Жук (ИРМ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жук
ИРМ «Жук»
Классификация Машина инженерной разведки
Боевая масса, т 17,2
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 3
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы производства с 1980
Годы эксплуатации с 1980
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм 8220
Ширина, мм 3150
Высота, мм 2420
База, мм 4300
Колея, мм 2740
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 20
Лоб корпуса (низ), мм/град. 20
Крыша корпуса, мм 3 мм
Крыша башни, мм/град. 3 мм
Вооружение
Прицелы ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Двигатель
УТД-20
Общие данные
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 300 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 980 Н·м, при 1600 об/мин
Максимальные обороты 2880
Камера сгорания
Конфигурация V6
Объём 15 900 см3
Цилиндров 6
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 150 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1л-1п-2л-2п-3л-3п
Степень сжатия 15,8
Питание
Рекомендованное топливо ДЗ, ДА, ТС-1
Охлаждение жидкостное
+ 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 52,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 12 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 0,65
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м плавает

ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.


Описание конструкции

ИРМ в Техническом музее Тольятти

Экипаж машины состоит из трёх человек: механика-водителя, стрелка-радиста и командира[1]. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек[2].

Броневой корпус и башня

Машина создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневой стали. На крыше расположены три люка для выхода экипажа. В днище машины имеется дополнительный люк[3].

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ, боекомплект составляет 1000 патронов[3].

Средства наблюдения и связи

Для связи в ИРМ используется два комплекта радиостанций Р-123[4].

Для наблюдения за местностью и выполнения боевых задач ИРМ оборудована следующими средствами наблюдения[2]:

  1. Прибор ночных работ ПНР;
  2. Артиллерийская буссоль ПАБ-2М;
  3. Дальномер сапёрный ДСП-30;
  4. Прибор инженерной фоторазведки ПИФ;
  5. Перископ большого увеличения ПБУ;
  6. Прибор наблюдения ПИР-451.

Специальное оборудование

Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентиляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ[2].

Для разведки с минных полей ИРМ оснащена миноискателем РШМ. Элементы миноискателя расположены перед машиной. Кроме встроенного, имеются два ручных миноискателя ИМП и водолазный миноискатель МИВ[2].

Кроме всего прочего для выполнения боевых задач ИРМ имеет комплекс средств, в состав которых входят[2]:

  1. Комплект разминирования КР-И;
  2. 15 кг тротиловых шашек;
  3. 1 аккумуляторный фонарь;
  4. Эхолот (Малогабаритный инженерный гидролокатор ИГ-1М [1]);
  5. 6 фонарей П2М;
  6. Измеритель скорости течения;
  7. Ручной пенетрометр РП-2;
  8. Две катушки сапёрного провода СПП-2;
  9. Комплект светящих створных знаков;
  10. Подрывная машинка КПМ-1;
  11. Линейный мост ЛМ-48;
  12. 2 сумки минёра-подрывника СМП;
  13. Омметр М-57.

Двигатель и трансмиссия

Машина оборудована дизельным двигателем УТД-20, мощностью 300 л.с.

Модификации

  • ИРМ-РХ — модификация с установкой газосигнализатора ГСП[2].

Служба и боевое применение

Организационная структура

  1. ИРМ Жук из состава 187-го Псковского ордена Красной Звезды межвидового учебного центра инженерных войск (г. Волжский)
    56 инженерно-сапёрный Александрийский Краснознамённый полк ордена Суворова (56 исп)[5].
  2. 214 инженерно-сапёрная бригада (214 исп)[5]
  3. в/ч 11105. 7023 гвардейская Брестско-Берлинская Краснознаменная база хранения и ремонта военной техники орденов Суворова и Кутузова (7023 БХиРВТ)[5]
  4. в/ч 18437. 140 отдельный гвардейский инженерно-сапёрный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк (140 оисп)[5]
  5. в/ч 30763.14 отдельная гвардейская Барановическая Краснознаменная ордена Красной Звезды инженерная бригада (14 оибр).[5]
  6. 45 Отдельная гвардейская инженерная бригада 
  7. в/ч 73420. СКВО учебный центр г. Волжский
  8. в/ч 74814, ЮВО, 205-я отдельная мотострелковая казачья бригада, Инженерно-саперный батальон, отдельный взвод инженерной разведки
  9. в/ч 45445, 28-я отдельная понтонно-мостовая бригада[6]

Примечания

  1. Инженерная разведывательная машина. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / Под ред. Коновалова С. В. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1990. — С. 7. — 616 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Инженерная техника Советской Армии: Инженерная разведывательная машина ИРМ Архивная копия от 9 июля 2011 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 471
  4. ИРМ «Жук» — YouTube. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 30 сентября 2016 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА ИРМ | Российское Оружие, Военные Технологии, Анализ Вооруженных Сил России (недоступная ссылка)
  6. 28-я понтонно-мостовая бригада // Википедия. — 2021-12-09.

См. также

  • ИПР — инженерный подводный разведчик

Литература

Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 471. — 480 с.

Ссылки