Перейти к содержанию

Grumman E-2 Hawkeye

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
E-2 Hawkeye
E-2CE-2C
Тип ДРЛО (АВАКС)
Производитель Grumman Aerospace Corporation
Northrop Grumman
Первый полёт 21 октября 1960 года
Начало эксплуатации январь 1964 года
Эксплуатанты ВМС США
Франция
Израиль
Япония
Единиц произведено 200[1]
Стоимость единицы 80 млн долларов
Варианты C-2 Greyhound

Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Самолёт обеспечивает максимальное обнаружение целей на расстоянии около 540 км[1] (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты)[источник не указан 5367 дней] и может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения, а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолётов противника и управлять истребителями сопровождения.

Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Адванст Хокай».

История

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО ВМС США.

Всего было изготовлено 59 самолётов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолётом сейчас является вариант E-2C, первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолётах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.

В настоящее время[когда?] ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Адванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Также самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе.

Разработка

Задействованные структуры

В разработке и производстве самолётов E-2 были задействованы следующие структуры:[2]

Генеральный подрядчик работ

Конструкция

Турбовинтовой двухмоторный высокоплан. Четырёхкилевое оперение.

Самолёт имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой».

Эксплуатанты

 Китайская Республика
 Египет
 Франция
 Израиль
  • ВВС Израиля эксплуатировали четыре самолёта до 1999 года. E-2 израильских ВВС первыми получили оборудование для дозаправки в полёте. В 2002 году после модернизации три самолёта были проданы Мексике, оставшийся передан в музей ВВС Израиля.
    • 192 эскадрилья
 Япония
 Мексика
 Сингапур
Самолёты соединения VAW-115
 США
  • ВМС США
    • VAW-77 Ночные волки Night Wolfs
    • VAW-78 Fighting Escargot (расформирована)
    • VAW-88 Cottonpickers (расформирована)
    • VAW-110 Жар-птицы Firebirds (расформирована)
    • VAW-111 Graybirds (расформирована)
    • VAW-112 Золотые ястребы Golden Hawks
    • VAW-113 Чёрные орлы Black Eagles
    • VAW-114 Hormel Hawgs (расформирована)
    • VAW-115 Колокола свободы Liberty Bells
    • VAW-116 Короли солнца Sun Kings
    • VAW-117 Wallbangers
    • VAW-120 Серые ястребы Greyhawks
    • VAW-121 Голубые хвосты Bluetails
    • VAW-122 Steeljaws (расформирована)
    • VAW-123 Screwtops
    • VAW-124 Bear Aces
    • VAW-125 Tigertails
    • VAW-126 Морские ястребы Seahawks
    • VAW-127 морские летучие мыши Seabats (расформирована)

Боевое применение

Потери

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют модификации E-2C[16].

Технические характеристики

  • Экипаж: 5 человек (2 пилота, 3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)
  • Длина: 17,54 м
  • Размах крыла: 24,56 м
  • Высота: 5,58 м
  • Колея шасси: 5,93 м
  • База шасси: 7,06 м
  • Площадь крыла: 65,03 м²
  • Масса пустого: 17 265 кг
  • Масса максимальная взлётная: 23 556 кг
  • Запас топлива: 5624 кг
  • Двигатели:ТВД Эллисон T56-A-425, 2×3661 кВт (2×4910 л.с.)

Лётные характеристики

Ссылки

Литература

  • Кедров С. Большой небесный глаз. Самолёт радиолокационного дозора США "Хокай" E-2 // Крылья Родины. — М., 2000. — № 1. — С. 15-18. — ISSN 0130-2701.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2010. Архивировано 10 марта 2012 года.
  2. Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air).  (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.902 — 1556 p.
  3. E-2T/K Taiwan. Дата обращения: 25 января 2008. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Wyatt Olson. Crew safely bailed out of Navy plane before it crashed on Virginia coast (англ.). Stars and Stripes (31 августа 2020). Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 1 сентября 2020 года.
  5. Geoff Ziezulewicz. Navy E-2 Hawkeye crashes in Virginia (англ.). Navy Times[англ.] (31 августа 2020).
  6. Sam LaGrone. E-2C Hawkeye Crashes Near Wallops Island, Crew Recovered Safely (англ.). USNI News[англ.] (31 августа 2020). Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 1 сентября 2020 года.
  7. Gina Harkins. Navy E-2C Hawkeye Crew Found Safe After Plane Crashes in Virginia (англ.). Military.com[англ.] (31 августа 2020). Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 1 сентября 2020 года.
  8. Arun Mathew. U.S. Navy E-2C Hawkeye Aircraft Crashes Near Wallops Island, Crew Safe (англ.). DefPost (1 сентября 2020). Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  9. Norfolk-based E-2 Hawkeye Crashes, Two Injured, One Fatality (англ.). US Navy (30 марта 2022). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  10. Heather Mongilio. Navy Planning Salvage Efforts for E-2D Advanced Hawkeye Crash That Killed Sailor (англ.). USNI News[англ.] (31 марта 2022). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  11. Geoff Ziezulewicz. 1 dead, 2 injured in Navy Hawkeye crash off Virginia coast (англ.). Navy Times[англ.] (31 марта 2022).
  12. Clement Charpentreau. US Navy E-2 Hawkeye crashes off Virginia coast, 1 dead, 2 rescued (англ.). AeroTime Hub (31 марта 2022). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 31 марта 2022 года.
  13. Max Hauptman. Sailor killed, 2 injured in Navy radar plane crash in Virginia (англ.). Task & Purpose[англ.] (31 марта 2022). Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  14. 1 dead, 2 injured in crash of US Navy E-2D Hawkeye off Virginia (англ.). Defense Brief[англ.] (31 марта 2022).
  15. Harro Ranter. Accident Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye , 30 Mar 2022 (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  16. Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 187.