Перейти к содержанию

Кола (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
«Кола»
Р21

"Мурманка", "Карелка", "Северка", "Ленинградка"
Р-21 в сети российских федеральных дорогР-21 в сети российских федеральных дорог
Основная информация
Прежний номер
М18
Страны  Россия
Регион Санкт-Петербург Санкт-Петербург
Ленинградская область Ленинградская область
Республика Карелия Карелия
Мурманская область Мурманская область
Часть дороги
Статус федеральная
Владелец государственная
Управляется Росавтодор
Длина 1652,026
Начало Санкт-Петербург
Через Петрозаводск (426 км)
Мурманск (1382 км)
Конец Борисоглебск (МАПП)
Дорожное покрытие асфальт
Дата открытия 1984

Р-21 «Ко́ла» (до 2018 года одновременно применялся прежний учётный номер М-18[1]) — автомобильная дорога общего пользования федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский (граница с Норвегией).

Протяжённость автодороги около 1592 километров (округление ввиду проведения работ по спрямлению участков)[2]. Входит в европейский маршрут E 105 Киркенес — Ялта. Стыкуется с E 06 и М10.

В 1982 году автодороге присвоено название «Автодорога Ленинград — Мурманск», маршрут М-18, а затем, на основании постановления Правительства РСФСР № 62 от 24.12.1991 года — «Автомобильная дорога М-18 «Кола» — от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска». В 2003 году в состав трассы вошла дорога А138 Мурманск — Печенга и участок бывшей дороги Р10 Лиинахамари — граница с Финляндией — исторической финской дороги на Ледовитый океан с международным пунктом пропуска «Борисоглебск». С принятием новой классификации автодорога получила наименование Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия. В 2012 году в состав федеральной автодороги «Кола» вошла еще одна дорога Заполярья — подъезд к аэропорту города Мурманск[3].

История строительства

Серебрянская развязка вблизи Мурманска
Автодорога Р-21 «Кола» в Мурманской области

До середины XX века автомобильное сообщение с Мурманском было организовано по гравийным и грунтовым дорогам. Решение о строительстве автомобильной магистрали, которая связала бы города Ленинград, Петрозаводск и Мурманск, было принято только в конце 50-х годов, а именно в 1958 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Тогда же начались проектные и изыскательские работы по шоссе длиной в 1407 километров.

Проектировать дорогу Ленинград — Мурманск начал проектный институт «Ленгипротранс» Минтрансстроя СССР. По интенсивности движения в те времена дорога была отнесена к III технической категории с шириной земляного полотна 12 метров, проезжей части — 7 метров. В начале 1961 года проектировщики приступили к изысканиям, первый участок был от реки Вите до реки Мончи в районе города Мончегорска. Документация на первый участок была выдана в 1962 году (участок Мончегорск — река Чуна), а в 1963 году была выдана проектно-сметная документация на участок Зашеек — р. Чуна. К этому времени дорожники уже проложили первые 200 километров пути от Ленинграда до Вытегры в Карелии. Вытегра находилась в стороне от Ленинграда, и проложить трассу через Вытегру на Петрозаводск не представлялось возможным из-за Онежского Озера.

Дорожники Заполярья — работники Мурманского управления строительства №12 Главдорстроя, приступили к строительству в 1962 году. Строительство в основном велось по новому направлению, без использования существующей сети.

Первый участок автодороги Ленинград — Мурманск на перегоне Мончегорск — Зашеек протяженностью 85,3 км был сдан в эксплуатацию в 1965 году. Строительство ее вели два управления: СУ-857 со стороны Мончегорска и СУ-859 со стороны поселка Зашеек. В 1968 году был введен в эксплуатацию участок дороги протяженностью 38,5 км (1113 км — 1151 км), в 1973 году — участок 1151 км — 1161 км, в 1974 году — участок 1162 км — 1179 км, в 1975 году — участок 1179 км — 1189 км. После этого все силы были брошены на строительство дороги на участке Мурманск — Мончегорск, строительство которой было закончено в 1976 году[3].

В 1980 году был построен участок Петрозаводск – Медвежьегорск.

В современном виде трасса Санкт-Петербург — Мурманск была полностью построена в 1984 году с открытием движения на последнем участке между Медвежьегорском и Кочкомой.

Дорожные работы

В октябре 2016 года завершилась реконструкция автомобильной дороги Подъезд к г. Мурманску (участок 0 км – 14 км), являющейся частью федеральной трассы Р-21 «Кола». Проект реализовывался с июля 2013 года в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы). Новая трасса стала первой дорогой на территории Мурманской области высшей технической категории. Для обеспечения безопасности движения встречные потоки были разделены специальным ограждением. Дорога включает в себя 14 искусственных сооружений: мосты, путепроводы, надземный пешеходный переход и даже специальные лыжные проезды, три разноуровневые развязки.

2 июня 2015 года на км 122,085 автодороги был сдан в эксплуатацию новый мост через реку Волхов (левый). Старый мост через Волхов постройки 1957 года был демонтирован, а на его опорах построен новый, сданный в эксплуатацию 26 октября 2018 года. По окончании реконструкции каждый из мостов обеспечивает движение в одном направлении, а на подходах к мосту на обоих берегах устроены транспортные развязки.

На территории Мурманской области продолжается реконструкция участка трассы между Мурманском и МАПП «Борисоглебск» с доведением параметров дороги до III технической категории.

В Ленинградской области ведутся работы по реконструкции трассы между Кировском и Волховом с доведением параметров до I технической категории.

Особенности содержания

Климат Мурманской области отличается интенсивными снегопадами, частыми метелями и сильными морозами, плюс на большинстве участков трассы в этом регионе интенсивность движения невысокая, поэтому северная часть трассы в зимний период содержится под уплотненным снежным покровом — «в накате». Такой способ успешно применяется в скандинавских странах.

Впервые эксперимент по содержанию трассы Р-21 «Кола» под снежным покровом был проведен в зимний период 2013-2014 годов на участке 1408 км — 1592 км. Эксперимент прошел удачно, и уже на следующий год территория была расширена: в Мурманской области «в накате» содержались участки 1067 км — 1151 км (Кандалакшский район) и 1460 км — 1592 км (часть Кольского района и Печенгский район). Данная технология содержания трассы позволяет продлевать срок службы дорожного покрытия и дорожной одежды в целом.

Маршрут

Расст.
(прибл.)
Сервис Название Другие трассы
0
E 18 E 20 E 95 E 105 AH8 М10 М11 Р23 А118 А121 А180 А181
22
41К-078
34
БОРИСОВА ГРИВА 21
А181 Магистральная
38
А120
45
48
ПТИЦЕФАБРИКА «СЕВЕРНАЯ»
САДОВЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА
41К-125
108
41К-055
109
41К-055
121
41К-939 41А-006
122
А114
138
177
186
41К-133
207
Р21 Подъезд к Лодейному Полю
228
41А-009
234
А215
235
236
269
86К-8
283
86К-187
313
366
383
А121 «Сортавала»
398
86К-376
410
419
420
86К-215
431
Суоярвское шоссе
432
Р21 Подъезд к аэропорту Петрозаводск
434
86К-233
435
86К-372 86К-228
436
438
86К-214
443
86К-18
444
463
463
473
479
86К-66
492
86К-71
493
513
86К-84
515
86К-18
635
А119 86К-14
721
730
86К-311
753
А137 86К-387
796
800
Р21 Подъезд к Беломорску
854
Р21 Подъезд к Кеми
854
Р21 Подъезд к Кеми
863
86К-3
903
1009
86К-389
1009
Р21 Подъезд к МАПП «Суоперя»
1021
1060
86К-132
1107
1144
47А-001 (на Финляндию)
1151
1155
47К-007
1182
47К-019
1202
47К-021
1235
47К-033
1263
47К-038
1291
47К-041
1382
1385
1389
47А-059 (на Финляндию)
1511
1517
1538
47К-089 (на Финляндию)
1590
47К-088
1592

Достопримечательности

  • В насыпи Ладожского моста находится диорама «Прорыв Блокады Ленинграда»
  • Перед Ладожским мостом находится танковый музей (из танков, найденных на дне Невы)

Примечания

  1. О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения (с изменениями на 9 апреля 2020 года), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 года №928. docs.cntd.ru. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 16 апреля 2020 года.
  2. Данные Федерального дорожного агентства (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Самые северные федеральные трассы России: Р-21 и А-382. dorinfo.ru. Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 14 апреля 2021 года.

Ссылки