Перейти к содержанию

Ту-141

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ту-141 «Стриж»
Тип разведывательный БПЛА
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ им. Туполева
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ХАЗ
Главный конструктор Г. М. Гофбауэр
Первый полёт 1974 год
Начало эксплуатации 1979 год
Статус эксплуатируется[1]
Эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР (бывший)
Россия ВВС России (бывший)
Украина ВВС Украины[1]
Годы производства 19791989
Единиц произведено 152
Базовая модель Ту-123
Варианты Ту-143
«Стриж» на пусковой установке (прицепе), в Государственном музее авиации Украины. Киев.

Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) разработки ОКБ им. Туполева, входил в состав комплекса ВР-2 или «Стриж».

История

«Стриж» предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых[2] скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка БПЛА Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части.

Комплекс выпускался на Харьковском авиазаводе, УССР, состоял на вооружении ВВС ВС СССР, с 1979 года по 1989 год, комплексы преимущественно дислоцировались на западной границе СССР.

Также разрабатывался вариант самолёта-мишени на базе Ту-141.

В Вооружённых силах России снимаемые с вооружения БПЛА этого типа использовались в качестве воздушных мишеней[3].

После начала весной 2014 года боевых действий на востоке Украины министерством обороны Украины было принято решение о повышении эффективности ведения авиаразведки. Одним из запланированных мероприятий стало открытие опытно-конструкторских работ по модернизации оставшихся в наличии беспилотных летательных аппаратов ВР-2 «Стриж»[4].

Конструкция

Ту-141 имеет цельнометаллический планер, низкоплан, с компоновкой типа «Утка». Максимальный диаметр носовой части фюзеляжа — 950 мм. Нос — конусообразный. Треугольное крыло с двухсекционными элевонами и трапециевидное вертикальное оперение было выполнено со значительными углами стреловидности, по передней кромке равными 58° и 41° соответственно. Воздухозаборник ТРД над фюзеляжем — дозвуковой[5], в том числе из-за этого максимальная скорость полёта была конструктивно ограничена нижним трансзвуком.

Ту-141 имеет один турбореактивный двигатель со статической тягой, равной 2000 кгс[5].

Для запуска самолёта используется твердотопливный ускоритель, размещаемый под хвостовой частью фюзеляжа[5].

Основные характеристики

  • Длина: 14,33 м
  • Размах крыльев: 3,88 м
  • Полная масса: 5 370 кг
  • Двигатель: 1 × ТРД КР-17А со статической тягой 19,6 кН
  • Максимальная скорость: 1110 км/ч
  • Крейсерская скорость: 1000 км/ч
  • Дальность полёта: 1000 км
  • Практический потолок: 6000 м

На вооружении

Комплексы ВР-2, на 1992 год, находились на основном вооружении следующих формирований ВВС ВС СССР:

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

Сохранившиеся экземпляры

Модификация Бортовой номер Местонахождение Изображение
Ту-141 21 Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины, Украина, г. Винница
Ту-141 н/д Авиационно-технический музей (Луганск)
Ту-141 н/д Государственный музей авиации (Киев)
Ту-141 05 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (Монино)
Ту-141 н/д Музей боевой славы (Ярославль)
Ту-141 н/д Технический музей имени Г. К. Сахарова (Тольятти)
Ту-141 н/д Центральная площадь УГАТУ (Уфа)
Ту-141 68 Музей партизанской славы «Спадщанский лес»
Ту-141 н/д Центр беспилотных летательных аппаратов

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Повітряні Сили України. Дата обращения: 11 сентября 2012. Архивировано 13 октября 2014 года.
  2. См. классификацию самолётов по скоростям.
  3. майор Константин Гагарин. «Боевое содружество-2005». Ракетами — по «Стрижам» и «Пищалям» // журнал «Армия», № 5, 2005. стр.22-26
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 С. В. Скороход. Стан та перспективи подальшого розвитку озброєння та військової техніки розвідки Повітряних Сил Збройних Сил України // «Обґрунтування доцільних шляхів вирішення проблемних питань експлуатації та застосування новітніх (модернізованих) зразків озброєння та військової техніки військовими частинами (підрозділами) Повітряних Сил Збройних Сил України, підготовки для їх використання». Науково-практична конференція. Тези доповідей. Частина 1 (25-27 жовтня 2017 р.). Харків, 2017. стор.20-21
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Статья «Ту-141 Стриж» сайта www.airwar.ru
  6. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945—1991).-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.-246 с.
  7. 4-я отдельная гвардейская эскадрилья беспилотных средств разведки (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 31 июля 2013 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 «Авиация и время». 1996, № 5, стр. 35

Ссылки