ATR 72

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ATR 72
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Франция / Италия ATR
Производитель Франция / Италия ATR
Первый полёт 27 октября 1988 года
Начало эксплуатации 27 октября 1989 года (Finnair)
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты Индонезия Wings Air (67)
Индия IndiGo (35)
Бразилия Azul Brazilian Airlines (33)
Новая Зеландия Air New Zealand (29)
Россия Utair (15)[1]
Флаг России КрасАвиа (2)[2]
Годы производства 1988 — н.в.
Единиц произведено 1000 (17 июля 2018 года)[3]
Базовая модель ATR 42

ATR 72 — турбовинтовой среднемагистральный пассажирский самолёт производства франко-итальянского концерна ATR (фр. Avions de Transport Régional). Самолёт предназначен для перевозки до 74 пассажиров одного класса на расстояние до 1300 км и управляется двумя пилотами.

Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.

Разработка

Семейство ATR в трёх проекциях

Первое упоминание о данном ВС датируется 1985 годом. Первая из трёх опытных машин поднялась в воздух 27 октября 1988 года. Самолёт построен на базе ATR 42. Основные изменения — удлинение фюзеляжа на 4,5 метра и новые, в основном композитные, консоли увеличенного размаха. Также был увеличен запас авиатоплива. Базовый вариант ATR 72-100 выпускался с двигателями PW124B, вариант ATR 72-200 выпускался c новым пятилопастным винтом.

ATR 72-210 выпускался с силовой установкой PW127 от ATR 42-500.

В 2007 году консорциум ATR сообщил о версии 72-600. Прототип впервые взлетел 24 июля 2009 года.

Особенности конструкции

Пассажиры попадают на борт через заднюю дверь. Передняя дверь используется для загрузки багажа пассажиров. Однако Finnair заказала вариант ATR 72 с передней пассажирской дверью для возможности пользоваться телескопическими трапами в аэропорту Хельсинки-Вантаа.

С целью облегчения самолёта и упрощения конструкции на ATR72 конструктивно отсутствует ВСУ. Для обеспечения энергией на стоянке запускается правый двигатель, при этом воздушный винт не вращается (так называемый режим «Hotel Mode»). На техобслуживании самолёта двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равномерную выработку ресурса.

Модификации

ATR 72-100

Два подтипа были обозначены серией −100.

  • ATR 72-101 — начальный вариант, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney PW124B сертифицирован в сентябре 1989.
  • ATR 72-102 — вариант, оснащённый PW124B, сертифицирован в декабре 1989.

ATR 72-200

ATR 72-200F FedEx

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW124B с новыми пятилопастными воздушными винтами.

  • ATR 72-201
  • ATR 72-202

ATR 72-210

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW127 с пятилопастными воздушными винтами.

ATR 72-500

Взлёт ATR 72-500 а/к Israir
ATR 72-500 Wings Air

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования и новыми двигателями типа Pratt & Whitney PW127F или PW127М с шестилопастными воздушными винтами.

ATR 72-600

ATR 72-600 Azul Brasilian Airlines
ATR 72-600 Air New Zealand Link

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования. Самолёты 600-й серии построены на базе 500-й. Серия была анонсирована в октябре 2007 года. Прототип ATR 72-600 совершил первый полёт 24 июля 2009 года. Первые поставки были запланированы на вторую половину 2010 года.

ATR 72-600 включает в себя несколько усовершенствований. В качестве силовой установки выступают двигатели PW127M, обеспечивающие дополнительные 5% мощности во взлётном режиме (если это требуется по условиями взлёта). Кабина пилотов оборудована пятью ЖК-экранами (в предыдущих версиях EFIS они были доступны опционально). Многоцелевой компьютер (MPC) призван повысить уровень безопасности полётов и расширить эксплуатационные возможности. Авионика производства Thales Group обеспечивает соответствие требованиям к навигационным характеристикам. В список улучшений также входят более лёгкие пассажирские кресла и увеличенные багажные полки. В декабре 2015 года Европейское агентство авиационной безопасности утвердило новую компоновку салона, что позволило увеличить максимальную пассажировместимость с 74 до 78 человек.

Примечание: Согласно «ATR42 & 72 Техническим спецификациям Сертификат Типа EASA TCDS 084, Iss 3» от 17 октября 2012 года, названия «ATR 72–500» и «ATR 72–600» являются маркетинговыми обозначениями изготовителя модели самолёта «72-212A».

Лётно-технические характеристики (72-500)

Технические характеристики

(2 × 1 864 кВт (взл. 2 051 кВт))

Лётные характеристики

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 31 октября 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 34 самолётов ATR 72[5]. ATR 72 пытались угнать 1 раз, при этом никто не погиб[6]. Всего в этих происшествиях погибли 398 человек.

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
31.10.1994 Соединённые Штаты Америки N401AM Соединённые Штаты Америки Розлон 68/68 Обледенение, потеря управления при ожидании захода на посадку. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающее нарастание ледяной корки на элеронах при определённых метеоусловиях. После расследования и испытаний American Eagle Airlines и Delta Connection перестали использовать ATR 72 в районах с холодным климатом.
08.12.1994 Габон F-OHOC Габон Ойем 0/21 При посадке отклонился от оси ВПП, столкновение с деревьями.
30.01.1995 Китайская Республика (Тайвань) B-22717 Китайская Республика (Тайвань) Тайбэй 4/4 Грузовой рейс. Столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. Расследование выявило, что катастрофа была вызвана накоплением льда вокруг основных компонентов самолёта, что привело к потере управления.
21.12.2002 Китайская Республика (Тайвань) B-22708 Китайская Республика (Тайвань) Пэнху 2/2 Грузовой рейс. Потеря скорости при подходе к аэропорту, упал в воду.
09.05.2004 Соединённые Штаты Америки N438AT Пуэрто-Рико Сан-Хуан 0/26 Грубая посадка с «козлением», выкат с ВПП.
06.08.2005 Тунис TS-LBB Италия Палермо 16/39 Посадка на воду из-за нехватки топлива (установлен топливомер от другого типа).
11.03.2006 Индия VT-DKC Индия Бангалор 0/44 Грубая посадка, самолёт продан на запчасти а/к Airlinair (Франция).
01.07.2007 Индия VT-JCE Индия Индаур 0/49 Посадка с перелётом и «козлением» при сильном дожде, выкат с ВПП.
19.02.2008 XY-AIE Путао 0/57 Прерванный взлёт из-за проблем с двигателем, выкат за пределы ВПП.
04.08.2009 Таиланд HS-PGL Таиланд Самуй 1/72 Выкат с влажной ВПП при посадке, столкновение с диспетчерской башней.
10.11.2009 Индия VT-KAC Индия Мумбаи 0/46 Выкат с ВПП при посадке, списан.
04.11.2010 Куба CU-T1549 Куба Гуасимала 68/68 При полёте на высоте около 6000 метров в сложных метеоусловиях началось обледенение, потерял высоту, разбился в горах. Ещё до аварии пилоты отмечали опасность управлением самолётом при определённых метеоусловиях и риск внезапного сваливания.
09.08.2011 Индонезия PK-WFG Индонезия Медан 0/2 При взлёте загорелся правый двигатель[7].
02.04.2012 Россия VP-BYZ Россия Тюмень 33/43 Разбился вскоре после взлёта. До этого самолёт 8 часов простоял под ливневым снегопадом, но не был обработан антиобледенителем[8].
30.04.2012 Таиланд L16-2/52 Бангладеш Дакка 0/15 Выкатился с ВПП при посадке.
02.02.2013 Румыния YR-ATS Италия Рим 0/50 Выкатился с ВПП при посадке.
16.10.2013 Лаос RDPL-34233 Лаос Паксе 49/49 Упал в реку при заходе на посадку.
23.07.2014 Китайская Республика (Тайвань) B-22810 Китайская Республика (Тайвань) Магун 47/58 Грубая посадка в сложных метеоусловиях.
04.02.2015 Китайская Республика (Тайвань) B-22816 Китайская Республика (Тайвань) Тайбэй 43/58 Разбился через 2 минуты после взлёта из-за проблем с левым двигателем. Перед ударом о землю самолёт завалился на левую плоскость, задел мост и упал в реку Цзилун[9][10][11].
18.02.2018 Иран EP-ATS Иран Семиром 66/66 Катастрофа произошла в горах. Самолёт упал около города Семирома в провинции Исфахан[12].

Похожие самолеты

Литература

  • Беляев В. В. АЭРОСПАСЬЯЛЬ - АЛЕНИЯ ATR72-200, АЭРОСПАСЬЯЛЬ - АЛЕНИЯ ATR72-210 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 80—83. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.

Примечания

  1. Флот Utair. Самолеты. ATR 72-500. utair.ru. Дата обращения: 20 декабря 2020. Архивировано 14 августа 2020 года.
  2. KrasAvia Fleet Details and History (англ.). Дата обращения: 20 декабря 2020.
  3. ATR: record year in terms of sales, deliveries, turnover and backlog (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 февраля 2015. Архивировано 6 февраля 2015 года.
  4. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 стр.246-247 ISBN 0-7106-2614-2
  5. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results. aviation-safety.net. Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 25 февраля 2019 года.
  6. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > ATR-72 > ATR-72 Statistics. aviation-safety.net. Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 2 июля 2018 года.
  7. Simon Hradecky. Incident: Wings Abadi AT72 at Medan on Aug 9th 2011, engine fire (англ.). The Aviation Herald (20 августа 2011). Дата обращения: 16 сентября 2011.
  8. Авиакатастрофа под Тюменью: последние 42 секунды ATR-72. Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 18 июня 2012 года.
  9. Число погибших при крушении самолета TransAsia в Тайване возросло до 9. Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  10. Момент авиакатастрофы на Тайване зафиксировал видеорегистратор. Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  11. Операция по поиску жертв крушения самолёта на Тайване завершена. Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано 13 февраля 2015 года.
  12. В Иране разбился самолёт с 60 пассажирами (рус.), Meduza. Архивировано 18 февраля 2018 года. Дата обращения 18 февраля 2018.