Крылатая ракета
Крыла́тая раке́та (КР) — ракетное оружие однократного запуска, наземного, воздушного и морского базирования, траектория полёта которого определяется аэродинамической подъёмной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести[1].
В настоящее время является беспилотным оружием, однако ранее также существовали конструкции, управлявшиеся пилотами-смертниками[2]. Устаревшее название сконструированной по самолётной (классической) схеме крылатой ракеты — самолёт-снаряд (термин вышел из употребления, поскольку им же называли планирующие авиабомбы[англ.]*, что приводило к путанице). Нередко термин «крылатая ракета» ошибочно считают эквивалентом более узкого англоязычного термина cruise missile, однако последний относится только к управляемым ракетам, у которых большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью[3].
Сравнение с другими видами и типами ракет и самолётами
При сравнение с другими видами и типами ракет и самолётами некоторые определяют следующие:
Достоинства
- Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПРО противника.
- Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа, что затрудняет обнаружение ракеты радиолокационными средствами.
- Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.
Недостатки
- Относительно небольшие скорости (порядка скорости звука ~1150 км/ч).
- Высокая стоимость по сравнению с другими боеприпасами.
- Относительно малая мощность всех разрывных зарядов, за исключением ядерных.
Сравнение с самолётами
По сравнению с самолётами, основным достоинством крылатой ракеты является беспилотность, позволяющая как сохранить людей, так и уменьшить габариты и тем самым затруднить обнаружение. Поскольку крылатые ракеты рассчитаны на одноразовое применение, к ним предъявляются гораздо менее жёсткие требования по ресурсу двигателя и других агрегатов.
История
В средневековом китайском трактате Хо лун цзин[англ.] описана неуправляемая крылатая ракета в форме ворона 神火飛鴉 (Шэнь хо фэй я, дословно «огненный летающий дух-ворон»).
На практике неуправляемые ракеты (с пороховым двигателем) стали широко применяться в Европе в начале XIX века (см. Ракета_Конгрива).
Идея создания беспилотной, автоматически управляемой «летающей бомбы» появилась в первое же десятилетие существования авиации, ещё до Первой мировой войны, её в 1910 году предложил французский инженер Рене Лоран[фр.], более известный как обладатель патента 1913 года на прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Необходимые условия для реализации этой идеи технологии были вскоре созданы:
- В 1913 году школьный учитель физики немец Вирт (Wirth) разработал комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом и представил его на арене цирка, управляя небольшой моделью аэроплана.
- Во Франции летом 1914 года на самолёте американской компании Curtiss был впервые опробован гироскопический автопилот американца Элмера Сперри, позволявший удерживать самолёт на заданном курсе без вмешательства пилота.
Практические разработки велись сразу в нескольких странах. Первые практические шаги были сделаны американским изобретателем Питером Хьюиттом[англ.], привлёкшим в апреле 1915 года к проекту создания «летающей бомбы» Элмера Сперри и его компанию Sperry Gyroscope Company. Первые успешные лётные испытания автоматической системы управления на специально оборудованном самолёте были проведены 12 сентября 1916 года. В автоматическом режиме самолёт набрал заданную высоту и пролетел некоторое расстояние, удовлетворительно выдержав курс по компасу, начал снижение к цели, после чего находившийся на борту сын Сперри — Лоуренс взял управление на себя[4].
Параллельно в Британии по заказу военных Арчибальд Лоу вёл работы над радиоуправляемой «летающей бомбой» для поражения дирижаблей и наземных целей. Первая попытка полёта была осуществлена 21 марта 1917 года и закончилась аварией. Подобный же проект разрабатывался Генри Фолландом[англ.]. Летательный аппарат длиной около 6-7 метров, массой около 230 кг и двигателем мощностью 35 л. с. изготавливался «Aircraft Establishment Royal Aircraft Factory». В результате трёх неудачных попыток полёта в июле 1917 года проект был закрыт[5].
В 1920 году в Англии стандартный самолёт-истребитель «Бристоль» F.2B был оснащён радиоуправлением и успешно летал. Для страховки в кабине самолёта находился лётчик. Однако уже через год был испытан управляемый по радио самолёт без пилота.
В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелёты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах[6].
В 1927 году создана авиационная торпеда (по терминологии того времени) «Laryng» — небольшой летательный аппарат с поршневым звездообразным мотором и системой гироскопического управления, оснащённый боеголовкой массой 113 кг. После длительных испытаний конструкции с кораблей и в пустынях Ирака производство признано нецелесообразным.
В 1931 году англичане создали радиоуправляемую воздушную мишень «Queen». Всего было построено три опытных образца, на основании успешных испытаний которых в 1935 году была запущена серия радиоуправляемых мишеней под обозначением DH.82B «Queen Bee» (пчела-королева, пчелиная матка) в количестве 420 экземпляров (как считают, именно с того времени к беспилотникам прилипло жаргонное название Drone (трутень)). Беспилотники «Queen Bee» применялись на начальном этапе второй мировой войны в качестве разведчиков. Характеристики: максимальная скорость — 175 км/час, практический потолок — 4267 м, продолжительность полёта — до трёх часов.
В СССР работы над телемеханическими самолётами проводились начиная с 20-х годов и до 1942 года. В качестве самолёта-снаряда был выбран бомбардировщик ТБ-1, для которого была разработана телемеханическая система «Дедал». В дальнейшем эти работы подстегнули разработку различных отечественных автопилотов. По программе рассматривались различные варианты самолётов-снарядов: СБ, И-16, УТ-2. В 1940 году велась разработка радиоуправляемого самолёта ТБ-3РН в двух вариантах: в первом бомбардировщик начинялся взрывчаткой и управлялся оператором с самолёта сопровождения, во втором варианте велись разработки дистанционно управляемого бомбардировщика, который после выполнения задания по бомбометанию должен был вернуться на базу и произвести посадку. Единственное боевое применение самолёта-снаряда ТБ-3 было в 1942 году, когда начинённый четырьмя тоннами тротила самолёт должен был поразить железнодорожный узел в Вязьме. Однако при подлёте к цели из-за возникших неполадок передатчика на самолёте сопровождения ДБ-3Ф самолёт-снаряд упал, промахнувшись мимо цели.
Также в СССР в конце 30-х годов разрабатывался составной самолёт-снаряд. В качестве носителя заряда использовался радиоуправляемый ТБ-3 с 3,5 тоннами взрывчатки, на спине которого крепился самолёт управления КР-6. Радиус действия сцепки доходил до 1200 км.
В СССР в 1932 году в Группе изучения реактивного движения была организована бригада крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем. 29 января 1939 года состоялся первый испытательный полёт советской крылатой ракеты «212», разработанной под руководством Сергея Павловича Королёва.
В 1941 году в США на фирме «Дженерал Моторс» разрабатывался самолёт-снаряд под шифром А-1, представляющий собой радиоуправляемый моноплан, стартующий с тележки. Боевой нагрузкой ЛА были бомбы весом до 225 кг. Было построено большое количество опытных экземпляров, но программу отменили в 1943 году. В 1942 году начались исследования по проекту «Option», результатом которого стала постройка серии аппаратов TDN-1, которые использовались для обучения и оценочных испытаний. Затем была построена партия самолётов-снарядов TDR-1 в количестве 189 штук. Боевое применение американским флотом против японцев атакующих дронов TDR-1 состоялось в районе Соломоновых островов в 1944 году. Из суммарно запущенных 46 29 достигли цели, что было расценено командующим флотом адмиралом Честером Нимитцем отрицательно.
В Германии программа разработки самолётов-снарядов различного назначения началась в 1941 году и достигла пика развития к концу войны. В 1942 году начато практическое изучение аэродинамики связки планера DFS-230 и самолётов управления типа Kl-35, Fw-56 и Bf-109. В результате было решено использовать связку из самолёта-снаряда J-88A и Bf-109F (программа «Бетховен»). В 1943 году было выдано задание на постройку опытной партии из 15 экземпляров системы, условно названной «Мистель-1» (упряжка с навозом). Весной 1944 года в составе 4-й группы бомбардировочной эскадры KG101 сформирована учебная группа. Ночью 24 июня 1944 года эскадрилья впервые атаковала группу кораблей союзников в устье реки Сена. По результатам удара началась разработка систем «Мистель-2» и «Мистель-3». В октябре этого года группа, на вооружении которой состояло 60 «Мистелей», была передана в состав экспериментальной KG200. Весной 1945 года на «Мистели» частично перевооружили KG30, о результативности их работы достоверных данных нет. Также строились серийно «Мистель-4», представляющие собой связку из J-88G-7 и истребителя Ta-152H. До конца войны было изготовлено 250 экземпляров, до 50 было захвачено союзниками. Проект «Мистель-5» представлял собой связку из нижнего самолёта-снаряда Ta-154А и верхнего самолёта управления Fw190A-8. В ходе работ дошли до переоборудования первой партии в четыре связки, затем переоборудование было отменено. Также немцы разрабатывали другие проекты составных самолётов, в том числе и с реактивными двигателями. В частности, 5 эскадрилья эскадры KG200 занималась вопросами применения буксируемого самолёта-снаряда на базе реактивного Ме-328В
В ночь с 4 на 5 июня 1944 года беспилотный радиоуправляемый самолёт-снаряд S.M.79 ВВС Итальянской Социальной Республики произвёл первый и единственный боевой вылет в направлении Гибралтара, с целью атаковать стоявшие там английские корабли. После того, как пилот выбросился с парашютом, управление велось с самолёта сопровождения Cant Z.1007-II. Из-за дефекта управления самолёт-снаряд не долетел до цели и упал.
В июле 1944 года Воздушные силы США приняли программу «Афродита». Смыслом программы было переоборудование отработавших ресурс бомбардировщиков В-17 в самолёты-снаряды, управляемые по радио с самолёта сопровождения. Точно так же, как и на советских ТБ-3РН, самолёт поднимал в воздух экипаж из пилота и бортинженера, вёл его к цели вручную, затем активировал телеуправление, боевую часть (9070 кг ВВ «Торпекс») и выбрасывался с парашютами (верх кабины самолёта был срезан). Самолёт-снаряд продолжал полёт к цели, управляемый по радио, а экипаж подбирала команда эвакуации. Переделанные В-17, получившие индекс BQ-7, и самолёты сопровождения В-17 под индексом CQ-4 поступили в 562-ю бомбардировочную эскадрилью. Самолёты-снаряды несколько раз были задействованы в боевых операциях (в августе и октябре 1944 года) против немецких позиций ракет Фау-1. Операции с применением самолётов-снарядов против сильно защищённых целей были признаны малорезультативными, поэтому было решено их использовать по крупным промышленным целям. BQ-7 ещё несколько раз использовались при налётах без особого успеха. Программа была признана неудачной, а самолёты-снаряды BQ-7 более опасными для своих экипажей, чем для противника. Тем не менее дальнейшим развитием программы стала переделка бомбардировщиков В-24 в самолёты снаряды BQ-8. Принцип применения остался прежнем. ВМС США начали собственную программу по переделке RB4Y-1 (патрульной версии В-24). Однако из-за низкой точности, надёжности и высокой сложности применения программа была закрыта.
Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стала «Фау-1» (Fi-103), разработанная Германией. Она впервые была испытана 21 декабря 1942 года. Впервые в боевых условиях она была применена в конце Второй мировой войны против Великобритании[1]. Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой вполне серьёзно, в том числе, отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был, теоретически, выброситься с парашютом.
В сентябре 1944 года в московское КБ Союза ССР были доставлены обломки V-1, а позже образцы ракет и чертежи, захваченные в Пенемюнде. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян.
В 1947 году в Союзе ССР начались работы над крылатой ракетой «Комета». Ракета проектировалась в специальном КБ-1, планер ракеты создавался в ОКБ-155 на базе истребителя МиГ-15. Ракета поставлялась в войска на протяжении многих лет и производилась в вариантах воздушного старта (КС-1), наземного старта (С-2 «Сопка», «Стрела», ФКР-1). Для отработки систем ракеты и обучения личного состава на базе самолёта МиГ-17 был сконструирован пилотируемый «самолёт-дублёр „Кометы“» (СДК), выпускаемый серийно.
В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря», работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет. Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark, очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.
В конце 50-х годов прошлого века начали разрабатываться крылатые ракеты с мощными жидкостными ракетными двигателями, позволяющими добиться значительного прироста характеристик ракеты.
Классификация
Крылатые ракеты, некоторыми, делятся:
- по типу заряда:
- по решаемым задачам (назначению):
- стратегические
- оперативно-тактические (чаще всего противокорабельные)
- тактические
- по типу базирования (старта):
- наземного
- воздушного
- морского
- подводного (см. Крылатые ракеты подводных лодок)
- надводного.
В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).
Существующие системы
Производства в разных государствах
СССР и Россия
- 10XН — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
- 16Х — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
- КС-1 — первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
- КСР-2 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
- КСР-5 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ.
- КСР-11 — сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ.
- К-10С — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
- Х-20 — сверхзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ.
- Х-22 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
- X-55 — стратегическая дозвуковая крылатая ракета воздушного, морского и наземного базирования.
- Х-101
- П-5
- П-6
- П-15 «Термит»
- П-270 «Москит»
- П-70 «Аметист»
- П-120 «Малахит»
- П-500 «Базальт»
- П-700 Гранит — крылатая противокорабельная ракета дальнего действия.
- П-800 Оникс (Яхонт) — советская/российская универсальная сверхзвуковая противокорабельная ракета среднего радиуса действия.
- П-1000 «Вулкан»
- Х-35 Уран
- C-10 «Гранат» — принята на вооружение в 1984 г., как и «Калибр», может запускаться из торпедного аппарата.
- 3М-14/3М-54 «Калибр»
- 3М22 «Циркон» — российская перспективная противокорабельная гиперзвуковая крылатая ракета.
Крылатые ракеты производства США
- MGM-1 Matador — тактическая крылатая ракета.
- SM-62 Snark — межконтинентальная крылатая ракета (альтернативные обозначения: MX775A, SSM-A-3.
- AGM-28 Hound Dog — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования.
- AGM-86B — крылатая ракета воздушного базирования.
- BGM-109 «Томагавк» — стратегическая/тактическая крылатая ракета морского и наземного базирования.
- Гарпун (ПКР) — противокорабельная ракета морского и воздушного базирования.
- AGM-129 ACM — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования.
- AGM-158 JASSM — тактическая крылатая ракета воздушного базирования.
- Fasthawk — сверхзвуковая крылатая ракета универсального базирования.
- X-51 — перспективная гиперзвуковая крылатая ракета.
Другие государства
- Exocet (Франция)
- Аист (Беларусь)
- Storm Shadow (Великобритания/Франция)
- KEPD-150/350 TAURUS (Германия/Швеция)
- HOPE/HOSBO (Германия, перспективная)
- YJ-62 (Китай)
- YJ-82 (Китай)
- YJ-83 (Китай)
- Хатф-VII Бабур (Пакистан) — предназначен для использования с подводных лодок, надводных кораблей и мобильных наземных установок. Скорость — 880 км/ч, дальность — 700 км, БЧ — ядерная/обычная[7].
- Gabriel Mk1 (Израиль)
- Сюнфэн 2Е (Тайвань)
- AM-1 Tábano (Аргентина)
- Мескат (Иран), на основе Х-55, дальность 2000 км.[8]
- Нептун (Украина)
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 483—484. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 4).
- ↑ Кузнецов К. "Цветок вишни" или "Придурок"№ 02. // Авиация и Космонавтика. — 1999. —
- ↑ . Впрочем все современные КР России и других стран мира управляемый .Guided missile, the major portion of whose flight path to its target is conducted at approximately constant velocity; depends on the dynamic reaction of air for lift and upon propulsion forces to balance drag. Dictionary of Military and Associated Terms. US Department of Defense 2005. Архивная копия от 26 июля 2008 на Wayback Machine
- ↑ Werrell, 1985, с. 7.
- ↑ Werrell, 1985, с. 8.
- ↑ РАЗВИТИЕ КРЫЛАТЫХ РАКЕТНЫХ АППАРАТОВ В СССР в 1930—1939 гг. . Дата обращения: 6 мая 2010. Архивировано 11 октября 2010 года.
- ↑ epochtimes.com.ua, Новые возможности Пакистана — ядерный удар в радиусе 700 км, 26 июля 2007 . Дата обращения: 6 августа 2007. Архивировано 3 марта 2008 года.
- ↑ Иран создал новую крылатую ракету — Российская газета . Дата обращения: 19 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
Литература
- Крылатая ракета // «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 4).
- Werrell, Kenneth P. The Evolution of the Cruise Missile. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 1985. — 289 с.
- Краснов А., Бессарабов Н. Применение крылатых ракет и борьба с ними истребителей ПВО№ 6. — С. 30—33. — ISSN 0134-921X. // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. —
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |