Saab 35 Draken

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Saab 35 Draken
Тип истребитель
Разработчик Швеция SAAB
Производитель SAAB
Начало эксплуатации 1960 год[1]
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты ВВС Швеции
ВВС Австрии
ВВС Дании
ВВС Финляндии
Единиц произведено 651[2]

Сааб 35 «Дракен» (швед. Saab 35 Draken, draken — воздушный змей/дракон) — шведский сверхзвуковой истребитель. Разработан компанией SAAB в середине 1950-х годов для замены истребителя Saab 29 Tunnan. В 1960 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 1998 года.[3] Поставлялся на экспорт в Австрию, Данию и Финляндию.[3] Отличительная особенность «Дракена» — крыло Бартини — необычное треугольное крыло двойной стреловидности.

История создания

Проект «1200», начавшийся в 1949 году, имел целью создание истребителя-перехватчика для замены истребителя Saab 29 Tunnan. В 1950-х годах советская внешняя разведка получила проект истребителя Saab 35 Draken благодаря действиям полковника ВВС Швеции Стига Веннерстерёма, позже осуждённого за шпионаж.

Модификации

J 35A

Истребитель-перехватчик. Всего, в период с 1959 г. по 1961 г. было произведено 90 машин этой версии. Начиная с 63-го самолёта, на них стали устанавливать усовершенствованную форсажную камеру, что потребовало увеличения длины хвостовой части фюзеляжа и изменения конструкции шасси. С того времени самолёты получили дополнительную хвостовую стойку шасси с двумя колесами. Самолёты оснащались французской системой управления огнём Thomson CSF Cyrano.

J 35B

Истребитель-перехватчик, с возможностью применения в качестве истребителя-бомбардировщика. Выпускался в период с 1962 г. по 1963 г. Всего выпущено 73 самолёта. Внешне практически не отличался от «длиннохвостых» J 35А поздних выпусков. Основные отличия: возможность оснащения бомбами и НУРС, оснащение шведской интегрированной системой ведения воздушного боя «STRIL[en] 60», установка шведского радара PS-03.

Sk 35C

Двухместная учебно-тренировочная версия самолёта. Всего было произведено 26 самолётов путём модификации 25-и ранних «короткохвостых» J 35A и одного прототипа. Учебно-тренировочные самолёты имели минимальное вооружение.

J 35D

Истребитель-перехватчик, дальнейшее развитие версий J 35A и J 35B. Производился в период с 1963 г. по 1964 г. Произведено 120 машин. Основное отличие от предыдущих версий — более мощный и современный двигатель Rolls-Royce Avon 300 (RM 6C).

S 35E

Самолёт-разведчик. Производился с 1963 г. по 1968 г. Всего было произведено 60 самолётов, из них 28 — модифицированные J 35D. У самолёта полностью отсутствовало вооружение и не устанавливался радар. На освободившееся место монтировалось фотооборудование.

J 35F

Истребитель-перехватчик. Дальнейшее развитие версии J 35D. Производился с 1965 г. по 1972 г. Всего произведено 230 машин. Эта версия оснащалась улучшенными системами электроники и авионики, в том числе интегрированными системами навигации, целеуказания и управления оружием. Для установки электронных систем пришлось отказаться от одной из пушек в левой корневой части крыла. Боезапас оставшейся пушки был увеличен до 100 снарядов.

J 35J

J35J Draken на ежегодном авиашоу в городе Уппсала (2022)

В 1985 году правительство Швеции заказало модернизацию самолётов J 35F до нового современного стандарта J 35J. Всего в период с 1987 г. по 1991 г. модернизацию прошли 67 самолётов. Модернизированный самолёт был оснащен новым радаром, инфракрасным датчиком, системой распознавания «свой-чужой» и т. п. Визуально он отличался от предыдущей версии наличием двух дополнительных пилонов под крыльями.

Saab 35H

Экспортный вариант, предлагавшийся для поставок в Швейцарию. Ни одного самолёта не было продано.

Saab 35XD

Экспортный вариант для ВВС Дании

Saab 35XS

Истребитель для ВВС Финляндии. Машинокомплекты производились на заводе Saab, а затем собирались по лицензии в Финляндии на заводе Valmet. Всего было собрано 12 самолётов.

Saab 35Ö

В середине 1980-х Saab выкупил у ВВС Швеции 24 истребителя J 35D и модифицировал их до версии Saab 35Ö. Впоследствии, эти самолёты были поставлены в ВВС Австрии.

Состоял на вооружении

 Швеция

ВВС Швеции

 Австрия

ВВС Австрии

 Дания

ВВС Дании

 Финляндия

ВВС Финляндии[2]

Тактико-технические характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 15,35 м
  • Размах крыла: 9,42 м
  • Высота: 3,89 м
  • Площадь крыла: 49,22 м²
  • Масса пустого: 7865 кг
  • Масса максимальная взлётная: 16 000 кг
  • Двигатель: 1 × Volvo Flygmotor RM 6C турбореактивный с форсажной камерой
    • Тяга: 56,5 кН (12,787 lbf)
    • Тяга форсажная: 78,4 кН (17,637 lbf)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2,2 М[6]
  • Дальность полёта: 3250 км с подвесными топливными баками
  • Практический потолок: 18 000 м
  • Нагрузка на крыло: 231,6 кг/м²
  • Длина ВПП для взлета: 800 м

Вооружение

  • Пушки: 1× или 2×30 мм M-55 пушки ADEN по 100 снарядов на пушку
  • Точки подвески: для подвесных топливных баков весом до 2900 кг или следующего вооружения:
    • НУР: 2×75 мм «воздух-земля» под фюзеляжем или 12×135 мм ракеты на шести подкрыльевых пилонах
    • Управляемые ракеты: Rb 24, Rb 27 или Rb 28 «воздух-воздух»
    • Бомбы: 55-, 220-, 500-, и 1000-фунтовые бомбы

Примечания

  1. Swedish military aircraft type descriptions (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 ноября 2010. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Peter Suciu. The Saab 35 Supersonic Fighter Was Built to Battle Russia in the Sky (англ.) ?. 19FortyFive (22 апреля 2022). Дата обращения: 12 мая 2022. Архивировано 23 апреля 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Saab 35 Draken, an overview (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 ноября 2010. Архивировано 16 марта 2012 года.

Литература

  • Роман В. Старенький «Дракон» предпенсионного возраста // Крылья Родины. — М., 1995. — № 6. — С. 21-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки