А (паровоз)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А
Производство
Страна постройки Россия, Германия
Завод Коломенский, Hanomag, Геншель, Сормовский, Луганский, Харьковский
Годы постройки 1892, 18941907
Всего построено 533
Технические данные
Осевая формула 2-3-0
Длина паровоза 10 437 мм
Диаметр бегунковых колёс 1030 мм
Диаметр движущих колёс 1830 мм
Ширина колеи 1524 мм
Служебный вес паровоза 60,3 т (Адк), 63,5 т
Порожний вес паровоза 58 т
Сцепной вес 39,6 т (Адк), 41,7 т
Нагрузка от движущих осей на рельсы 13,8—14 тс
Конструкционная скорость 100 км/ч
Давление пара в котле 11—12 кгс/см²
Полная испаряющая поверхность нагрева котла 142 м² (Адк), 152,4 м²
Площадь колосниковой решётки 1,85 м² (Адк), 2,16 м²
Паровая машина компаунд
Число цилиндров 2
Диаметр цилиндров 500/710 мм (Адк), 500/730 мм
Ход поршня 650 мм
Эксплуатация
Страна Россия (СССР)

Паровоз Ароссийский пассажирский паровоз. Был создан конструкторами Владикавказской железной дороги, как альтернатива паровозу Н из-за убеждения многих специалистов в том, что у пассажирского паровоза должны быть две бегунковые оси, а не одна. Первый заказ Коломенскому машиностроительному заводу был сделан на шесть паровозов типа 2-3-0, которые были построены в 1892 году. Они имели двухцилиндровую машину компаунд, кулисный парораспределительный механизм Джоя и движущие колёса диаметром 1830 мм; масса паровоза в рабочем состоянии составляла 60,3 т, сцепная масса — 39,6 т; конструкционная скорость была установлена 100 км/ч. Указанные паровозы, обозначенные первоначально дорогой П41-П46, потом по системе 1900 г. П241-П246, в 1912 г. получили обозначение серии Ая. У этих паровозов были четырёхосные тендеры с баками для воды объёмом 19,4 м3, как и у товарных паровозов серии О той же дороги. Модернизирован с участием конструктора В. И. Лопушинского в 1894 году. В эксплуатации паровоз А уступал Н по быстроходности и экономичности, из-за чего получил меньшее распространение. С 1920-х заменялся паровозами серий Б и С.

Литература

  • В.А. Раков. Паровозы серии А // Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — С. 217-218. — ISBN 5-277-00821-7.