТЭ137 // Локомотивы и моторвагонный подвижной состав с двигателями внутреннего сгорания отечественных железных дорог. — Москва, 2015. — С. 143, 144.
- Раков В. А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976-1985. — М.: Транспорт, 1990. — С. 78—80, 213—214. — ISBN 5-277-00933-7.
- Тепловоз 2ТЭ137 // Луганские тепловозы 1956—2006 / Сотрудники Центрального конструкторского бюро ОАО ХК «Лугансктепловоз». — Луганск, 2006. — С. 473—478. — 1000 экз.