Grumman Gulfstream I
Gulfstream I | |
---|---|
Тип | бизнес-джет |
Производитель | Gulfstream |
Первый полёт | 14 августа 1958 года[1] |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Phoenix Air[2] |
Единиц произведено | 200 |
«Груммэн Гольфстрим I» (англ. Grumman Gulfstream I, внутреннее обозначение производителя — G-159) — турбовинтовой двухмоторный самолёт бизнес-класса, разработанный компанией Гольфстрим аэроспейс Корпорейшн. Опытный экземпляр совершил первый полёт 14 августа 1958 года.
Разработка
После первого отказа от идеи дальнейшего развития самолёта Grumman Widgeon, компания Gulfstream приняла решение о создании нового турбовинтового самолёта на базе палубного Grumman TF-1 Trader. Позднее выяснилось, что спрос на самолёты-амфибии низок и от этой идеи пришлось отказаться. Им был нужен совершенно новый дизайн с низким крылом. Команда под руководством инженера Верни Гарримана создала самолёт, оснащённый турбовинтовыми двигателями, герметичной кабиной, позволявшей стоять в полный рост. В июне 1957 года проект G-159 был завершён. G-159 получил название Gulfstream, и 14 августа 1958 года самолёт совершил первый полёт из Бетпейджа, штат Нью-Йорк. Но из-за отказа электросистемы самолёт приземлился через три с половиной минуты после взлёта. В июне 1959 года первый серийный самолёт поступил заказчику.
Gulfstream I приводится в действие двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart. Салон рассчитан на размещение до двадцати четырёх пассажиров.
Были разработаны различные модификации самолёта, в том числе военная версия C-4 Academe, TC-4 с дополнительными приборами и навигацией, VC-4A для Береговой охраной США, а также удлинённая модель G.159C, способная вместить до 38 пассажиров.
Серийное производство Gulfstream продолжалось до августа 1969 года.
Эксплуатанты
Военные эксплуатанты
Гражданские эксплуатанты
- Aberdeen Airways
- Birmingham European Airways
- Birmingham Executive Airways
- British Airways
- Capital Airlines
- Air North
- Air US
- Bonanza Air Lines
- Chaparral Airlines
- Coleman Air Transport
- NASA
- Phoenix Air
- Royale Airlines
- Scenic Air
- Southeast Airlines
- Susquehanna Airlines
Потери самолётов
На 14 мая 2020 года по данным Aviation Safety Network было потеряно 30 самолётов данной модели. В авиакатастрофах погибло 38 человек.[3][4]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
н.д. | 5Y-JET | Найроби | 0/н.д. | Получил серьёзные повреждения после жёсткой посадки. Происшествие, предположительно, могло произойти между 2001 и 2005 гг. |
11.07.1967 | N861H | 8 км от Ле-Сентер | 2/2 | Перегрев обоих двигателей вызвал пожар, а затем взрыв, в результате которого самолёт потерял управление и разбился. |
25.07.1967 | N205M | Гаррисберг | 0/8 | Выкатился за пределы ВПП во время сильного дождя. |
11.07.1975 | N71CR | Даллас | 0/9 | Совершил жёсткую посадку во время непогоды. |
15.10.1975 | 155723 | Черри Пойнт | 9/9 | Разбился сразу после взлёта из-за технических неполадок. |
24.09.1978 | N91G | Хьюстон | 0/20 | Отказ двигателя. Совершил жёсткую посадку. |
15.07.1983 | N68TG | Джонсон-Сити | 0/2 | Выкатился за пределы ВПП из-за отказа тормозом, врезался в насыпь и загорелся. |
31.05.1985 | N181TG | Нашвилл | 2/2 | Разбился во время взлёта из-за отказа двигателя. |
сентябрь 1985 | N720X | Аризона | н.д. | Потерян при невыясненных обстоятельствах. Использовался для контрабанды наркотиков. |
май 1988 | XB-CIJ | Юкатан | 0/н.д. | Совершил жёсткую посадку. |
июнь 1988 | YV-121CP | [[Кабимас| Кабимас]] | 0/н.д. | Получил серьёзные повреждения после столкновения с коровой. |
13.11.1988 | N750BR | Нидернберг | 0/2 | Совершил аварийную посадку на поле после остановки двигателей, вызванной некачественным топливом. |
декабрь 1989 | HK-3330X | Панама | 0/0 | Уничтожен в ходе вторжения США в Панаму. |
05.02.1990 | HK-3315 | Ибаге | 15/15 | Столкновение с горой. |
02.05.1990 | HK-3316X | Монтерия | 0/6 | Выкатился за пределы ВПП. |
23.08.1990 | N80RD | Хьюстон | 3/15 | Разбился при взлёте из-за потери мощности одного двигателя, вызванной неисправностью топливного насоса. |
11.10.1990 | XB-ESO | Сакапу | 0/13 | Выкатился за пределы ВПП и врезался в деревья. |
22.06.1992 | I-MDDD | Пантеллерия | 0/18 | Прерванный взлёт. Сошел с полосы во время сильного бокового ветра и получил серьёзные повреждения. |
28.06.1994 | F-GIIX | Лион | 0/27 | Сгорел после жёстко посадки. |
02.08.1996 | N190LE | Луби | 0/2 | Совершил жёсткую посадку. |
19.11.1996 | C-GPTA | Торонто | 0/0 | Сгорел во время технического обслуживания. |
19.02.1998 | 5Y-BMR | Могадишо | 0/23 | Выкатился за пределы ВПП. |
19.07.2000 | C-GNAK | 22 км от Линнеуса | 2/2 | Разбился из-за отказа двигателя. |
28.07.2000 | C-GPTG | Монреаль | 0/2 | Совершил жёсткую посадку из-за проблем с шасси. |
24.01.2003 | 5Y-EMJ | Бусиа | 3/12 | Разбился сразу после взлёта. На борту находились члены правительства, в том числе премьер-министр Кении Джордж Ханири. В катастрофе погибли два члена экипажа и министр труда Ахмад Мохаммед Халиф[5]. Расследование показало, что самолёт был перегружен. Помимо этого, документы на самолёт были подделаны. На него устанавливались несертифицированные детали, а обслуживающий персонал для этого воздушного судна не был обучен и лицензирован. Самолёт был поврежден в нескольких авариях и подлежал списанию[6]. |
26.09.2005 | н.д. | Сан Андреас | 0/0 | Уничтожен, так как использовался для нелегальной перевозки кокаина. |
13.02.2006 | YV-903CP | Эль-Петен | 2/2 | Пропал. Использовался для контрабанды наркотиков. |
03.06.2006 | N183K | Некокли | н.д. | Борт использовался для контрабанды наркотиков. Атакован колумбийскими войсками. Совершил вынужденную посадку. Экипаж скрылся. |
20.06.2012 | 9Q-CIT | Пвето | 0/н.д. | Совершил жёсткую посадку. |
22.03.2013 | 9Q-CTC | Джолу | 0/6 | Потерпел аварию из-за плохого состояния полосы. |
Тактико-технические характеристики[1]
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: 10-24 человек
- Длина: 19,43 м
- Размах крыла: 23,93 м
- Высота: 6,93 м
- Площадь крыла: 56,70 м²
- Масса пустого: 9 934 кг
- Максимальная взлётная масса: 15 921 кг
- Двигатели: 2× ТВД Rolls-Royce Dart 529
- Тяга: 2× 1 630 кВт
Лётные характеристики
- Крейсерская скорость: 560 км/ч
- Практическая дальность: 4 088 км
- Практический потолок: 10 241 м
- Скороподъёмность: 9,7 м/с
Ссылки
- ↑ 1,0 1,1 Taylor 1965, p.238.
- ↑ Flight International, 3–9 October 2006
- ↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Grumman G-159 Gulfstream I . Дата обращения: 24 июля 2012. Архивировано 14 ноября 2005 года.
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results . aviation-safety.net. Дата обращения: 14 мая 2020. Архивировано 11 мая 2015 года.
- ↑ В Кении разбился самолет с министрами правительства . NEWSru.com (24 января 2003). Дата обращения: 15 мая 2020. Архивировано 31 мая 2021 года.
- ↑ Harro Ranter. ASN Aircraft accident Grumman G-159 Gulfstream I 5Y-EMJ Busia . aviation-safety.net. Дата обращения: 15 мая 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.