ТЭМ6
ТЭМ6 | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производство | |||||||||||||||||||||||||
Страна постройки | СССР | ||||||||||||||||||||||||
Завод | Брянский | ||||||||||||||||||||||||
Годы постройки | 1970, 1971 | ||||||||||||||||||||||||
Всего построено | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Нумерация | 001, 002 | ||||||||||||||||||||||||
Технические данные | |||||||||||||||||||||||||
Род службы | Маневровый | ||||||||||||||||||||||||
Осевая формула | 3о—3о | ||||||||||||||||||||||||
Сцепной вес | 92 т | ||||||||||||||||||||||||
Длина локомотива | 15 860 мм | ||||||||||||||||||||||||
Полная колёсная база | 11 320 мм | ||||||||||||||||||||||||
Расстояние между шкворнями тележек | 7820 мм | ||||||||||||||||||||||||
Колёсная база тележек | 3500 мм | ||||||||||||||||||||||||
Диаметр колёс | 1050 мм | ||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1520 мм, 1000 мм | ||||||||||||||||||||||||
Тип дизеля |
|
||||||||||||||||||||||||
Мощность дизеля | 1500 л.с. | ||||||||||||||||||||||||
Тип передачи | Электрическая постоянного тока | ||||||||||||||||||||||||
Тяговый генератор | ГП-319А | ||||||||||||||||||||||||
Тип ТЭД | ЭД-114Т | ||||||||||||||||||||||||
Выходная мощность ТЭД | 6×138 кВт | ||||||||||||||||||||||||
Сила тяги длительного режима | 18 100 кгс | ||||||||||||||||||||||||
Скорость длительного режима | 16,5 км/ч | ||||||||||||||||||||||||
Конструкционная скорость | 90 км/ч | ||||||||||||||||||||||||
Касательная мощность | 1110 л. с. | ||||||||||||||||||||||||
Запас топлива | 3050 кг | ||||||||||||||||||||||||
Запас песка | 600 кг | ||||||||||||||||||||||||
Запас воды | 700 кг | ||||||||||||||||||||||||
Запас масла | 350 кг | ||||||||||||||||||||||||
Эксплуатация | |||||||||||||||||||||||||
Страна | СССР |
ТЭМ6 — опытный советский шестиосный маневровый тепловоз, производства Брянского завода. Создавался как универсальный локомотив, который после замены тележек или колёсных пар мог работать на железных дорогах с шириной колеи 1000, 1067, 1435 и 1520 мм, причём в условиях как умеренного, так и тропического климата.
Первый тепловоз ТЭМ6-001 Брянский завод выпустил в конце 1970 года. Новый тепловоз во многом был унифицирован с маневровым ТЭМ5 и магистральным ТЭ109, в частности на нём были установлены аналогичные тележки, но с уменьшенной колёсной базой), а применённый дизель 2-6Д49Т (8ЧН26/26) являлся усиленной версией дизеля 6Д49, применённого на ТЭМ5 и созданного в свою очередь на базе дизеля 6Д70 тепловозов ТЭ109. Также, из-за необходимости снижения габаритных размеров локомотива, ряд оборудования был переработан, в том числе, тяговый генератор ГП-319А стал крепиться не на главной раме, а на раме дизель-генератора, а габаритные размеры тяговых электродвигателей ЭД-114Т были рассчитаны на колею 1000 мм. Система управления и возбуждение тягового генератора остались такими же, как на ТЭМ5 — с помощью магнитных усилителей и синхронного подвозбудителя соответственно.
В конце 1971 года завод выпустил второй тепловоз — ТЭМ6-002, который дополнительно был оборудован реостатным тормозом. После прохождения испытаний, оба тепловоза для эксплуатации были направлены промышленным предприятиям. ТЭМ6-001 был переделан на колею 1000 мм и стал эксплуатироваться заводом «Магнезит» на подъездных путях у станции Сатка Южно-Уральской железной дороги. ТЭМ6-002 остался на колее 1520 мм и поступил на промышленные пути предприятия «Мордовцемент» у станции Нуя Горьковской железной дороги.
Основным недостатком этих универсальных локомотивов стал дизель-генератор 18ДГ. Ещё на испытаниях прототипа — ТЭМ5, выявилось, что тяговый генератор ГП-319 имеет на 2—3 % ниже КПД, нежели ТП-300А тепловозов ТЭМ2. Также оказалось, что дизель 6Д49 недостаточно устойчиво работает на холостом ходу, а при переходе с холостого в рабочий режим дизель начинал пускать «медведя» (дымный выпуск). В силу указанных недостатков, больше тепловозы ТЭМ6 не строились.
В 1975 году Брянским заводом были выпущены 2 тепловоза ТЭМ6С, имеющие дизель-генераторные установки и тяговые электродвигатели как у ТЭМ6, и механическую часть (кузов, тележки) как у ТЭМ2.
Примечания
Литература
- Раков В. А. Опытные тепловозы серий ТЭМ6 и ТЭМ6С // Локомотивы отечественных железных дорог 1956—1975. — М.: Транспорт, 1999. — С. 345—347. — ISBN 5-277-02012-8. Архивная копия от 24 мая 2014 на Wayback Machine