Алхо (станция)
Станция | |
Алхо | |
---|---|
Сортавальское направление | |
Октябрьская железная дорога | |
61°19′18″ с. ш. 29°43′29″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 01.11.1893[1] |
Прежние названия | Alho |
Количество платформ | 1 |
Количество путей | 1 |
Тип платформы | боковая |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 13 |
Выход к | Железнодорожной улице, к дороге 86К-92 Куркиёки — Алхо и к дороге 86К-88 Алхо — Кетроваара[2] |
Расположение | посёлок Алхо |
Расстояние до ст. Кушелевка | 183,4 км |
Расстояние до ст. Сортавала | 75,4 км |
Код в АСУЖТ | 022423 |
Код в «Экспресс-3» | 2004257 |
А́лхо (фин. Alho) — железнодорожная станция V класса[3] на 183,4 км перегона Хийтола — Элисенваара линии Кушелевка — Сортавала.
Общие сведения
Станция расположена в одноимённом посёлке Куркиёкского сельского поселения Лахденпохского районе Республики Карелия. Находится на линии с полуавтоблокировкой, которую обеспечивает пост ЭЦ, расположенный на бывшей платформе финской товарно-багажной кладовой. На посту несёт службу дежурный по станции.
Современное состояние
По состоянию на 2019 год вокзал, зал ожидания, а также билетная касса отсутствует. Проездные билеты приобретаются у кондуктора (в пригородных поездах) или в штабном вагоне у начальника поезда (в пассажирских поездах). В качестве пассажирской платформы используется высокая[4] финская багажная платформа. Товарно-багажная кладовая, которая на ней располагалась, в настоящее время переоборудована под современный пост электрической централизации. На платформе установлен новый пассажирский павильон, а также таблички с названием станции на здании поста ЭЦ. Платформа рассчитана на один вагон. Низкая финская пассажирская платформа утрачена, а новая не построена, так что при высадке из поезда пассажиры вынуждены сходить на насыпь.
Недалеко от поста ЭЦ сохраняется полузаросший фундамент от двух бывших финских вокзалов (первый, 1893 года постройки, сгорел в 1940 году [5]); второй построен на месте первого и в 1944 году, взамен разрушенного, был перевезён на ст. Элисенваара, где и функционирует по сей день[6].
-
Первый вокзал ст. Алхо, 1930 год
-
Руины первого вокзала ст. Алхо, август 1941 года
-
Строящийся второй вокзал ст. Алхо, 1941 год
-
Второй вокзал ст. Алхо, 1941—1944 годы
-
«Алховский» вокзал в Элисенвааре, 2018 год
К нечётной стороне станции примыкают подъездные пути карьера «Алхо»[7].
Пригородное и пассажирское сообщение
Пригородное движение по станции осуществляется двумя парами поездов Кузнечное — Сортавала — Кузнечное[8]. Также здесь имеет остановку пассажирский поезд Санкт-Петербург — Костомукша — Санкт-Петербург[9].
История
Станция Alho, как и весь участок Антреа — Сортавала, был открыт 1 ноября 1893 года. Решение о строительстве железной дороги Выборга — до Йоэнсуу[фин.]* было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890 году. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[10][11].
На 1923 год путевое развитие представляло собой три боковых пути. От нечётной горловины шёл подъездной путь к карьеру.
В советские времена на станции был один боковой путь, плюс тупик в нечётной горловине, использовавшийся для нужд станции. В начале 2000-х годов при замене старого железнодорожного пути с деревянными шпалами на бесстыковой путь боковой путь был разобран[12].
Путевой пост Мустола
В 2000 метрах южнее оси станции Алхо[13] (в сторону Хийтола, на современном 181,3 км)61°18′13″ с. ш. 29°42′56″ в. д.HGЯO располагался путевой пост Мустола (фин. Alho sorakuoppa, Alhon soravaihde, Mustola). Это был пост примыкания подъездного пути к гравийному карьеру. Административно пост подчинялся станции Алхо.
Примечания
- ↑ Участок Выборг — Маткаселькя на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org. Архивировано 21 сентября 2020 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия (с изменениями на 22 июля 2019 года). Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Класс станции устанавливается на основе показателей, характеризующих её работу в условных единицах.
- ↑ Высокая платформа — платформа, высота которой над головками рельсов составляет 1100 мм. Низкая платформа — платформа, высота которой над головками рельсов не более 200 мм.
- ↑ Первый вокзал Alho. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Профессор Тапио Никкари: Элисенваара в преддверии войны.. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Крупная строительная компания из Санкт-Петербурга запускает карьер «Алхо» в Карелии. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Расписание пригородных поездов по станции Алхо. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Расписание пассажирских поездов по станции Алхо. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ ОАО "РЖД": История дистанции. Архивировано 9 ноября 2019 года.
- ↑ Годы открытия участков железных дорог Финляндии по возрастанию.
- ↑ Станция Алхо на сайте «Фотолинии». Архивировано 22 октября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
- ↑ Ось станции — линия, нанесенная на плане станции и обычно проходящая через середину пассажирского здания станции перпендикулярно направлению путей.
Ссылки
- Паспорт станции Алхо на osm.sbin.ru Архивная копия от 10 ноября 2019 на Wayback Machine
- Паспорт станции станции Алхо на railwayz.info Архивная копия от 22 октября 2019 на Wayback Machine
- Паспорт путевого поста Мустола на railwayz.info Архивная копия от 22 октября 2019 на Wayback Machine
- Паспорт станции Алхо на сайте РЖД
- Паспорт станции Алхо на сайте об Октябрьской железной дороге Архивная копия от 18 октября 2019 на Wayback Machine
- Железнодорожный справочник по России и СНГ: линия Хийтола — Янисъярви Архивная копия от 14 ноября 2020 на Wayback Machine
- Тарифное руководство № 4. Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог»
- Тарифное руководство № 4. Книга 2 «Часть 2. Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ»
- Железная дорога на финских довоенных топографических картах 1939, 1940 и 1942 годов Архивная копия от 9 ноября 2019 на Wayback Machine
Галерея
-
Вид в сторону ст. Элисенваара
-
Входной светофор ст. Алхо
-
Подъездной путь карьера «Алхо»
-
Ступени бывшего вокзала
-
Пост ЭЦ
-
Пост ЭЦ
-
Вид в сторону ст. Хийтола
-
Место бывшего поста примыкания. Вид в сторону ст. Алхо
-
Место бывшего поста примыкания. Вид в сторону ст. Хийтола