Aérospatiale Alouette II
SA.313 / SA.318 Alouette II | |
---|---|
Тип | вертолёт общего назначения |
Разработчик | Sud Aviation |
Производитель |
Sud Aviation Aérospatiale |
Первый полёт | 12 марта 1955 |
Начало эксплуатации | 2 мая 1957 |
Статус | эксплуатируются отдельные экземпляры |
Эксплуатанты |
Армия Франции Сухопутные войска Германии |
Годы производства | 1956-1975 |
Единиц произведено | более 1300 |
Варианты | Sud-Aviation Lama |
Aérospatiale Alouette II — французский многоцелевой вертолёт. Разработан и производился предприятием Sud Aviation, позже — Aérospatiale, серийный выпуск — 1956—1975 гг. Выпущено более 1300 вертолётов. Alouette II стал первым в мире серийным вертолётом с газотурбинным двигателем. Использовался как в вооруженных силах (в качестве разведывательного, связного, тренировочного, противотанкового), так и в гражданской авиации для решения задач общего назначения.
Разработка и производство
Разработка вертолета велась в рамках государственного контракта. Компания SNCASE представила на конкурс прототип X.310G с газотурбинной силовой установкой — двигателем Turboméca Artouste. Первый полет новой машины, обозначенной как SE 3130, был выполнен 12 марта 1955 года; было принято решение о запуске вертолета в серийное производство.
Первые производственные серии строились для французских заказчиков (военных и гражданских). По лицензии вертолет выпускался также в Бразилии, Швеции, Индии, и США.
Конструкция
Вертолёт классической схемы с рулевым винтом. Несущий винт — трехлопастный. Хвостовая балка — ферменной конструкции. Силовая установка — турбовальный двигатель. Шасси полозковое.
Эксплуатация и боевое применение
Вертолет эксплуатировался в 80 странах, в 47 из них — военными ведомствами.
Применялся Израилем в войне на истощение в 1969-1970-х годах. Например, 19 апреля 1970 года израильский Alouette II был направлен для захвата сбитого египетского лётчика. Возле Порт-Тауфика вертолёт был неверно опознан и сбит огнём израильских пехотинцев[1].
Модификации
- SE 3130 Alouette II – Ранняя модификация с двигателем Turbomeca Artouste II (400 л.с. / 300 кВт) на взлёте, максимальная взлётная масса 1500 кг.[2][3]
- SE 313B Alouette II – SE 3130 с двигателем Turbomeca Artouste IIC5 или IIC6 (400 л.с. / 300 кВт), максимальная взлётная масса увеличена до 1600 кг.[2][3]
- SE 3131 Gouverneur – улучшенная представительская модификация с закрытой хвостовой балкой,[4] от которой отказались, предпочтя Alouette III.[5]
- SE 3140 Alouette II – Проект, предполагалась установка двигателя Turbomeca Turmo II (400 л.с. / 298 кВт). Не строился.
- HKP 2 Alouette II – лицензионный выпуск SE 3130 в Швеции
- SA 3180 Alouette II Astazou – двигатель Turbomeca Astazou IIA или IIA2 (мог выдавать 523 л.с. / 390 кВт на взлёте и 473 л.с. / 353 кВт в рабочем режиме, дефорсированный до 400 л.с. / 300 кВт из-за особенностей передачи на ротор, максимальная взлётная масса 1500 кг.[2][3][6]
- SA 318B Alouette II Astazou – SA 3180 с максимальной взлётной массой, увеличенной до 1600 кг.[2][3][6].
- SA 318C Alouette II Astazou – SA 3180 с максимальной взлётной массой, увеличенной до 1650 кг[2][3][6].
- SA 315B Lama – разработан под требования индийских вооруженных сил для работы в условиях жаркого климата и высокогорья; комбинация силовой установки Artouste и ротора от Alouette III с усиленным силовым набором Alouette II.
- Republic Lark: Предполагавшийся выпуск в США компанией Republic Aircraft, турбовальный двигатель AiResearch TSE-331-7 (600 л.с. / 447 кВт)[7].
Лётно-технические характеристики (SE 313B Alouette II)
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 чел.
- Пассажировместимость: 4 чел.
- Длина: 9,66 м ( со сложенными лопастями
- Диаметр несущего винта: 10,20 м
- Высота: 2,75 м
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 81,70 м²
- Масса пустого: 895 кг
- Максимальная взлётная масса: 1 600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: (580 л.)
- Силовая установка: 1 × ГТД Turbomeca Artouste IIC6
- Мощность двигателей: 1 × 530 л.с. (дефорсированный)
(1 × 400 кВт (дефорсированный))
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 185 км/ч
- Крейсерская скорость: 170 км/ч
- Практическая дальность: 565 км (с полным баком)
- Перегоночная дальность: (4,1 ч.)
- Практический потолок: 7 500 м
- Скороподъёмность: 4,2 м/с
Эксплуатанты
Современные
Исторические
- ВВС Франции[13]
- Сухопутные войска Франции[14]
- Авиация ВМС Франции[15]
- Национальная жандармерия Франции[16]
- Securite Civile[17][18]
- ВВС Катанги[35]: 1.
- ВВС Зимбабве[46]: бывшие родезийские
- ВВС Румынии[47]: 2 вертолёта YR-ALA (борт 74) YR-ALB (76) из состава 50-й транспортной авиационной флотилии, базирующейся в Отопень.
См. также
списки:
Примечания
- ↑ "Война на истощение". Египетская граница. 1970 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июля 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Federal Aviation Administration (FAA). Type Certificate Data Sheet No. 7H1 (10 January 2014). Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 3 сентября 2021 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Direction Générale de l'Aviation Civile (DGAC). Fiche de Navigabilité No. 24 (фр.) ? (May 1977). Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ "Business and Touring Aircraft: Sud-Aviation" Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine. Flight, 11 October 1957, p. 585.
- ↑ "Helicopters of the World:SE.3160 Alouette III" Архивная копия от 4 ноября 2018 на Wayback Machine. Flight, 15 May 1959, p. 684.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 European Aviation Safety Agency (EASA). Type Certificate Data Sheet No. EASA.R.124 (14 February 2017). Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
- ↑ Wilkinson, Paul H. Aircraft engines of the World 1964/65. — 20th. — London : Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., 1964. — P. 43.
- ↑ Ми-2 . Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 1 июля 2018 года.
- ↑ Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2
- ↑ World Air Forces 2018 . Flightglobal Insight (2018). Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано 6 февраля 2018 года.
- ↑ emniyetgm. Havacılık Daire Başkanlığı Polis Helikopteri, Gölbaşı/Ankara,1990 #Tbt. [твит] (англ.). Твиттер (14 March 2019). Дата обращения: 22 ноября 2020.
- ↑ polis . Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 19 октября 2019 года.
- ↑ Armée de l'air Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ Aviation légère de l'armée de Terre Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 56 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 декабря 2014 года.
- ↑ World Helicopter Market pg. 51 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 12 июля 2019 года.
- ↑ L'HISTORIQUE DE LA SECURITE CIVILE . helisecours.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 декабря 2014 года.
- ↑ Securite Civil Sud-SA-318C . Demand Media. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ӧstereichische Luftstreitkräfte SE3130 Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ Aviation légère de la force terrestre Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ Gendarmerie Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg. 328 . Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 29 июля 2018 года.
- ↑ Jowett, Philip. Modern African Wars (5): The Nigerian-Biafran War 1967-70. — Oxford : Osprey Publishing Press, 2016. — P. 18. — ISBN 978-1472816092.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 World Air Forces 1971 pg. 924-925 . Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ Army Air Corps Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 1 сентября 2016 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 59 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 декабря 2014 года.
- ↑ World Air Forces 1975 pg. 298 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ Heeresflieger Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 1 сентября 2016 года.
- ↑ Bundespolizei Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 1 сентября 2016 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 50 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg. 333 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 7 марта 2016 года.
- ↑ 32,0 32,1 World Air Forces 1981 pg. 347 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ World Air Forces 1975 pg. 302 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg.329 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ Congo, Part 1; 1960–1963 . ACIG (2003). Дата обращения: 9 августа 2013. Архивировано 11 ноября 2014 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg. 332 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg. 351 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 6 марта 2016 года.
- ↑ World Air Forces 1971 pg. 932 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 16 апреля 2014 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 68 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 21 июля 2015 года.
- ↑ World Air Forces 1975 pg. 305 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ World Air Forces 1975 pg. 305 . flightglobal.com. Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано 17 июля 2018 года.
- ↑ Koninklijke Luchtmacht SA 313 . Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 13 августа 2016 года.
- ↑ World Air Forces 2013 . Flightglobal Insight (2013). Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 2 ноября 2013 года.
- ↑ 44,0 44,1 Força Aérea Portuguesa Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 1 сентября 2016 года.
- ↑ Nelson, Harold. Zimbabwe: A Country Study. — P. 237–317.
- ↑ Air Force of Zimbabwe Aircraft Types . Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 17 февраля 2020 года.
- ↑ Alouette II (рум.). Aripi Argintii. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 81 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 1 февраля 2014 года.
- ↑ World Air Forces 1981 pg.330 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 23 августа 2019 года.
- ↑ Schweizer luftwaffe Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
- ↑ World Air Forces 1987 pg. 91 . flightglobal.com. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 1 июля 2018 года.
- ↑ Suid-Afrikaanse Lugmag Alouette II . Дата обращения: 12 марта 2013. Архивировано 18 июля 2022 года.
Источники, ссылки
- «Helicopters in Europe: Fourteen Different Types Seen at Paris». Flight, 8 July 1955, pp. 54–55.
- Taylor, John W. R. Jane’s All The World’s Aircraft 1966-67. London: Sampson Low, Marston & Company, 1966.
- Boyne, Walter. "How the Helicopter Changed Modern Warfare." Pelican Publishing Company, 2011. ISBN 1-58980-700-6.
- Cocks, Kerrin. "Rhodesian Fire Force 1966–80." Helion and Company, 2015. ISBN 1-91029-405-5.
- McGowen, Stanley S. Helicopters: An Illustrated History of their Impact. Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2005. ISBN 1-85109-468-7.
- (n.d.) «Pentagon Over the Islands: The Thirty-Year History of Indonesian Military Aviation». Air Enthusiast Quarterly (2): 154–162. ISSN 0143-5450.