ТЭМ6

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ТЭМ6
ТЭМ6-001ТЭМ6-001
Производство
Страна постройки  СССР
Завод Брянский
Годы постройки 1970, 1971
Всего построено 2
Нумерация 001, 002
Технические данные
Род службы Маневровый
Осевая формула 3о—3о
Сцепной вес 92 т
Длина локомотива 15 860 мм
Полная колёсная база 11 320 мм
Расстояние между шкворнями тележек 7820 мм
Колёсная база тележек 3500 мм
Диаметр колёс 1050 мм
Ширина колеи 1520 мм, 1000 мм
Тип дизеля
2-6Д49Т
Общие данные
Производитель Пензенский дизельный завод
Тип 8ЧН26/26
Производительность
Максимальная мощность 1500 л. с., при 1000 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Диаметр цилиндра 260 мм
Ход поршня 260 мм
Тактность (число тактов) 4
Мощность дизеля 1500 л.с.
Тип передачи Электрическая постоянного тока
Тяговый генератор ГП-319А
Тип ТЭД ЭД-114Т
Выходная мощность ТЭД 6×138 кВт
Сила тяги длительного режима 18 100 кгс
Скорость длительного режима 16,5 км/ч
Конструкционная скорость 90 км/ч
Касательная мощность 1110 л. с.
Запас топлива 3050 кг
Запас песка 600 кг
Запас воды 700 кг
Запас масла 350 кг
Эксплуатация
Страна  СССР

ТЭМ6 — опытный советский шестиосный маневровый тепловоз, производства Брянского завода. Создавался как универсальный локомотив, который после замены тележек или колёсных пар мог работать на железных дорогах с шириной колеи 1000, 1067, 1435 и 1520 мм, причём в условиях как умеренного, так и тропического климата.

Первый тепловоз ТЭМ6-001 Брянский завод выпустил в конце 1970 года. Новый тепловоз во многом был унифицирован с маневровым ТЭМ5 и магистральным ТЭ109, в частности на нём были установлены аналогичные тележки, но с уменьшенной колёсной базой), а применённый дизель 2-6Д49Т (8ЧН26/26) являлся усиленной версией дизеля 6Д49, применённого на ТЭМ5 и созданного в свою очередь на базе дизеля 6Д70 тепловозов ТЭ109. Также, из-за необходимости снижения габаритных размеров локомотива, ряд оборудования был переработан, в том числе, тяговый генератор ГП-319А стал крепиться не на главной раме, а на раме дизель-генератора, а габаритные размеры тяговых электродвигателей ЭД-114Т были рассчитаны на колею 1000 мм. Система управления и возбуждение тягового генератора остались такими же, как на ТЭМ5 — с помощью магнитных усилителей и синхронного подвозбудителя соответственно.

В конце 1971 года завод выпустил второй тепловоз — ТЭМ6-002, который дополнительно был оборудован реостатным тормозом. После прохождения испытаний, оба тепловоза для эксплуатации были направлены промышленным предприятиям. ТЭМ6-001 был переделан на колею 1000 мм и стал эксплуатироваться заводом «Магнезит» на подъездных путях у станции Сатка Южно-Уральской железной дороги. ТЭМ6-002 остался на колее 1520 мм и поступил на промышленные пути предприятия «Мордовцемент» у станции Нуя Горьковской железной дороги.

Основным недостатком этих универсальных локомотивов стал дизель-генератор 18ДГ. Ещё на испытаниях прототипа — ТЭМ5, выявилось, что тяговый генератор ГП-319 имеет на 2—3 % ниже КПД, нежели ТП-300А тепловозов ТЭМ2. Также оказалось, что дизель 6Д49 недостаточно устойчиво работает на холостом ходу, а при переходе с холостого в рабочий режим дизель начинал пускать «медведя» (дымный выпуск). В силу указанных недостатков, больше тепловозы ТЭМ6 не строились.

В 1975 году Брянским заводом были выпущены 2 тепловоза ТЭМ6С, имеющие дизель-генераторные установки и тяговые электродвигатели как у ТЭМ6, и механическую часть (кузов, тележки) как у ТЭМ2.

Примечания

Литература