Томский автобус
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
Томский автобус | |
---|---|
Автобусная система | |
Страна | Россия |
Город | Томск |
Дата открытия | 1928 |
Компании-перевозчики |
ОАО «ТомскАвтоТранс» и др. |
Стоимость проезда | 24 руб. |
Сайт | "Центр организации и контроля пассажироперевозок" |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 34 внутригородских (2015)[1] |
Подвижной состав | |
Число автопарков | 1[источник не указан 2574 дня] |
То́мский авто́бус — сеть маршрутов автобусов, обслуживающая пассажиров на территории Томска, начавшая работать в 1928 году[2]. Сеть затрагивает территорию городского округа город Томск и его пригородов, (включая город-спутник Северск). Система на 2017 год насчитывает 39 городских и межмуниципальных маршрутов.[3][нет в источнике]
История
Развитие автобусной сети
Год | Число маршрутов | Число автобусов | Объём перевозок, пассажиров |
---|---|---|---|
1928 | 3[2] | 13 | |
1976 | 20 | 400 | 60 миллионов[источник не указан 2574 дня] |
2006 | 56 | 860 | [источник не указан 2574 дня] |
Маршруты, созданные до 1991 года
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
- № 1 Площадь Ленина — Сосновый бор (ПАТП-1, затем ПАТП-2)
- № 2 Академгородок — Станция «Товарная» (ПАТП-1)
- № 3 Площадь Ленина — Парковая улица (Спичфабрика) (А/к № 1977)
- № 4 Площадь Ленина — Завод ДСП (пос. 2-е Черемошники) (ПАТП-1, затем ПАТП-2)
- № 5 Посёлок Аникино — площадь Южная (ПАТП-1, затем ПАТП-2)
- № 6 Площадь Ленина — Северный городок (Томск-Северный)(А/к № 1977)
- № 7 Посёлок Предтеченск — Центральный рынок (ПАТП-1)
- № 8/9 Площадь Ленина — Улица Демьяна Бедного — Площадь Ленина (кольцевой) (ПАТП-1)
- № 10 Вокзал «Томск-I» — ОКБ (А/к № 1977)
- № 11 Вокзал «Томск-I» — Улица Интернационалистов (ПАТП-2)
- № 12 Степановка — Центральный рынок (ПАТП-1)
- № 13 Площадь Ленина — Улица Энергетическая (ЖБК-100) (ПАТП-1)
- № 14 АРЗ — Приборный завод (ПАТП-2)
- № 15 Площадь Южная — Академгородок (ПАТП-1)
- № 16 Площадь Южная — Московский тракт — Госуниверситет — Южная пл. (ПАТП-2)
- № 17 Алтайская улица — Мясокомбинат (ПАТП-1)
- № 18 Площадь Южная — Посёлок Спутник
- № 19 Новостройка (Радиозавод) — АРЗ (ПАТП-1, затем ПАТП-2)
- № 20 ОКБ — Станция «Товарная» (ПАТП-1)
- № 21Площадь Южная — Приборный завод (А/к № 1977)
- № 22 Площадь Южная — Каштак-II (ПАТП-1, затем ПАТП-2)
- № 23 Площадь Южная — Школа № 53 (полуэкспресс) (ПАТП-1)
- Кроме того, действовал единственный маршрут маршрутного такси под номером 1, следовавший по маршруту: «Улица Интернационалистов — вокзал Томск-1».[источник не указан 2588 дней] (Появившийся позднее маршрут автобуса номер 11 полностью его дублировал).[источник не указан 2588 дней] Это было именно маршрутное такси, в изначальном его понимании (остановка по требованию пассажира в любом месте маршрута, не запрещённом правилами дорожного движения).[источник не указан 2588 дней] По этому маршруту курсировали микроавтобусы марки РАФ.[источник не указан 2588 дней]
Изменения в 1990-е годы
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. |
В этом разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
В новых условиях, руководимый менеджментом ещё советской формации, муниципальный транспорт стал быстро приходить в упадок. Одно за другим к 1997 году закрылись все основные автобусные парки: ПАТП-1, ПАТП-2 и др. На смену общественному транспорту автобусного типа в 1999 году пришли маршрутные такси.[источник не указан 2588 дней]. В этот период с 1999 года произошла самоорганизация участников городских автобусных пассажироперевозок, появилась и была утверждена мэрией схема маршрутов негосударственных перевозчиков.[источник не указан 2588 дней] Первоначально в 1996-1999 гг. формирование современной маршрутной схемы осуществлялось стихийно, несколькими способами, в том числе их комбинированием:
- Дублирование — маршрут прокладывался в точном соответствии с маршрутом трамвая, троллейбуса или муниципального автобуса.
- Продолжение — маршрут удлинялся по сравнению с муниципальным до расположенного неподалёку пассажирского узла или жилого массива с большим количеством потенциальных пассажиров
- Отсечение — маршрут укорачивался по сравнению с муниципальным, чтобы не делать пустой пробег по убыточному участку.
- Прокладка маршрутов между районами, не имевшими прямой пассажирской связи, чтобы сократить количество пересадок пассажирами.
- Прокладка маршрутов по тем улицам, которые не были задействованы в движении автобусов, чтобы сократить время в пути.
Стоимость проезда в маршрутке была в 2 или 2,5 раза больше, чем в трамвае и троллейбусе. Автобусы и микроавтобусы возили по одной цене (4 рубля в 2000 году).[источник не указан 2588 дней]
Маршрутные автобусы в начале 2000-х годов
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
С 2001 года происходит унификация подвижного состава: все коммерческие перевозчики переходят на автобусы ПАЗ-3205 и его модификации. Почти на 15 лет ПАЗ-3205 становится визитной карточкой Томска. Переход связан с требованием городской администрации снизить аварийность, улучшить внешний облик городского транспорта и повысить качество обслуживания пассажиров при подготовке к 400-летию города.
С 2002 года на улицах Томска прежних муниципальных схем автобусного обслуживания не осталось совсем. Муниципальным предприятиям остались убыточные маршруты № 6, 7, 15 и 18. Параллельно с коммерческими муниципальные машины работали на маршрутах 12 и 19 (по 1-2 единицы), но активно вытеснялись оттуда предпринимателями. Новая, действующая и в настоящее время, система маршрутов в основном сложилась на базе системы немуниципальных, коммерческих маршрутных автобусов.
К 2005 году маршрутные автобусы Томска заполнили все направления, обладающие пассажиропотоком, и выровняли интервал движения.
Маршрутный конфликт в мае 2007 года
В мае 2007 года произошёл крупнейший кризис в сфере городского общественного транспорта Томска.
Сложившаяся в начале 2000-х годов «классическая» схема обслуживания пассажиров коммерческими автобусами, несмотря на положительные отзывы пассажиров, не устраивала городскую администрацию, так как она была неуправляемой: водители были ориентированы только на прибыль, они самовольно покидали маршрут, если собирали достаточно выручки, отказывались перевозить льготные категории граждан, отказывались изменять схемы маршрутов, несмотря на перегруженность дорог и дублирование маршрутов друг другом.[источник не указан 2588 дней] Возможности контроля над деятельностью коммерческих перевозчиков были утрачены в момент создания маршрутной схемы: лицензии на перевозку (в томском сленге «маршруты») выдавались на отдельный автобус на маршруте, а не на весь маршрут, не имели срока действия, могли перепродаваться без ведома администрации, не предусматривали никакой отчетности по количеству перевезенных пассажиров или ответственности за срыв графиков работы.[источник не указан 2588 дней] Городские власти задумали исправить ряд существующих в городских перевозках проблем обычными административными методами.[источник не указан 1315 дней] Для этого было создано подконтрольное мэрии предприятие и оно должно было постепенно выигрывать конкурсы на новые маршруты, а мэрия - обеспечивать им работу, закрывая конкурирующие маршруты.[источник не указан 1315 дней] Первыми под оптимизацию попали № 25 и № 26. Их решили закрыть и открыть новые № 52 и № 62.[источник не указан 1315 дней]
В результате конкурса, в котором маршрутчики, работавшие на старых маршрутах, участвовать не стали, так как требования конкурсной документации специально были разработаны под конкретного соискателя: наличие автобусов большой вместимости, собственной ремонтной и стояночной базы[4], новые маршруты достались частной компании ООО «Горавтотранс», позиционирующей себя как муниципальная, а старые маршруты были закрыты с 21 мая 2007 года. Утром 21 мая водители закрытых маршрутов вышли на забастовку и устроили пикет, расположившись в сквере рядом со зданием мэрии города Томска.[источник не указан 1315 дней]
В 11 часов Дмитрий Салин от лица профсоюза работников автотранспорта Томской области заявил, что начавшаяся забастовка будет бессрочной[5]. Представители администрации Томска провели переговоры с маршрутниками, которые не дали результатов. К водителям закрытых маршрутов присоединились водители большинства других маршрутов, в результате чего с обеда на линии осталось в несколько раз меньше автобусов, чем обычно. По словам заместителя мэра по безопасности Александра Мельникова, 30 автобусам, вышедшим на линию, злоумышленники прокололи колёса[6]. Пикетирующие мэрию маршрутники разбили палаточный лагерь в сквере и остались там на ночь.[источник не указан 1315 дней]
На следующее утро, 22 мая, состоялось совещание, в котором участвовали заместитель мэра — начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта Владимир Оккель, директор Горавтотранса Сергей Бауэр и представители маршрутников[7]. Забастовка продолжилась — на линию не вышли автобусы большинства маршрутов, при этом некоторые районы, такие как Академгородок, оказались буквально отрезанными от города[8]. Были сообщения о том, что водителям оставшихся на линии маршрутов мешают работать, блокируют их выезд и угрожают[9]. Трамваи, троллейбусы и оставшиеся автобусы немногочисленных частных перевозчиков и компании «Горавтотранс» ходили переполненными, резко возросли цены на такси, увеличилось число велосипедистов и пешеходов. Увеличилось также и количество личного автотранспорта на улицах, в результате чего усложнилась ситуация с автомобильными пробками, образовалась огромная пробка на проспекте Фрунзе и улице Балтийской в сторону Академгородка[10]. Исполнявший обязанности мэра г. Томска Игорь Шатурный обратился к томичам с обращением, в котором охарактеризовал действия маршрутников как шантаж, беспредел и криминал и заявил, что порядок в работе общественного транспорта будет наведён в ближайшее время[11].
23 мая с утра забастовка продолжалась, но уже к обеду кризис был разрешён и большинство маршрутов стали выполняться[12]. Вечером маршрутники прекратили пикет и разошлись[13].
25 мая водители закрытых маршрутов № 25 и 26 продолжили перевозку пассажиров, несмотря на то, что администрация города считает эти маршруты закрытыми и перевозку по ним незаконной[14]. Представители администрации то заявляют, что не будут проводить конкурсов на новые маршруты до конца 2007 года, то собираются расторгнуть договоры с водителями других маршрутов, участвовавшие в забастовке (№ 5, 11, 32, 77)[15].
31 мая Государственная дума Томской области приняла закон «Об административной ответственности в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области», которым предусматривается ответственность за нарушения перевозчиками стабильности перевозок, работу на незаконных маршрутах и др. нарушения[16].
20 июля арбитражный суд вынес решение о том, что постановление бывшего и. о. мэра Игоря Шатурного о закрытии 25-го маршрута незаконно[17].
2010-е годы
Администрация города под руководством мэра Ивана Кляйна поставила задачу реформирования транспортной системы города.
В конце ноября 2015 года пермская компания «Радар», которой было поручено провести исследование пассажиропотоков в городе и разработать новую схему маршрутов, представила свои результаты. Согласно их проекту число маршрутов предполагалось сократить. Помимо этого, предложена новая нумерация, в которой диапазоны номеров связывались с районом, который они обслуживают в первую очередь[18][19][нет в источнике]. Почти сразу же появились недовольные, начавшие собирать подписи против введения новой схемы[20].
После нескольких раундов общественного обсуждения был представлен скорректированный проект, в котором были учтены пожелания жителей тех районов, у которых транспортная ситуация ухудшалась[21][22].
Для определения перевозчиков проводились аукционы на понижение, где администрация выступала "покупателем" услуг, но перевозчики доводили цену до отрицательных величин, т.е. сами становились покупателями права работать на маршрутах. Проведение аукционов сопровождалось несколькими инцидентами. У водителей возникали опасения, что их могут вытеснить иногородние перевозчики, что договоры могут расторгаться без объяснения причин и т.п.[23]. Все первое полугодие предприниматели собирали подписи пассажиров под требованием прекратить передел рынка, в конце мая 2016 года часть перевозчиков хотели провести четырехчасовую забастовку, но после встречи с представителями мэрии отказались от претензий и приступили к оформлению заявок на конкурс[24]. В июле 2016 года стали известны результаты первых аукционов. Несогласные с результатами аукционов предприниматели все-таки провели четырехчасовую забастовку в сентябре — 16 сентября около половины водителей не вышли работать в утренние часы[25]. Несколько аукционов были сорваны - участники доводили цену до явно завышенных размеров - около 30 миллионов, эту сумму никто не вносил и торги начинались заново[26].
Однако торги все же состоялись и вместо компенсации за перевозку льготных пассажиров владельцы маршрутного бизнеса сами заплатили за возможность работать.[источник не указан 1315 дней] Почти все маршруты были проданы по цене от одного до двадцати с лишним миллионов.[источник не указан 1315 дней]
C 1 января 2017 года обновлённая маршрутная сеть введена в действие[27].
C 1 февраля того же года запущено отображение информации о движении автобусов в интернете и на остановочных табло.[источник не указан 2589 дней]
C февраля-марта 2017 года на улицах города стали появляться т.н. "Заказные" автобусы. На них работают водители, не согласившиеся с итогами конкурсов и не нашедшие себе работу. Плату в размере 15 рублей принимают в виде пожертвований на помощь семьям водителей, оставшихся без работы. Работают на популярных легальных направлениях или на собственных придуманных. Администрация города и перевозчики легальных маршрутов боролись с ними.[28][29][30][31], в результате чего примерно через год они исчезли. Последний раз нелегалы появлялись на маршруте 8/9[32].
В 2019 году трехлетние контракты подходили к концу, теперь маршруты распределялись по результатам не аукциона а конкурса, где учитывались процент автобусов с низким полом, и некоторые другие параметры.[источник не указан 1760 дней] Субсидию за перевозку льготников городские власти опять не предложили.[источник не указан 1760 дней]
Многие бизнесмены и владельцы автобусов оставили бизнес из-за нулевой рентабельности.[источник не указан 1760 дней]
Власти Томска запланировали вернуть автобусы большого класса на часть томских маршрутов в 2024
Подвижной состав
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Автобусы малой вместимости составляют основную часть парка автобусов. 60 % подвижного состава томской автобусной системы составляют машины ПАЗ-3205 и его модификации. Еще 30% подвижного состава составляют автобусы "ПАЗ Vector next".
. Автобусы ПАЗ на языке администрации города называются маршрутными автобусами, что имеет исторические предпосылки: в конце 1990-х годов коммерческие маршрутные такси вытеснили пришедший в упадок муниципальный транспорт и стали выполнять его функции. Так с улиц исчезли автобусы особо большого и большого класса. Оставшийся подвижной состав отличался разнообразием моделей и вариантов вместимости: от 8 до 40 человек. При общих для автобусов и микроавтобусов маршрутах, тарифах и графиках микроавтобусы не выдерживали конкуренции и вытеснялись машинами побольше: КаВЗ, а затем ПАЗ. В результате этой трансформации маршрутные такси в традиционном понимании исчезли с улиц Томска. Внедрению автобусов ПАЗ способствовал полный запрет на использование микроавтобусов в маршрутном движении после ряда ДТП в начале 2000-х годов и льготные условия кредитования предпринимателей.
Автобусы особо малой вместимости (Ford Transit, Peugeot Boxer) используются на межмуниципальных маршрутах 119 и 150. На пригородном маршруте № 444 из Северска используются микроавтобусы Газель. Не считая трех перечисленных, других маршрутов, которые можно назвать маршрутными такси, в Томске нет.
Автобусы большой вместимости встречаются чрезвычайно редко исключительно на пригородных маршрутах. Для работы на внутригородских маршрутах администрация покупала автобусы ЛиАЗ-5256, но их эксплуатация оказалась убыточной — предложенные маршруты не завоевали популярности горожан и были закрыты. С 2013 по 2016 годы автобусы стояли в качестве лома на территории автопарка ТТУ (проспект Мира, 52), а весной 2016 года были частично проданы в Красноярск.
Автобусы особо большой вместимости («гармошки») больше не эксплуатируются в Томске. Последние были списаны в середине 2000-х годов. Закупка новых не планируется, так как в сложившейся схеме просто нет коридоров, которые могут дать подходящий пассажиропоток.
Автобусные парки и обслуживающие компании
Действующие
АО «Томскавтотранс» Иркутский тракт, 63. Преобразовано из действовавшей в советское время Автоколонны № 1977.[источник не указан 1759 дней] В 2004 году преобразовано в ОАО.[источник не указан 1759 дней] Как и в советское время, специализируется на пригородных и междугородних перевозках. В управлении предприятия находится томский автовокзал[33]. Испытывает финансовые трудности, не имеет собственных автобусов - на обслуживаемые маршруты выходят автобусы привлеченных по договору перевозчиков.
Список перевозчиков городских маршрутов на сайте администрации Томска[34]
Список перевозчиков межмуниципальных маршрутов на сайте администрации Томской области[35]
Закрытые
* ПАТП-1, улица Трифонова, 22 (закрыто в 2005 году, территория продана, здания снесены)[источник не указан 2574 дня].
ООО «РегионАвтобусСбыт» Использовал машины Волжанин-5270, МАЗ-103, МАЗ-104, работал на пригородных маршрутах с осени 2006 года до лета 2007 года, после чего отказался от перевозок и занялся только продажей автобусов. В 2015 году компания была ликвидирована полностью[36].
НП «Транспортное управление» Продолжающее существовать де-юре, но уже не ведущее деятельности некоммерческое объединение нескольких десятков мелких индивидуальных предпринимателей. Первоначально создавалось как профсоюз, в 2008 году зарегистрировано как юридическое лицо[37]. Являясь некоммерческой организацией, не выступало в качестве полноценного перевозчика. Все участвующие водители-предприниматели вели свой план по бизнесу самостоятельно. Целью организации являлась защита интересов маршрутчиков перед администрацией города и выстраивание отношений с пассажирами, в том числе прием жалоб на плохую работу, но примерно с начала работы администрации Ивана Кляйна деятельность организации остановилась[источник не указан 2574 дня].
Диспетчеризация и контроль над работой транспорта
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Оперативное управление работой транспорта осуществляет МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок».
Единой диспетчерской сети нет. Диспетчеры на конечных остановках контролируют отправление автобусов только своего маршрута.
Стоимость и оплата проезда
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
С 1 января 2022 года стоимость проезда в автобусах города Томска составляет:
24 рубля — для всех категорий граждан.
21 рублей — для пенсионеров по возрасту.
30 рублей - после 21:00
10 рублей — за провоз багажа.[38][нет в источнике]
Льготный проезд
Правом бесплатного проезда в автобусах Томска пользуется 4 категории граждан:
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- вдовы погибших участников Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда.
В Электротранспорте и на Северских маршрутах, следующих в Томск, а также на пригородных томских (только муниципальные машины) действует проезд по ЕСПБ. (ЕСПБ-Единый Социальный Проездной Билет) Покупка "ЕСПБ" осуществляется у кондуктора в трамвае/троллейбусе
Комментарии
Примечания
- ↑ Паспорт муниципального образования. Внутригородское транспортное обслуживание и обеспечение услугами связи населения города Томска (недоступная ссылка). Официальный портал МО «Томск». Дата обращения: 5 января 2012. Архивировано 29 августа 2014 года.
- ↑ 2,0 2,1 Любимый город. Сост. В. А. Колыханов. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. — 1979. — Вкл. 2
- ↑ 2ГИС Томск . Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 5 ноября 2017 года.
- ↑ Источник . Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 21 октября 2018 года.
- ↑ Томские маршрутники объявили бессрочную забастовку (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Злоумышленники прокололи колеса 30-ти автобусам (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ ПРЕСС-РЕЛИЗ ОТ 22.05.2007 Встреча администрации с бригадирами маршрутов показала: большинство предпринимателей готово выполнять свои профессиональные обязанности . Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 2 марта 2019 года.
- ↑ Обстановка в сфере пассажирского транспорта на 16 часов 22 мая (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Неизвестные блокируют выезд автобусов из ряда районов Томска (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Крупная пробка образовалась сегодня вечером на въезде в Академгородок (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Официальное обращение и. о. мэра Игоря Шатурного по поводу сложившейся ситуации с маршрутным транспортом в Томске . Дата обращения: 2 августа 2011. Архивировано 5 января 2016 года.
- ↑ Фактическое выполнение рейсов по городским маршрутам на 16 часов 23 мая (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Маршрутники прекратили пикет напротив мэрии (недоступная ссылка с 12-10-2016 [2965 дней])
- ↑ Счастливы вместе. 25-ый и 26-ой возвращаются! И нарушают закон . Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 18 апреля 2021 года.
- ↑ Насколько адекватны действия мэрии во время транспортного кризиса? . Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Госдума Томской области приняла закон об ответственности в сфере транспортного обслуживания (недоступная ссылка)
- ↑ 25-й маршрут закрыт незаконно . Дата обращения: 5 марта 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Разработчики посоветовали сменить нумерацию маршрутов в Томске — Новости (Общество) / Sibnovosti.ru . tomsk.sibnovosti.ru. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 13 декабря 2015 года.
- ↑ Официальный интернет-сайт муниципалитета г.Томска: Обсуждение схемы новой маршрутной сети (недоступная ссылка). www.admin.tomsk.ru. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 12 декабря 2015 года.
- ↑ Жители Томска начали собирать подписи против отмены ряда востребованных маршрутов (недоступная ссылка). www.tv2.tomsk.ru. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 23 января 2017 года.
- ↑ Официальный портал муниципального образования 'Город Томск': Томичам предлагают ознакомиться с обновленным проектом маршрутной сети (недоступная ссылка). www.admin.tomsk.ru. Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 1 января 2016 года.
- ↑ Официальный портал муниципального образования 'Город Томск': Томичам предлагают ознакомиться с обновленным проектом маршрутной сети (недоступная ссылка). www.admin.tomsk.ru. Дата обращения: 10 февраля 2016. Архивировано 7 февраля 2016 года.
- ↑ Власти Томска объявили первые аукционы на новые автобусные маршруты . РИА Томск (23 мая 2016). Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
- ↑ Маршрутчики отказались от забастовки в Томске после совещания в мэрии — Новости (Общество) / Sibnovosti.ru . tomsk.sibnovosti.ru. Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 20 мая 2016 года.
- ↑ Водители маршруток в Томске вышли на забастовку . Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано 5 ноября 2016 года.
- ↑ Мэрия уличила в сговоре участников торгов на томские маршруты (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 декабря 2016. Архивировано 26 ноября 2016 года.
- ↑ Обновлённая схема проезда заработала с 1 января в Томске. (недоступная ссылка)
- ↑ Администрации Томска не хватает полномочий для борьбы с заказными перевозками . Дата обращения: 11 мая 2017. Архивировано 6 мая 2017 года.
- ↑ Мэр посоветовал томичам не садиться в «заказные» автобусы . Дата обращения: 11 мая 2017. Архивировано 6 мая 2017 года.
- ↑ Перевозчики маршрута №4 в Томске заблокировали "заказные" автобусы . Дата обращения: 11 мая 2017. Архивировано 26 августа 2017 года.
- ↑ В Томске обстреляли два «заказных» автобуса . Дата обращения: 11 мая 2017. Архивировано 15 мая 2017 года.
- ↑ «Заказные» автобусы появились на маршруте № 8/9 в Томске (рус.), news.vtomske.ru (11 января 2018). Архивировано 21 октября 2018 года. Дата обращения 21 октября 2018.
- ↑ АО "Томскавтотранс" . www.tomskavtotrans.ru. Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
- ↑ Официальный портал муниципального образования 'Город Томск': Информация о перевозчиках . www.admin.tomsk.ru. Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
- ↑ Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Томской области | Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области . dts.tomsk.gov.ru. Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
- ↑ ООО "РЕГИОНАВТОБУССБЫТ" - реквизиты компании в Томске: ИНН, ОГРН и юридический адрес фирмы . egrinf.com. Дата обращения: 29 декабря 2015. Архивировано 8 марта 2016 года.
- ↑ Нп "Транспортное Управление" ⁄⁄⁄ Томск (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано 28 января 2016 года.
- ↑ Цена проезда в автобусах и электротранспорте Томска изменится 1 января . РИА Томск (26 декабря 2018). Дата обращения: 26 апреля 2019. Архивировано 26 апреля 2019 года.