Перейти к содержанию

Ээл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ээл
Производство
Страна постройки Флаг СССР СССР
Заводы Коломенский завод
Годы постройки 19321941
Всего построено 46
Технические данные
Осевая формула 2—50—1
Полный служебный вес 132 т
Длина локомотива 15710 мм
Мощность двигателя 1150 л.с.
Тип передачи Электрическая
Выходная мощность ТЭД 5 x 140 кВт
Конструкционная скорость 55 км/ч
Эксплуатация
Страны  СССР

Тепловоз Ээл — советский серийный грузовой тепловоз с электропередачей постоянного тока с регулированием по каскадной схеме Варда Леонардо в модификации швейцарского инженера-электротехника Бовери.

История

В целях перевода советских железных дорог на тепловозную тягу, по результатам эксплуатации первых тепловозов было решено положить в основу серии локомотивов построенный в конце 1924 года по заказу Российской железнодорожной миссии в Германии образец ЭЭЛ2, (первоначально, до эмиграции Ю. Ломоносова, имел серию Юэл1) равный по мощности паровозу Э и имевший электрическую передачу постоянного тока.

После изготовления и испытания двух прототипов (ЭЭЛ5 в Германии и ЭЭЛ9 в СССР), в 1932 году был собран первый усовершенствованный тепловоз, серийное производство которого началось с 1934 года на Коломенском заводе (ведущие инженеры — Н. А. Добровольский, Б. С. Поздняков).

До снятия с производства было построено, включая опытные образцы, 46 тепловозов серии Ээл, которые, после предварительных испытаний и опытных поездок по Московско-Казанской железной дороге, направлялись в Ашхабад. Решение использовать тепловозы в Средней Азии было вызвано отсутствием там пригодной для заправки паровозных котлов воды и доступностью жидкого дизельного топлива. В процессе эксплуатации был выявлен ряд технических недостатков, в связи с чем конструкция элементов тепловоза постоянно дорабатывалась.

Так как НКПС по личному распоряжению Л. М. Кагановича с 1937 отказался от приема тепловозов в эксплуатацию, 18 машин, выпущенных в 1937—1941 годах, были оборудованы для применения в качестве передвижных дизель-электростанций.
В 1948 году Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал проект модернизации отдельных узлов Ээл, что позволило продлить срок их службы.

Локомотивы, при правильной организации технического обслуживания, показали надёжность и соответствие техническим требованиям своего времени.

Последние тепловозы серии Ээл, использовавшиеся для поездной работы, были выведены из парка Ашхабадской железной дороги в середине 1960-х годов ввиду морального устаревания.

Технические характеристики

  • Осевая формула: 2—5О—1
  • Длина: 15710мм
  • Ширина: 3150мм
  • Высота: 5056мм
  • Конструкционный вес: 132 т
  • Сцепной вес: 98 т
  • Нагрузка на движущую ось: 19,6 т
  • Дизель: MAN, 42БМК-6
  • Мощность дизеля: 1150 л.с. при 450 об/мин
  • Мощность главного генератора: 796 кВт
  • Часовая мощность тяговых электродвигателей: 5 x 140 кВт
  • Конструкционная скорость: 55 км/ч
  • Сила тяги: 21000 кг при скорости до 10 км/ч

Ссылки