Ту-141
Ту-141 «Стриж» | |
---|---|
![]() | |
Тип | разведывательный БПЛА |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Главный конструктор | Г. М. Гофбауэр |
Первый полёт | 1974 год |
Начало эксплуатации | 1979 год |
Статус | эксплуатируется[1] |
Эксплуатанты |
|
Годы производства | 1979 — 1989 |
Единиц произведено | 152 |
Базовая модель | Ту-123 |
Варианты | Ту-143 |

Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) разработки ОКБ им. Туполева, входил в состав комплекса ВР-2 или «Стриж».
История
«Стриж» предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых[2] скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка БПЛА Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части.
Комплекс выпускался на Харьковском авиазаводе, УССР, состоял на вооружении ВВС ВС СССР, с 1979 года по 1989 год, комплексы преимущественно дислоцировались на западной границе СССР.
Также разрабатывался вариант самолёта-мишени на базе Ту-141.
В Вооружённых силах России снимаемые с вооружения БПЛА этого типа использовались в качестве воздушных мишеней[3].
После начала весной 2014 года боевых действий на востоке Украины министерством обороны Украины было принято решение о повышении эффективности ведения авиаразведки. Одним из запланированных мероприятий стало открытие опытно-конструкторских работ по модернизации оставшихся в наличии беспилотных летательных аппаратов ВР-2 «Стриж»[4].
Конструкция
Ту-141 имеет цельнометаллический планер, низкоплан, с компоновкой типа «Утка». Максимальный диаметр носовой части фюзеляжа — 950 мм. Нос — конусообразный. Треугольное крыло с двухсекционными элевонами и трапециевидное вертикальное оперение было выполнено со значительными углами стреловидности, по передней кромке равными 58° и 41° соответственно. Воздухозаборник ТРД над фюзеляжем — дозвуковой[5], в том числе из-за этого максимальная скорость полёта была конструктивно ограничена нижним трансзвуком.
Ту-141 имеет один турбореактивный двигатель со статической тягой, равной 2000 кгс[5].
Для запуска самолёта используется твердотопливный ускоритель, размещаемый под хвостовой частью фюзеляжа[5].
Основные характеристики
- Длина: 14,33 м
- Размах крыльев: 3,88 м
- Полная масса: 5 370 кг
- Двигатель: 1 × ТРД КР-17А со статической тягой 19,6 кН
- Максимальная скорость: 1110 км/ч
- Крейсерская скорость: 1000 км/ч
- Дальность полёта: 1000 км
- Практический потолок: 6000 м
На вооружении
Комплексы ВР-2, на 1992 год, находились на основном вооружении следующих формирований ВВС ВС СССР:
Полное действительное наименование формирования |
Дислокация | Основное вооружение | Примечания |
---|---|---|---|
379-й отдельный полк дистанционно пилотируемых летательных аппаратов[6] | Староконстантинов | ВР-2 | — |
4-я гвардейская отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки[7] | Дашев | ВР-2 | — |
94-я отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки[8] | Харьков | ВР-2 | Отдельная эскадрилья расформирована в 1996 году. |
321-я отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки[8] | Рауховка | нет данных, возможно ВР-2 | — |
Состоит на вооружении
Украина — некоторое количество Ту-141 в составе комплексов ВР-2 (на 2017 год)[4]. Из БПЛА этой модели была сформирована 321-я отдельная эскадрилья беспилотных самолётов-разведчиков (посёлок Рауховка Березовского р-на Одесской области).
Состоял на вооружении
Сохранившиеся экземпляры
Модификация | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ту-141 | 21 | Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины, Украина, г. Винница | ![]() |
Ту-141 | н/д | Авиационно-технический музей (Луганск) | ![]() |
Ту-141 | н/д | Государственный музей авиации (Киев) | ![]() |
Ту-141 | 05 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (Монино) | ![]() |
Ту-141 | н/д | Музей боевой славы (Ярославль) | ![]() |
Ту-141 | н/д | Технический музей имени Г. К. Сахарова (Тольятти) | |
Ту-141 | н/д | Центральная площадь УГАТУ (Уфа) | ![]() |
Ту-141 | 68 | Музей партизанской славы «Спадщанский лес» | ![]() |
Ту-141 | н/д | Центр беспилотных летательных аппаратов |
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Повітряні Сили України . Дата обращения: 11 сентября 2012. Архивировано 13 октября 2014 года.
- ↑ См. классификацию самолётов по скоростям.
- ↑ майор Константин Гагарин. «Боевое содружество-2005». Ракетами — по «Стрижам» и «Пищалям» // журнал «Армия», № 5, 2005. стр.22-26
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 С. В. Скороход. Стан та перспективи подальшого розвитку озброєння та військової техніки розвідки Повітряних Сил Збройних Сил України // «Обґрунтування доцільних шляхів вирішення проблемних питань експлуатації та застосування новітніх (модернізованих) зразків озброєння та військової техніки військовими частинами (підрозділами) Повітряних Сил Збройних Сил України, підготовки для їх використання». Науково-практична конференція. Тези доповідей. Частина 1 (25-27 жовтня 2017 р.). Харків, 2017. стор.20-21
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Статья «Ту-141 Стриж» сайта www.airwar.ru
- ↑ Советская Армия в годы «холодной войны» (1945—1991).-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.-246 с.
- ↑ 4-я отдельная гвардейская эскадрилья беспилотных средств разведки (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 31 июля 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 «Авиация и время». 1996, № 5, стр. 35
Ссылки
- Ту-141 Стриж . «Уголок неба» (2009). Дата обращения: 12 марта 2022.