Aermacchi M-346
M-346 | |
---|---|
Тип | учебный / лёгкий штурмовик |
Производитель | Alenia Aermacchi |
Первый полёт | 15 июля 2004 года |
Начало эксплуатации | 15 ноября 2011 года[1] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты |
Военно-воздушные силы Италии Военно-воздушные силы Израиля Воздушные силы Польши Вооружённые силы Сингапура Военно-воздушные силы Греции Военно-воздушные силы Нигерии Военно-воздушные силы Египта Военно-воздушные силы и войска ПВО Туркмении Военно-воздушные силы Азербайджана[2] |
Годы производства | с 2010 |
Единиц произведено | 82 серийных самолёта (2022) |
Стоимость единицы | $20 млн |
Базовая модель | Як-130 |
M-346 — современный итальянский учебно-тренировочный самолёт (УТС). Первоначально разрабатывался совместно российским ОКБ им. А. С. Яковлева и итальянской L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов: Aermacchi построили УТС M-346, а ОКБ им. Яковлева — учебно-боевой самолёт Як-130. За L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолёта во всём мире, за исключением СНГ (включая Россию).
После постройки двух прототипов третий предсерийный образец M-346 LRIP00 поднялся в воздух с аэродрома Венегоно в понедельник, 7 июля 2008 года. Был представлен на международном авиасалоне в Фарнборо июле 2008 года.
Применение в его конструкции композитных материалов и титана позволило уменьшить массу на 700 кг по сравнению с исходным прототипом, что улучшило характеристики аппарата.
Самолёт предназначен для углублённой лётной подготовки пилотов и способен развивать скорость до 1060 км/час. На M-346 установлено два турбовентиляторных двигателя Honeywell F124-GA-200[англ.]. В состав оборудования самолёта входят три цветных дисплея в кабине пилотов, комплект БРЭО Alenia Difesa, катапультируемое кресло Martin Baker/SICAMB: Mk.16. В боевой версии способен нести нагрузку массой до 3000 кг на 9 узлах подвески.
Технические характеристики
Источник данных: официальный сайт Leonardo [3]
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 11,49 м
- Размах крыла: 9,72 м
- Высота: 4,76 м
- Площадь крыла: 23,52 м²
- Масса пустого: 4610 кг
- Нормальная взлётная масса: 6700 кг
- Максимальная взлётная масса: 9500 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1875 кг
- масса топлива в ПТБ: 3 ПТБ × 465 кг
- Объём топливных баков:
- внутренних: 2335 л
- ПТБ: 3 × 580 л
- Силовая установка: 2 × ТРДД Honeywell F124-GA-200[англ.]
- Тяга: 2 × 2850 кгс
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1060 км/ч
- Практическая дальность:
- со 100 % топлива: 2000 км
- с 3 ПТБ: 2700 км
- Практический потолок: 13 700 м
- Скороподъёмность: 112 м/с (6705 м/мин)
- Нагрузка на крыло: 285 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,84
- Длина разбега: 420 м
- Длина пробега: 550 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g
- Вооружение
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: 3000 кг
На вооружении
- Италия - ВВС Италии имеют 18 самолётов в эксплуатации, по состоянию на 2020 год[4]. Ещё четыре самолёта используются Международной школой лётной подготовки (управляемой ВВС Италии и компанией Leonardo).
- Сингапур — Вооружённые силы Сингапура имеют 12 единиц, по состоянию на 2016 год[5]
- Израиль — ВВС Израиля имеют 30 единиц по состоянию на 2016 год[6]. Все 30 самолётов были заказаны в 2012 году[7]
- Польша — ВВС Польши имеют 12 самолётов в эксплуатации по состоянию на 2022 год. Ещё 4 самолёта заказано.[8][9]
- Азербайджан — в 2021 году ВВС Азербайджана заказали 15 самолётов M-346, в каких модификациях заказанны машины пока что неизвестно.[10][нет в источнике][11]
- Туркмения — ВВС Туркмении имеют 6 самолётов в эксплуатации (4 M-346FA и 2 M-346FT/DR) по состоянию на 2022 год[12][13].
- Египет — ВВС Египта планируют заказать 24 самолёта.[14][15][16][17][18]
- Нигерия — в 2021 году ВВС Нигерии заказали 12 самолётов M-346FA. Имеется опцион ещё на 12 машин.[19][20]
- Греция — в 2021 году ВВС Греции заказали у Израиля 10 самолётов M-346 из состава ВВС Израиля.[14][21]
Лётные происшествия
18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на «Дубай Эйршоу», разбился после отлёта из Дубая в Италию.[22][23]
11 мая 2013 года ещё один самолёт разбился спустя 20 минут после взлёта из-за неполадок с двигателем.[24]
Сравнение с аналогами
Як-130[25] | Aermacchi M-346[26] | BAE Hawk T2 (Mk. 128) LIFT[27] | Hongdu L-15[28][29] | Aero L-159 ALCA[30] | KAI T-50 Golden Eagle[31] | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Стоимость единицы, USD | ~15 млн (на экспорт) ~7 млн (для ВС РФ)[32] | ~30—35 млн | 29—33 млн | ~10 млн | 10—12 млн | ~25 млн |
Принят на вооружение, год | 2010 | 2011 | 2009 | 2013 | 2001 | 2007 |
Годы производства | c 2009 | с 2010 | н/д | c 2012 | 1997—2003 | c 2005 |
Размах крыла, м | 9,84 | 9,72 | 9,94 | 9,48 | 9,54 | 9,45 |
Длина, м | 11,49 | 11,49 | 12,43 | 12,27 | 12,72 | 13,14 |
Масса пустого, кг | 4600 | 4600 | 4480 | 4960 | 4350 | 6470 |
Макс. взлётная масса, кг | 10 290 | 10 200 | 9100 | 9500 | 8000 | 12 300 |
Боевая нагрузка, кг | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2700 | 3740 |
Практический потолок, м | 12 500 | 13 700 | 13 500 | 16 000 | 13 200 | 14 630 |
Макс. скорость, км/ч | 960 (1060 без подвесок[33]) | 1060 | 1030 | 1479 | 936 | 1640 |
Дальность без ПТБ, км | 2000[34] | 2000 | 2500 | 3100 | 1600 | 1851 |
Двигатель | 2 × ТРД АИ-222-25 | 2 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-200 | 1 × ТРД Rolls-Royce Adour Mk. 951 | 2 × ТРД АИ-222-25Ф | 1 × ТРД Honeywell F124-GA-100 | 1 × ТРД General Electric F404 |
Макс. тяга двигателя, кН | 2 × 24,7 | 2 × 27,8 | 1 × 29,0 | 2 × 24,7 (41,2) | 1 × 28,2 | 1 × 53,07 (78,7) |
Произведено | более 160[35] | 49 | 72 | 99 | ||
Заказано | более 160[35] | 57 |
См. также
- Як-130
- Hawker Siddeley Hawk
- Hongdu L-15
- KAI T-50 Golden Eagle
- Aero L-159 Alca
- Boeing T-45 Goshawk
- AIDC AT-3
Примечания
- ↑ Минобороны Италии приняло первый УТС М-346 «Мастер» . Дата обращения: 18 февраля 2012. Архивировано 24 января 2012 года.
- ↑ Polkovnik Namiq İslamzadə: Azərbaycan Hərbi Hava Qüvvələri arsenalını beşinci nəsil döyüş təyyarələri ilə gücləndirir (азерб.) // azertag.az. — 2020. — 27 fevral. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ Брошюра M-346 (недоступная ссылка)
- ↑ The Military Balance 2020,p.120
- ↑ The Military Balance 2016,p.288
- ↑ The Military Balance 2016,p.335
- ↑ The Military Balance 2016,p.362
- ↑ Polish Air Force M346 delivery Архивная копия от 17 января 2021 на Wayback Machine // scramble.nl
- ↑ Poland exercises approximately 130 million euro option for four additional M-346 Advanced Jet Trainers Архивная копия от 17 декабря 2018 на Wayback Machine // Leonardo — Aerospace, Defence and Security
- ↑ news, 1st. ВВС Азербайджана презентовали реактивный самолёт нового поколения M-346 – ФОТО (рус.). Архивировано 10 мая 2017 года. Дата обращения 11 мая 2017.
- ↑ Истребители с запахом нефти: Баку закупит самолëты у крупнейшего торгового партнëра Архивная копия от 26 октября 2021 на Wayback Machine // Eadaily.com, 26 окт 2021
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 20 декабря 2020. Архивировано 16 января 2021 года.
- ↑ Il Turkmenistan acquista in Italia Архивная копия от 19 апреля 2021 на Wayback Machine // Maggio 24, 2020
- ↑ 14,0 14,1 GDC Italian Leonardo Scored Major M-346 Trainer Deal From Egypt, Greece, Poland and Turkmenistan (англ.) ?. Global Defense Corp (29 августа 2021). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 29 августа 2021 года.
- ↑ Egypt−Italy defence sales navigate a complex course . Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
- ↑ Egypt, Italy, Eurofighter Typhoons and M-346 trainers (8 February 2021). Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 13 августа 2021 года.
- ↑ EGYPT : Egyptian Air Force in the market for new training aircraft - 01/03/2021 (March 2021). Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
- ↑ Italy-Egypt to sign mega defence deal soon . Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
- ↑ Nigeria Ordered 24 M-346FA Aircraft Worth $1.2 Billion (7 May 2021). Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
- ↑ Nigeria to Buy M-346, Official Says | Aviation Week Network . Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
- ↑ Greece okays $1.68 billion defense deal with Israel . Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 17 декабря 2021 года.
- ↑ Alenia Aermacchi M-346 crashes in UAE . Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано 29 декабря 2011 года.
- ↑ Первый серийный УБС М-346 «Мастер» потерпел аварию . Дата обращения: 18 февраля 2012. Архивировано 16 апреля 2014 года.
- ↑ Разбился итальянский самолёт М-346, лётчик катапультировался . Дата обращения: 22 мая 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
- ↑ Як-130 на сайте производителя . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 10 июля 2020 года.
- ↑ М-346 на сайте производителя . Дата обращения: 17 декабря 2017. Архивировано 22 декабря 2017 года.
- ↑ Hawk Mk127 / Mk128 LIFT Lead-In Fighter Trainer, United Kingdom . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 4 августа 2020 года.
- ↑ Hongdu L-15 Supersonic Trainer / Attack Aircraft, China . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 23 мая 2020 года.
- ↑ Hongdu L-15 Falcon . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
- ↑ L-159 на сайте производителя (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 декабря 2017. Архивировано 4 декабря 2017 года.
- ↑ T-50 Golden Eagle, South Korea . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 6 октября 2006 года.
- ↑ Минобороны купит полсотни Як-130 за десять лет: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Самолёты Як-130 в войсках получат лазерные дальномеры
- ↑ Официальный сайт ОКБ ЯК . Дата обращения: 1 ноября 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
- ↑ 35,0 35,1 Россия подписала контракты на поставку за рубеж около ста Як-130 | Военное обозрение . militaryreview.ru. Дата обращения: 6 октября 2019. Архивировано 6 октября 2019 года.