ТГМ2

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ТГМ2 (ТГВ)
ТГМ2-002ТГМ2-002
Производство
Страна постройки  СССР
Заводы Ворошиловградский, Людиновский
Годы постройки 19561959
Всего построено 5
Технические данные
Род службы Маневровый
Осевая формула 2О—2О
Сцепной вес 66,4/ 70 т[1]
Порожний вес 62,2 т
Нагрузка от движущих осей на рельсы 16,6/ 17,5 тс[1]
Длина локомотива 12 605 мм (по осям автосцепок)
Диаметр колёс 1050 мм
Ширина колеи 1520 мм
Тип двигателя 12-цилиндровый М750 с турбонаддувом
Мощность двигателя 750 л.с. (550 кВт)
Тип передачи гидравлическая
Сила тяги длительного режима 18,8/ 21 тс[1]маневровый режим;
15,6 тс — поездной режим
Скорость длительного режима 10 км/ч — маневровый режим
Конструкционная скорость 90 км/ч
Эксплуатация
Страна  СССР

ТГМ2 — опытный советский четырёхосный Тепловоз с Гидропередачей Маневровый тип 2.

История

После прошедшего в 1956 году XX съезда КПСС, на котором было принято решение о переходе железных дорог с паровозов на перспективные виды тяги, в Советском Союзе на ряде заводов развернулось массовое тепловозостроение. В том же году сразу два завода, Муромский (см. ТГМ1) и Ворошиловградский, выпустили первые советские маневровые тепловозы с гидравлической передачей.

Первый свой маневровый тепловоз Ворошиловградский тепловозостроительный завод выпустил в конце 1956 года и сперва присвоил ему обозначение серии ТГВ (тепловоз с гидропередачей, Ворошиловградского завода). встречается также вариант ТГВ-2-2. В начале 1957 года завод выпустил тепловоз № 002. Впоследствии обозначение серии изменили на ТГМ2. Оба тепловоза были направлены для прохождения эксплуатационных испытаний на Московско-Окружную железную дорогу в локомотивное депо Лихоборы. Наибольший достигнутый коэффициент полезного действия составлял 26,8 %.

Позже один из тепловозов был направлен на опытное кольцо ЦНИИ МПС, где выяснилась неудовлетворительная динамика локомотива, а именно виляние на прямых участках. После увеличения наклона плит боковых опор кузова тепловоз меньше вилял на прямых участках, но уже неудовлетворительно воздействовал на путь в кривых. Помимо этого, созданный в переходный период, ТГМ2 имел неудачную компоновку оборудования, из-за чего, например, оказалась сложной конструкция масляной системы, а выемка гидромеханической системы значительно затруднялась. Также имелся ряд незначительных конструктивных недостатков, включая наклонные окна кабины машиниста, затрудняющие обзор.

В связи с загрузкой Ворошиловградского тепловозостроительного завода выпуском магистральных тепловозов ТЭ3 чертежи ТГМ2 были переданы на Людиновский тепловозостроительный завод. В силу указанных выше конструкционных недостатков Людиновский завод выпустил только 3 тепловоза: в 1958 — ТГМ2-003, в 1959 — ТГМ2-004 и ТГМ2-005. По сравнению с ворошиловградскими людиновские ТГМ2 имели незначительные изменения конструкции.

В том же 1959 году Людиновский завод начал строить тепловозы ТГМ3, которые были созданы путём кардинального изменения конструкции тепловозов ТГМ2.

Конструкция

ТГМ2 имел капотный кузов с расположенной посередине кабиной, то есть внешне кузов был схож с кузовом коксотушильных электровозов. Экипажная часть состояла из двух двухосных тележек с индивидуальным рессорным подвешиванием.

На локомотиве был установлен V-образный четырёхтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель М750 с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Имея диаметр поршней 180 мм и ход поршня 200 мм, двигатель при частоте вращения 1400 об/мин развивал мощность в 750 л.с. Крутящий момент момент от дизеля передавался гидромеханической передаче, далее через карданы на осевые редукторы, а от них уже на движущие колёсные пары.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 В числителе данные для тепловозов Ворошиловградского завода, в знаменателе — для тепловозов Людиновского завода

Литература