Перейти к содержанию

Лисий Нос (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Лисий Нос
Сестрорецкое направление
Октябрьская железная дорога
Вид из окна электропоезда в сторону СестрорецкаВид из окна электропоезда в сторону Сестрорецка
60°00′49″ с. ш. 30°00′46″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1894[1]
Прежние названия Раздельная
Тип пассажирская, товарная
Количество платформ 1
Количество путей 4
Тип платформы островная
Форма платформы изогнутая
Выход к Приморское шоссе, ул. Железнодорожная
Расположение пос. Лисий Нос
Тарифная зона 4
Код в АСУЖТ 039000
Код в «Экспресс-3» 2005195

Ли́сий Нос — железнодорожная станция Сестрорецкого направления Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, в посёлке Лисий Нос.

На станции останавливаются все электропоезда. Станция используется для их разъезда.

История

Станция была открыта 13 октября 1894 года одновременно с запуском линии Лахта — Раздельная Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги. При открытии получила наименование «Раздельная». Происхождение названия имеет 2 версии:

  • станция находилась на границе (разделе) посёлка Владимировка (ныне составляет основную часть Лисьего Носа), рядом с Раздельной улицей;
  • здесь от основной магистрали отходила трёхкилометровая ветка до пристани на мысе Лисий Нос (см. ниже)[2].

На станции был построен двухэтажный деревянный вокзал с буфетом, уничтоженный в годы Великой Отечественной войны.

В 1928 году станции было присвоено современное название.

1 июня 1952 года сестрорецкая линия была электрифицирована[3].

Описание

Станция состоит из двух частей: товарной и пассажирской. Первая начинается в полукилометре от платформы Морская, и состоит из четырёх путей для грузовых составов. От этого парка отходит ветка на Лисий Нос-Экспорт. Также от этого парка в сторону платформы Морская отходит подъездной путь к Северо-Западной ТЭЦ. Из противоположной горловины этого парка выходят два пути к пассажирской части станции, представляющей собой широкую островную пассажирскую платформу между двумя путями, использующимися для разъезда электропоездов. Главный путь — с левой стороны платформы, если смотреть в сторону Сестрорецка. Интересно, что на этой станции электропоезда разъезжаются по левостороннему движению: при разъезде электропоезд из Санкт-Петербурга прибывает на главный путь (левый), а из Сестрорецка — на боковой (правый). На иллюстрации в начале статьи электропоезд находится на главном пути. Если разъезд не осуществляется, электропоезда с обоих направлений прибывают на главный путь. На платформе имеется навес для защиты от осадков с павильоном для ожидания (раньше был остеклён, ныне стёкла выбиты). Также имеется билетная касса.

Подъездной путь к Северо-Западной ТЭЦ был построен в 1994 году, но никогда не использовался по назначению — доставка грузов осуществлялась автотранспортом. В 2000-х годах подъездной путь был частично разобран (до территории ТЭЦ).

Линия Раздельная — Лисий Нос

Станция Лисий Нос. 1900-е годы

Одновременно с вводом линии Лахта — Раздельная стала действовать отдельная линия с устройством станции Лисий Нос[4] у пристани, от которой отходили пароходы на Кронштадт. По ветке ходил паровоз с двумя-тремя вагонами по согласованному с пароходами расписанию[5].

Пассажирское движение было прекращено к 1928 году. Тогда же ликвидирована станция Лисий Нос, а её название было передано станции Раздельная.

Во время войны по этой ветке ходили поезда к пристани, где происходила перегрузка грузов для перевозки в Кронштадт и Ломоносов по малой дороге жизни.

Впоследствии линия активно использовалась для доставок грузов к побережью. В настоящее время ветка от метеостанции до Мариинского проспекта разобрана, но от этого места проложена новая до станции Лисий Нос-Экспорт (код станции: 03870), находящейся рядом с Комплексом защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Эта станция используется для приема и выдачи грузов.

Транспорт

С обеих сторон моста напротив станции расположены остановки, на которых останавливаются одни и те же автобусы:

Фотогалерея

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. Адреса Санкт-Петербурга № 27 (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 февраля 2008. Архивировано 11 февраля 2009 года.
  3. Последовательность электрификации участков железных дорог Карельского перешейка. Дата обращения: 20 февраля 2009. Архивировано 9 октября 2009 года.
  4. Сейчас на её месте метеостанция.
  5. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-х — 1910-х годов: Записки очевидцев. Л., 1991. С.207.

Ссылки

Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров» 
Санкт-Петербург — Сестрорецк — Белоостров
Санкт-Петербург-Финляндский Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург)
Грузовой терминал
Выборгский тоннель
 На Кузнечное ,  На Ладожское Озеро 
Институтский переулок
Большой Сампсониевский проспект
Ланская
 Выборг 
Озерки
Графское
Коломяги
Скачки
Флюгов пост
Сердобольская
Приморский вокзал
Коломяжский проспект
7.7 км
Новая Деревня
Чёрная речка
Заусадебная улица
Торфяная дорога
10.3 км
Старая Деревня Старая Деревня (станция метро)
Планерная улица
ЗСД
12.3 км
Яхтенная
16.3 км
Лахта
Коннолахтинский проспект
17.6 км
Ольгино
Северо-Западная ТЭЦ
Морская
Лисий Нос-экспорт
24.7 км
Лисий Нос
Авиационная улица (Сестрорецк)
КАД
28.4 км
Горская
29.5 км
Александровская
Тарховская улица
30.9 км
Тарховка
32.7 км
Разлив
Приморское шоссе
Водосливной канал
34.4 км
Сестрорецк
улица Воскова , Дубковское шоссе
Заводской вокзал
улица Григорьева
37.4 км
Курорт
р. Сестра
Школьная
Дюны
Приморское шоссе
р. Сестра
Новое шоссе (Белоостров)
 Финляндский вокзал 
Белоостров
Новое шоссе (Белоостров)
 В Выборг