И-2

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И-2
Тип истребитель
Разработчик КБ Государственного авиазавода № 1 имени Осоавиахима
Производитель Государственный авиазавод № 1 имени Осоавиахима,
Государственный авиазавод № 3 «Красный лётчик» (Завод № 23)
Главный конструктор Д. П. Григорович
Первый полёт 4 ноября 1924 года
Начало эксплуатации лето 1928 года
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты Знак ВВС СССР ВВС РККА
Годы производства 1926—1929 годы
Единиц произведено 211
Базовая модель И-1

И-2 «истребитель второй» — истребитель-биплан, разработанный Дмитрием Григоровичем. Первый советский истребитель собственной конструкции в СССР. Результат отказа от производства неудачного прототипа «истребитель первый» Григоровича И-1. После глубокой модификации прототипа И-2 новый самолёт запущен в заводскую серию под индексом «истребитель Григоровича И-2 бис». Впервые взлетел 4 ноября 1924 года, пилотируемый летчиком Александром Жуковым. Строился серийно в 1926 − 1929 годах. Всего выпущено 211 машин. Состоял на вооружении строевых лётных частей Военно-воздушных сил РККА.

Истребитель И-2 прототип

Самолёт-биплан И-2 представлял собой развитие истребителя И-1, разработанного Григоровичем в рамках задания на первый советский истребитель с двигателем водяного охлаждения «Либерти» мощностью в 400 л. с.

Начало проектирования было начато весной 1924 года и шло в соревновании с Конструкторской группой авиаконструктора Николая Поликарпова, которая также проектировала и строила «истребитель Либерти — 400 л. с.» ИЛ-400.

Планер И-2 представлял собой смешанную металло-деревянную конструкцию. Носовая часть фюзеляжа — металлическая ферма, от кабины пилота до хвоста — деревянный монокок, обшитый шпоном. Крылья деревянные с фанерной обшивкой. Центральный узел крепления бипланной коробки («кабан») — из стальных труб, межкрыльевые стойки — дюралевые.

Самолёт имел деревянный винт фиксированного шага, открытую кабину летчика, неубираемое в полете шасси и хвостовой костыль.

4 ноября 1924 года состоялся первый полет летчика-испытателя А. И. Жукова на прототипе И-2. В полете была достигнута скорость 250 км/ч, проблем с охлаждением, как у самолёта И-1, стало меньше, и он был рекомендован к серийной постройке.

На истребитель И-2 предполагалось ставить стандартное вооружение: два спаренных пулемета калибра 7,62 мм «пулемет воздушный первый» ПВ-1 для поражения целей в передней полусфере.

И-2 бис

При внедрении в серию у истребителя И-2 был выявлен ряд недостатков эксплуатационного характера — чрезвычайно узкая кабина, плохой обзор и ряд других. Для удовлетворения требований к серийному производству конструкция боевого самолёта была Дмитрием Григоровичем значительно переработана.

В результате глубокой переделки получился конструктивно новый самолёт, получивший название «истребитель И-2 бис». Под этим названием самолёт конструкции Григоровича был запущен в серийное производство в Ленинграде и Москве.

Истребитель И-2 бис строился серийно в 1926—1929 годах. На Государственном авиазаводе № 1 в Москве было выпущено 164 машины, на Заводе № 23 «Красный лётчик» в Ленинграде — 47 машин.

Двигатель «Либерти» в серии был заменен на его советскую копию М-5 аналогичной мощности. Ввиду низкой технологической культуры и применяемых несовершенных конструкционных материалов заводские экземпляры самолёта в сравнении с прототипом имели более низкие тактико-технические характеристики. Скорость серийных машин заводской постройки не превышала 242 км/ч у лучших экземпляров, а у большинства выпущенных заводами истребителей была около 220 км/ч.

В процессе эксплуатации в строевых лётных частях Военно-воздушных сил РККА на серийных машинах возникли проблемы с охлаждением двигателя. В результате несколько экземпляров истребителей войсковыми инженерами были модернизированы: для решения проблемы охлаждения двигателя на строевую машину установлены два радиатора Ламблена между стойкам шасси. Эти улучшенные боевые самолёты получили собственное обозначение — «истребитель И-2'» или «истребитель И-2 прим».

Описание конструкции

Конструкция — деревянный одностоечный биплан без выноса в коробке крыльев.

Фюзеляж расчалочный, в передней части с фанерной обшивкой с вертикальными бортами и скругленным верхом и низом.

В серийном производстве в среднюю часть фюзеляжа была введена сварная ферма из труб с подмоторными брусьями.

Крылья — одинаковые в плане с профилем «Геттинген-436», стойки крыльев — деревянные, расчалки — профилированные 12 мм ленты.

ТТХ

Технические характеристики

(1 × 313 кВт)

Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: два синхронизированных пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм, размещенных на верхней панели капота двигателя

Предыдущий и последующий истребители Военно-воздушных сил РККА

Истребитель Григоровича И-1

Советский боевой самолёт-биплан «легкий истребитель первый» Григоровича И-1 «маневренный». Создан и построен в Москве Конструкторской бригадой под руководством Дмитрия Григоровича. Прототип выпущен в одном экземпляре в январе 1924 года.

Дерево-полотняный подкосный биплан оснащенный поршневым двигателем водяного охлаждения «Либерти 400 л. с.» с двухлопастным деревянным винтом неизменяемого шага, открытой кабиной пилота и неубирающимися в полете шасси.

Конструкция прототипа оказалась неудачной. На вооружение ВВС РККА самолёт-истребитель И-1 принят не был и в заводскую серию не запускался.

Авиаконструктору Дмитрию Григоровичу предложено построить новый самолёт.

Истребитель Поликарпова И-1

Первый в СССР одноместный самолёт-моноплан собственной конструкции «легкий истребитель первый» Поликарпова И-1. Известен также под другим названием — «истребитель Либерти» ИЛ-400.

Создан и построен под руководством российского и советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1923 году. Планер подавался под импортный двигатель «Либерти» мощностью в 400 л. с.

Прототип «истребитель первый» Поликарпов И-1 моноплан проектировался и строился параллельно с истребителем-бипланом конструкции Дмитрия Григоровича.

Прототип Поликарпов И-1 выпущен в одном экземпляре. Дерево-полотняный моноплан, оснащенный поршневым двигателем водяного охлаждения «Либерти 400 л. с.» с двухлопастным деревянным винтом неизменяемого шага, открытой кабиной пилота и неубирающимся в полете шасси. Конструкция прототипа оказалась неудачной.

Прототип Поликарпов И-1 разбился в первом испытательном полете 15 августа 1923 года ввиду грубой ошибки в конструкции. Пилот-испытатель Константин Арцеулов остался жив.

Взамен потерянного самолёта были спроектированы и построены прототипы ИЛ-400 и ИЛ-400б. Истребитель И-400б успешно испытан весной 1924 года и рекомендован к постройке. В серийном производстве выпущено 33 легких истребителя. Боевая машина оказалась неудачной. На вооружение Военно-воздушных сил РККА истребитель И-400б принят не был.

Авиаконструктору Николаю Поликарпову предложено построить новый самолёт.

Истребитель И-3

Советский одномоторный боевой самолёт «легкий истребитель третий» И-3 «маневренный» конструкции российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова.

Одноместный подкосный полутораплан с открытой кабиной пилота и неубирающимся в полете шасси 1928 года выпуска.

На вооружении Военно-воздушных сил РККА с 1928 по 1931 год. В серии построено 399 машин. В эксплуатации находился более семи лет до конца 1934 года.

Использовавшие страны

Примечания

  1. Эмблемы и знаки самолётов российских ВВС. 1912—2012/Под общей редакцией А. А. Дёмина. М., Фонд «Русские Витязи», 2012

Литература

  • Маслов М. А. Второй среди первых // Авиация и Время : журнал. — Киев: АвиаХобби, 2000. — № 3. — С. 4-9.
  • Маслов М. А. Ранние истребители Д П. Григоровича // Моделист-конструктор : журнал. — М.: ЗАО "Редакция журнала "Моделист конструктор"", 2013. — Ноябрь (№ 11). — С. 19-25. — ISSN 0131-2243.
  • Сергеев Юрий. Счастливчик И - второй // Крылья Родины : журнал. — М., 1999. — № 12 (591). — С. 4-6. — ISSN 0130-2701.

Ссылки