Аккахарью (остановочный пункт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Остановочный пункт
Аккахарью
Сортавальское направление
Октябрьская железная дорога
Станция Аккахарью, 1917 год.Станция Аккахарью, 1917 год.
61°27′41″ с. ш. 29°52′14″ в. д.HGЯO
Дата открытия 01.12.1909[1]
Прежние названия Akkaharju
Количество платформ 1
Количество путей 1
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 25
Ширина платформы, м 4
Выход к дороге 86К-89 ВялимякиКостамоярви[2]
Расположение посёлок Аккахарью
Расстояние до ст. Кушелевка 201,9 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Сортавала 56,9 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 023214
Код в «Экспресс-3» 2004259

А́ккаха́рью (фин. Akkaharju) — остановочный пункт и бывшая железнодорожная станция на 201,9 км перегона Элисенваара — Яккима линии Кушелевка — Сортавала.

Общие сведения

Остановочный пункт расположен в одноимённом посёлке Элисенваарского сельского поселения Лахденпохском района Республики Карелия. Предназначен для пригородных поездов.

Современное состояние

Грузовая платформа.

По состоянию на 2019 год вокзал и зал ожидания закрыты, билетная касса отсутствует. Проездные билеты приобретаются у кондуктора. На остановочном пункте установлен новый пассажирский павильон, а также информационные таблички с названием пункта.
Сохранилось здание старого финского вокзала 1909 года постройки [3]. Также сохранилась высокая[4] грузовая платформа (напротив вокзала).

Пригородное и пассажирское сообщение

Пригородное движение по остановочному пункту осуществляется двумя парами поездов Кузнечное — Сортавала — Кузнечное[5].
Здесь также имел остановку пассажирский поезд № 655/656 вплоть до его отмены (октябрь 1997 год)[6].

История

Участок Антреа — Сортавала был открыт 01 ноября 1893 года. Решение о строительстве железной дороги Выборга — до Йоэнсуу[fi]* было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890 году. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[7][8]. Станция Akkaharju была открыта 01 декабря 1909. Так, в 1923 году путевое развитие представляло собой два боковых пути: юго-восточный имел полезную длину в 600 метров и был способен обеспечить полноценный разъезд как пассажирских, так и грузовых поездов; северо-западный боковой путь шёл от чётной горловины до оси станции[9]. Его главное назначение было погрузка леса[10]. Позднее, судя по расположению грузовой платформы, количество путей грузового двора увеличилось на один.

Разобранные пути ст. Аккахарью. 15 августа 1943 год.

В период с 19 по 26 декабря 1939 года советские войска осуществили большое количество налётов на железные дороги. Особо сильные удары были нанесены на железнодорожные узлы Восточной Финляндии. Так, 26 декабря был совершён очередной налёт на станцию Аккахарью. Была прервана телефонная и телеграфная связь[11].
Летом 1941 года Аккахарью вновь оказалась в районе боевых действий: 31 июля 1941 года на Карельском перешейке начала наступление финская Юго-Восточная армия. Советские войска попытались нанести контрудар, но понесли большие потери и отошли на исходные рубежи. 6 августа финны продолжили наступление и к исходу 9 августа вышли в район Лахденпохья, Куркиёки и Хийтола к Ладоге[12].

Примечания

  1. Участок Выборг — Маткаселькя на финском историческом железнодорожном сайте vaunut.org. Архивировано 21 сентября 2020 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
  2. Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия (с изменениями на 22 июля 2019 года). Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
  3. Akkaharjun laiturivaihdeasema.
  4. Высокая платформа — платформа, высота которой над головками рельсов составляет 1100 мм. Низкая платформа — платформа, высота которой над головками рельсов не более 200 мм.
  5. Расписание пригородных поездов по ост. п. Аккахарью. Архивировано 10 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
  6. Поезда дальнего следования на Карельском перешейке. Архивировано 25 октября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
  7. ОАО "РЖД": История дистанции. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  8. Годы открытия участков железных дорог Финляндии по возрастанию.
  9. Ось станции — линия, нанесенная на плане станции и обычно проходящая через середину пассажирского здания станции перпендикулярно направлению путей.
  10. Станция Akkaharju на финских довоенных топографических картах 1939, 1940 и 1942 гг.. Архивировано 9 ноября 2019 года. Дата обращения 10 ноября 2019.
  11. Отчёты об ущербе, нанесённом ВВС РККА финским железным дорогам.
  12. Глава 3 БОИ НА ПОДСТУПАХ К ЛЕНИНГРАДУ (август — начало сентября 1941 года) / Ленинградская бойня. Страшная правда о Блокаде. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 9 ноября 2019 года.

Ссылки

Галерея

Перейти к шаблону «Кузнечное — Сортавала» 
Кузнечное — Сортавала
 В Санкт-Петербург 
155,0
Кузнечное
Улица Новостроек
157,6
Сирсъярви
158,7
159 км
161,1
162 км
162,0
Копсала
86К-375
164,8
165 км
86К-375
167,5
168 км
 В Выборг, Светогорск 
173,0
Хийтола
86К-118
р. Кокколанйоки
175,1
176 км
86К-116
179,5
Куоксъярви
179,9
180 км
181,3
путевой пост Мустола
183,4
Алхо
187,8
Титто
191,1
192 км
 Бывшая линия в Куконхарью 
194
Элисенваара
 Бывшая линия в Сювяоро 
196,3
Микриля
198,3
199 км (Вялимяки)
86К-89
201,9
Аккахарью
205,7
путевой пост Хёрппё (Хёрпёнселькя)
86К-91
р. Иййоки
А121
210,3
Ихала
А121
218,2
Яккима
А121
ул. Аркадия Маркова
4,0
станция Лахденпохья
220,9
Лахденпохья (Пяйвяринне, ост. п. 220 км)
р. Аурайоки
223,5
Хухоямяки
227,4
Куммунйоки
86К-97
229,9
Парконваара
232,5
Нива
р. Ниванйоки
237,9
Ристилахти
239,9
Куокканиэми
242,5
Хамо
245,2
246 км
247,4
Кивиахо
р. Савайнйоки
250,9
Туокслахти
р. Китенйоки
оз. Хюмпёлянъярви
оз. Кармаланъярви
258,8
Сортавала
 В Суоярви I