Перейти к содержанию

Дозор-600

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дозор-600
БПЛА Дозор-600 на МАКС-2009БПЛА Дозор-600 на МАКС-2009
Тип многоцелевой БПЛА
Разработчик Россия Транзас
Производитель Россия Транзас
Первый полёт 2010 год[1]
Статус в разработке
Единиц произведено >1
Базовая модель Дозор-100

Дозор-600 (Дозор-3) — российский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Разрабатывается компанией «Транзас». Относится к классу тяжёлых средневысотных БПЛА большой продолжительности и дальности полёта.

История

При разработке использовался индекс «Дозор-3».[2] Первый полёт масштабного прототипа «Дозор-100» состоялся в июле 2009 года.[2] Впервые БПЛА был представлен на авиасалоне «МАКС-2009».

Описание и применение

Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе или полосе маршрута с передачей оператору БЛА видовой и полетной информации в реальном масштабе времени. При необходимости возможна доработка БЛА с целью установки и применения высокоточного оружия.

Планер имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением силовой установки. Хвостовое оперение V-образное. Фюзеляж состоит из трёх основных частей. В носовой части расположены сенсорные системы, пилотажно-навигационное оборудование и парашютная система. Среднюю часть занимает топливный бак. В хвостовой части размещены система энергоснабжения и силовая установка.

Основу полезной нагрузки составляют три системы: радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой), оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор) и фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами), которые могут работать одновременно, а значит передавать потребителю большой объём информации от различных источников. Кроме того, полезная нагрузка включает в себя систему автосопровождения и целеуказания, систему передачи фото-, видео-, РЛ- и тепловизионного изображений, а также систему архивации и хранения информации на борту. Для обеспечения связи возможно применение спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. При необходимости для решения специальных задач БЛА может быть оборудован газоанализатором, лидаром, сканером и другими датчиками.

Управление БЛА может осуществляться в автономном (по программе), ручном (дистанционное пилотирование пилотом-оператором) или комбинированном (автономное и ручное) режимах. Полётное задание может содержать 250 опорных точек маршрута, при этом точность навигации составляет 15-30 м.

Взлёт и посадка производятся по-самолётному (шасси — колёса/лыжи) с использованием грунтовых площадок или аэродромов. При нештатной ситуации предусмотрено применение аварийно-спасательной системы. Эксплуатацию обеспечивает персонал из четырёх человек. В настоящее время комплекс и сам аппарат находятся на завершающей стадии разработки.

Ход работ

  • 2011 — петербургская компания «Транзас» и казанское опытно-конструкторское бюро «Сокол» начали проектирование больших ударных БПЛА. На выполнение программы в общей сложности намечается потратить 3 млрд руб[Прим. 1], а испытания аппаратов начать в 2015 году[3].
  • 2013 — глава Минобороны РФ Сергей Шойгу потребовал от российских разработчиков БПЛА ускорить темпы выполнения работ[3].
  • 2023 — военный репортер Андрей Филатов был «впечатлен Дозором-3».[4]

Примечания

  1. Эквивалент примерно 100 млн долл. США по среднему курсу 30 долл./руб.

Сноски

  1. Свои "Хищники". Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Дозор-600 (недоступная ссылка). uav-dozor.ru. Дата обращения: 9 февраля 2010. Архивировано 18 марта 2012 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Новости ВПК. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 24 июня 2021 года.
  4. Особо нового ничего не напишешь, Репортер Filatov, 3 октября 2023 года

Ссылки