Финляндский вокзал

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция Санкт-Петербург-Финляндский
Приозерское направление
Ладожское (Ириновское) направление
Выборгское направление
Октябрьская железная дорога
59°57′20″ с. ш. 30°21′23″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Санкт-Петербургское отделение
Дата открытия 1870[1]
Тип пассажирская
Количество платформ 5
Количество путей 10
Тип платформ 5 островных
Форма платформ прямая
Электрифицирована октябрь 1951 года
Ленинград-Финляндский — Зеленогорск
Архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин
Выход к пл. Ленина, ул. Комсомола
Расположение Санкт-Петербург, площадь Ленина, дом 6
Пересадка на станции  Площадь Ленина
Пересадка на

28, 37, 49, 106, 107, 133, 530, 178, 198, 233, 234, 290, 102
3, 6, 20, 23

3, 8, 38, 43
Тарифная зона 0
Код в АСУЖТ 038205
Код в «Экспресс-3» 2004004

Герб Объект культурного наследия РФ

Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 6.

История

План Финляндского вокзала XIX века

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году архитектором Петром Купинским (из управления домами министерства путей сообщения) на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога длиной 370 км от Петербурга прокладывалась в 1862—1870 годах навстречу уже начавшей действовать в Финляндии первой железной дороге (строилась в 1858—1862 годах) между Гельсингфорсом (ныне Хельсинки) и Тавастгусом (ныне Хямеэнлинна). Линия из России была подведена к станции Рихимяки. Работы по возведению вокзала на публичных торгах достались выборгскому купцу Павлу Яковлеву, а интерьеры создавали финские архитекторы В. Вестлинг и П. Дегенер. Главный фасад расположился на углу Симбирской улицы и Финского переулка, сделанного специально при строительстве вокзала. Главный вход находился в центральной части здания, выходящей на запад, перед которым возникла привокзальная площадь. Торжественное открытие вокзала состоялась 13 февраля 1870 года, епископ Выборгский Тихон освятил станцию, и первый поезд с вокзала отправился в путь. К 1896 году поезда с Финляндского вокзала охватывали всю северную часть Петербургской губернии[2][3].

Новая железная дорога доставила неудобства проживающим в Выборгском районе города — она имела в пределах Петербурга десять переездов. В связи с этим в 1910 году пути Финляндского вокзала в Петербурге были реконструированы: уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции В. И. Ульянов (Ленин). В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1961 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).

Вокзал был единственным, действовавшим во время Второй мировой войны в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализмa (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве. Высота здания около 8 метров. Главный фасад имеет 17 огромных зеркальных окон и выходит на площадь Ленина, завершая её архитектурный ансамбль. В центре здания имеется башня с часами, высота которой составляет 16 метров. Её венчает 30-метровый шпиль из нержавеющей стали, ранее использовавшийся в качестве флагштока. Верхушку шпиля венчает звезда.

В 1969 году выпускники Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной создали 17 аллегорических горельефов, которые украшают здание вокзала по настоящее время.

В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий. Этот фрагмент старого здания охраняется государством в качестве памятника истории — как место выступлений В. И. Ленина в апреле и октябре 1917 года.

«Паровоз Ленина» в павильоне на платформе Финляндского вокзала

Отправляющиеся с вокзала пригородные электропоезда обслуживает расположенное неподалёку моторвагонное депо Санкт-Петербург Финляндский.

В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена. 26 февраля 2001 года в местах входа-выхода пассажиров была запущена автоматизированная система контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов[4], и выход на Боткинскую улицу был закрыт.

Вокзал относится к Октябрьской железной дороге.

Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, на котором Ленин 9 августа 1917 года под видом кочегара покинул Петроград, скрываясь от преследования Временного правительства. На том же паровозе Ленин вернулся в столицу 7 октября 1917 года. В 1957 году правительство Финляндии передало «паровоз Ленина» в дар Советскому Союзу, с 1961 года он стоял у перрона вокзала, а с 1964 года переставлен в специально построенный павильон.

Современность

С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, региональные поезда «Ласточка» дальнего следования Карельского направления (Санкт-Петербург — Сортавала; Санкт-Петербург — Маткаселькя), — а также скоростные поезда дальнего следования «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург — Хельсинки. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина». Каждый час услугами Финляндского вокзала пользуются около 1,5 тыс. человек[источник не указан 937 дней].

В 2017 году на башне вокзала установили новые часы. По собственному заявлению, дизайн утверждал лично начальник вокзала Сергей Фёдоров. В 2022 году выяснилось, что КГА не получал запрос о разрешении на установку. Новые часы были признаны самовольным объектом благоустройства и были демонтированы[5].

Фото

Проекты развития

В сентябре 2010 года Комитет по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга принял решение о преобразовании Финляндского вокзала в транспортно-пересадочный центр, который будет объединять железнодорожные и автобусные пригородные, междугородние и международные перевозки по северо-западному направлению[6].

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. Невзрачный, но практичный. Интересные факты из истории Финляндского вокзала.. Дата обращения: 9 октября 2021. Архивировано 9 октября 2021 года.
  3. Финляндский вокзал.. Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 17 июля 2020 года.
  4. DP.RU - самые быстрые и свежие новости дня. Главные и горячие новости. Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 14 января 2013 года.
  5. Кузьмицкий, В. Исказившие облик Финляндского вокзала башенные часы проработали недолго. «Деловой Петербург» (13 апреля 2022). Дата обращения: 22 июня 2022. Архивировано 22 июня 2022 года.
  6. Финляндский вокзал станет хабом (недоступная ссылка). MR7.ru. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 17 февраля 2011 года.

Литература

Ссылки

Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Бусловская» 
Санкт-Петербург — Бусловская
Санкт-Петербург-Финляндский Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург)
Грузовой терминал
Выборгский тоннель
 На Кузнечное ,  На Ладожское Озеро 
Институтский переулок
Большой Сампсониевский проспект
Ланская
 На Белоостров через Сестрорецк 
Богатырский проспект
Скобелевский проспект
8
Удельная Удельная (станция метро)
Поклонногорская улица
11
Озерки
Приморская улица (Шувалово)
11
Шувалово
Суздальское шоссе
13
14 км
 На Ладожский вокзал через Парнас 
Дорога в Каменку
Улица Первого Мая
16
Парголово
КАД
Горское шоссе
20
Левашово
24
Песочная
Парковая ул.
25
Дибуны
Новое шоссе
Новое шоссе
ЗСД
32
Белоостров
 На Финляндский вокзал через Сестрорецк 
Александровское шоссе (Белоостров)
р. Сестра
 На Сестрорецкий оружейный завод 
33.2
Раяйоки
М10 E 18
36
Солнечное
40
Репино
Репинский путепровод
44
Комарово
Проспект Ленина
50
Зеленогорск
54
Ушково
 На Выборг через Приморск 
Рощинское шоссе (Санкт-Петербург)
Завокзальная улица
58
Рощино
63
63 км
Горьковский путепровод
65
Горьковское
72
73 км
41К-088
75
Каннельярви
81
Заходское
89
Кирилловское
41К-92
101
Лейпясуо
Железнодорожная улица
108
Гаврилово
Школьная улица
112
Лебедевка
117
117 км
120
Верхне-Черкасово
Ленинградское шоссе
 На Вещево 
 На Зеленогорск через Приморск 
125
Лазаревка
Промышленная улица
Ильинская улица
Выборг-перевалка, Выборг-экспорт
 На Каменногорск 
130
Выборг
Финляндский мост
Батальонная улица
Парковая улица
134 км
мост Дружбы
Калининское шоссе
136
Пригородная
A181
41K413
138 км
р. Гусиная
141
Кравцово
144 км
147
Лужайка
41K413
155
Бусловская
 Россия, Ленинградская область, ОЖД
 Финляндия, Южная Карелия, VR
157
Вайниккала
 На Луумяки 
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров» 
Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров
Санкт-Петербург-Финляндский Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург)
Грузовой терминал
Выборгский тоннель
 На Кузнечное ,  На Ладожское Озеро 
Институтский переулок
Большой Сампсониевский проспект
Ланская
 Выборг 
Озерки
Графское
Коломяги
Скачки
Флюгов пост
Сердобольская
Приморский вокзал
Коломяжский проспект
7.7 км
Новая Деревня
Чёрная речка
Заусадебная улица
Торфяная дорога
10.3 км
Старая Деревня Старая Деревня (станция метро)
Планерная улица
ЗСД
12.3 км
Яхтенная
16.3 км
Лахта
Коннолахтинский проспект
17.6 км
Ольгино
Северо-Западная ТЭЦ
Морская
Лисий Нос-экспорт
24.7 км
Лисий Нос
Авиационная улица (Сестрорецк)
КАД
28.4 км
Горская
29.5 км
Александровская
Тарховская улица
30.9 км
Тарховка
32.7 км
Разлив
Приморское шоссе
Водосливной канал
34.4 км
Сестрорецк
улица Воскова , Дубковское шоссе
Заводской вокзал
улица Григорьева
37.4 км
Курорт
р. Сестра
Школьная
Дюны
Приморское шоссе
р. Сестра
Новое шоссе (Белоостров)
 Финляндский вокзал 
Белоостров
Новое шоссе (Белоостров)
 В Выборг 
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Кузнечное» 
Санкт-Петербург — Кузнечное
Санкт-Петербург-Финляндский Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург)
Грузовой терминал
Выборгский тоннель
 На Выборг 
улица Карбышева
0
Кушелевка
Кушелевский путепровод
4,2
Пискарёвка
Пискарёвский путепровод
 На Ладожский вокзал 
 На Ладожское Озеро 
Шафировский путепровод
Ручьёвский путепровод
Пискарёвский проспект
6,9
Ручьи
Ручьи
7,2
Депо Ручьи
руч. Муринский
10,1
Новая Охта
Токсовское шоссе
Токсовское шоссе
 На Выборг через Парнас 
КАД
11,9
Девяткино Девяткино (станция метро) Северный автовокзал (Мурино)
руч. Избушечный
ш. в Лаврики
р. Охта
15,0
Лаврики
Промзона Лаврики
руч. Каменный
17,3
Капитолово
19,4
Кузьмолово
41К075 Железнодорожная ул.
41К066 ул. Дорожников
23,9
Токсово
кан. Комендантский
26,6
Кавголово
Главная ул.
пер. Папинтайпале
пер. Папинтайпале
30
30 км
41К071 Поперечная ул.
31,4
Осельки
33
33 км
36,0
Пери
41К012 Ленинградская ул.
38,9
39-й километр
р. Грузинка
44,2
Грузино
41A189
46,5
47-й километр
р. Грузинка
51,1
Васкелово
Коросаровское шоссе
53,5
54-й километр
р. Вьюн
56,1
Лемболово
63,6
Орехово
66,7
67-й километр
68,5
69-й километр
73,3
Сосново
А129
78,4
79-й километр
85,0
Петяярви
90,0
Лосево-1
91,3
Сувантола
р. Вуокса
93,6
Лосево
 На Каменногорск 
97,1
Вийксанлахти
101,6
Громово
108,0
Суходолье
H197
112,0
Пиконйоки
114,4
Отрадное
А129
121,2
Раясуо
H194
124,3
Мюллюпельто
125,9
Марьяланниеми
41K185
129,5
Синёво
Ул. Цветкова
р. Вуокса
139,5
Приозерск
142,1
Меривирта
147,0
Капеасалми
151,8
152-й километр
155,0
Кузнечное
 На Сортавалу 
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Ладожское Озеро» 
Санкт-Петербург — Ладожское Озеро
Санкт-Петербург-Финляндский Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург)
Грузовой терминал
Выборгский тоннель
 На Выборг 
0
Кушелевка
4/0
Пискарёвка
 Ладожский вокзал – Кузнечное 
2
Пост 2 км
руч. Зыбин
Охтинский разлив
5
Ржевка
7
Пост Ковалёво
8.2
Ковалёво
11.5
Бернгардовка
Южная улица
14
Всеволожская
16
Мельничный Ручей
Центральная улица
Романовка
Центральный пр-д
Корнево
Проба
Рахья
Октябрьская ул.
Ириновка
Ленинградское шоссе
41A189
Борисова Грива
Ваганово
44 км
Ладожское озеро
41K319
Щеглово
Центральная улица
Кирпичный Завод
Радченко
Дунай
19 км
Улица Мира
21 км
Петрокрепость
41К080
Сады
Чёрная Речка
41К080
Теплобетонная
37 км
Ленинградская улица
Невская Дубровка