Перейти к содержанию

Липецкий автобус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Липецкий автобус
Автобусная система
Страна  Россия
Регион Липецкая область
Город Липецк, Грязи, Липецкий, Грязинский, Задонский районы
Дата открытия 29 мая 1933
Компании-перевозчики

  • МУП ПЭП, Липецкпассажиртранс и др.
Стоимость проезда 28 рублей, 23 рубля по транспортной карте или по безналичной оплате
Маршрутная сеть
Число маршрутов 13 муниципальных и 33 частных
Подвижной состав
Основные типы автобусов

Ли́пецкий авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Липецка. Основной вид наземного муниципального и частного общественного транспорта города. Имеет широкую сеть маршрутов, включая в себя городские и полупригородные.

История

29 мая 1933 года вышло постановление президиума Липецкого городского совета:

«Учитывая отсутствие какого-либо вида городского пассажирского транспорта при дальности населенных рабочих пунктов промпредприятий и новостроек, достигающей от 6 до 10 км и отсутствие сообщения курорта с вокзалом, и прямую непосредственную необходимость в организации городского транспорта — считать необходимым приобретение … 3-х автобусов»

4 октября 1939 года в Липецке была создана Липецкая контора автомобильного транспорта. Это было первое подобное предприятие в городе. 1 июля 1954 года, в связи с созданием Липецкой области, учредили более крупную компанию — Липецкий облавтотрест. После этого городской пассажирский транспорт развивается отдельно от грузового.

Предприятие поделили на две автоколонны — пассажирскую и грузовую. Первые автобусы — ЗИС-155, ПАЗ-651, ГАЗ-03-20. Предприятие обслуживало четыре городских регулярных маршрута: Центральный рынок — Трубный завод, Центральный рынок — Сокол, Центральный рынок — Сырский Рудник, Центральный рынок — карьер [уточнить].

В 1966 году автоконтора переименована в Липецкое ПАТП № 1, а в 1973 году пассажирскую автоколонну — в Автоколонну № 1415.

9 апреля 1972 года в Липецке появились «Икарусы». Первоначально они курсировали по маршруту № 22. Ныне основную часть автобусов занимают «ЛиАЗы».

28 июля 2005 года ПАТП-1 и Автоколонна № 1415 были объединены в единую структуру — «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие». Это было необходимо для координации за наземным транспортом и минимизации расходов.

Современность

ПАЗ-3205 в Липецке

По состоянию на 1 ноября 2018 года в Липецке 38 муниципальных автобусных маршрутов и 29 коммерческих автобусных маршрутов. Кроме того, существуют 14 пригородных автобусных маршрутов. Всего в городе 190 муниципальных автобусов, однако половина обслуживается частными перевозчиками, у которых 416 автобусов. Частный маршрут от муниципального можно отличить по числу «3» в начале трёхзначного номера (например, № 300, 302).

В апреле 35 муниципальных автобусов распределяется на 14 садоводческих маршрутов, которые до 1 ноября ходят по Грязинскому, Чаплыгинскому, Елецкому, Лебедянскому шоссе и другим трассам.

Руководит автобусным движением МУП «Липецкпассажиртранс». Оно было создано 3 октября 2011 года, когда были объединены два городских МУПа — «ЛПАТП» и «Трамвайно-троллейбусное депо».

29 декабря 2009 года, в районе остановочного пункта «ул. Зегеля» состоялась презентация комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками с введением современной автоматизированной системы оплаты проезда.

С 1 января 2010 года все муниципальные маршруты работают под контролем современной навигационной системы ГЛОНАСС/GPS, оплата проезда осуществляться с использованием пластиковой транспортной карты «ЛИПЕЦК ТРАНСПОРТ».

С 1 Ноября 2020 года стоимость проезда по карте составляет 21 рубль, Для льготников 10.5 рублей. При оплате наличными стоимость проезда в муниципальном транспорте 26 рубля, в маршрутках — также.

Программа обновления городского транспорта

ЛиАЗ-4292

В 2015 и 2016 годах не раз заявлялось о изношенности троллейбусов. Частые поломки и убытки способствовали тому, чтобы троллейбусный парк Липецка был закрыт. Отмечалось, что троллейбусный парк изношен на 100 %. В качестве альтернативы началась «Программа обновления городского транспорта», призванная сократить убытки «Липецкпассажиртрансу» и обновить все старые и изношенные единицы транспорта (более 160 единиц)[1].

1 июля 2017 в Липецке вышли на дороги первые ЛиАЗ-4292[2], купленные в лизинг количеством в 21 единицу. Часть из них вступила на троллейбусные маршруты № 1, 2, 9 и получили в конце номера маршрута приставку «Т», означающую «Троллейбус». Позже в Липецк был доставлен электробус НефАЗ-5299-10-15, а также Волжанин СитиРитм, работающий на метане.

Также в ноябре 2018 года из Москвы было доставлено несколько списанных Волжанин-6270, а в январе 2019 года были доставлены автобусы МАЗ-103. Помимо этого весной того же года были доставлены КАвЗ-4270, работающий на метане.

Программа обновления городского транспорта рассчитана на 3-5 лет. Планируется замена автобусного парка более чем на 70 % и выпуска в эксплуатацию новых видов автобусов и маршруток. После её завершения планируется работа над скоростным трамваем для Липецка.

Подвижной состав

Электробус на базе НефАЗ-5299 на дне города Липецка

В Липецке эксплуатируются городские и пригородные автобусы моделей MAN EL 2x2, Mercedes-Benz O405, ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-4292, Volgabus-5270.00, МАЗ-103, МАЗ-206, КАвЗ-4270, маршрутки моделей ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204. На балансе МУП «Липецкпассажиртранс», помимо классических автобусов, числятся пять электробусов с ночной зарядкой модели Volgabus-5270.E0[3] и 1 НефАЗ-5299-10-15.

В Липецке, в отличие от многих городов, отказались от автобусов ГАЗ-3221 ради безопасности пассажиров.

Примечания

Источники