Казанский автобус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Казанский автобус
Автобусная система
Страна  Россия
Регион  Татарстан
Город  Казань
Дата открытия 1925
Организатор МУП «Организатор пассажирских перевозок»
Компании-перевозчики МУП «ПАТП-2»
Байлык № 3
УМ-4
КПАП № 7
КПАТП № 9
ИП Беляев Р. И.
ИП Гилязов А. И.
ИП Гилязов Р. А.
ИП Гилязов Ф. Т.
Годовой пассажиропоток 257,3 млн (2017)
Стоимость проезда 36 ₽ (наличные)
35 ₽ (банковская карта)
35 ₽ (транспортная карта)
Сайт kazantransport.ru
Маршрутная сеть
Число маршрутов 55
Длина маршрутов более 1,2 тыс. км
Подвижной состав
Число автобусов 840
Основные типы автобусов НефАЗ-5299, МАЗ-103, МАЗ-203, МАЗ-206, ПАЗ-3237
Число автопарков 14

Казанский автобус — автобусная система города Казань.

По состоянию на 2021 год в городе существует 55 автобусных маршрутов[1]. Общее количество автобусов, работающих на городских маршрутах — 840.

Автобус является самым популярным видом общественного транспорта в Казани: в 2016 году им было перевезено около 74 % пассажиров.

Движение всех автобусов отслеживается с помощью автоматизированной системы управления, основанной на спутниковой навигации[2]. Отслеживать движение автобусов может любой пользователь Интернета.

Стоимость проезда — 36 ₽ наличными, 31 рубль по банковской карте, 27 рублей по транспортной карте (2022)[3]. На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты.

История, маршруты и подвижной состав

Первые автобусные рейсы в Казани состоялись в 1925 году[4].

За время существования автобусного движения в Казани его развитие происходило так же, как и большинстве крупных городов страны. Таким образом в 80-90-х годах основной парк автобусов состоял из «Икарусов», как однообъёмных, так и сочленённых автобусов-«гармошек». С развитием города не все маршруты справлялись с пассажиропотоком, особенно в часы пик, в частности «легендарные» маршруты № 46 и 56. К 2000-м годам данный парк практически износился, несмотря на обновление большими автобусами российскими ЛиАЗ-5256, чешскими Karosa, турецкими Mercedes-Benz. На смену им пришли автобусы ПАЗ и микроавтобусы ГАЗель, принадлежащие в своём большинстве частным владельцам, имеющим лицензии на перевозку пассажиров в городе. Как результат формировались новые маршруты у которых были и достоинства и недостатки.

В 2007 году была радикально пересмотрена система автобусного сообщения в городе. Помимо уменьшения, изменения и перенумерации по № 99 маршрутов движения, транспортная реформа впервые в России предусматривала почти полное обновление парка на модели низкопольные и полунизкопольные, с экологичным стандартом двигателя Евро-3. Реформа получила позже национальную транспортную премию «Золотая колесница».

Автобусный парк был обновлён на машины трёх классов разных производителей — российского (НефАЗ-5299 большие), белорусского (МАЗ-103, МАЗ-203 большие низкопольные, МАЗ-206 малые низкопольные), китайского (Golden Dragon 6112 большие, 6102 средние, 6840 малые; Higer 6118 средние, 6891 малые; Yutong 6737 малые), украинского (Богдан А092 малые) и южнокорейского (Hyundai County HD17 особо малые) производства[5]. Имевшихся до 2007 г. в небольшом количестве особо больших сочленённых автобусов (Ikarus, Karosa) задействовано не было.

При внедрении транспортной реформы были официально отменены все маршрутные такси мелких ИЧП, которые были в основной своей массе (около 2000 шт.) представлены маркой ПАЗ-3205 (малые) и ГАЗель (особо малые).

Впервые в России все новые автобусы, независимо от марки, получили окраску в красный цвет, аналогично лондонским и некоторым другим. Среди горожан ставшее нарицательным цельное выражение «красные автобусы» по большей части заменило бытовавшее ранее определение «маршрутка».

К 2009 году были упразднены маршруты №№ 3, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 21, 24, 26, 27, 32, 38, 48, 50, 51, 58, 59, 64, 67, 70, 73, 80, 82, 86, 94, 95; автобусы №№ 93, 94 переведены в разряд сезонных[6].[неавторитетный источник?]

В 2012—2013 гг. парк также существенно был обновлён: выведены из эксплуатации практически все китайские и корейские модели среднего и малого класса, такие как Golden Dragon, Higer, Hyundai County, Yutong, ISUZU «Богдан». Были закуплены новые автобусы, такие как ПАЗ-3237, НефАЗ-5299-30-32, МАЗ-103, МАЗ-206. Были изменены некоторые маршруты и добавлены новые[источник не указан 846 дней].

В 2016 году было закуплено 108 больших низкопольных автобусов МАЗ-203[7].

16 сентября 2017 года был открыт маршрут 70 и закрыты маршруты 83 и 98[8].

В 2018 году было закуплено свыше 100 больших низкопольных автобусов МАЗ-203. 1 мая начался перевод маршрута № 55 на автобусы большой вместимости. В августе испытывали электробус Volgabus, но позже он был отправлен в Великий Новгород.

1 октября на маршруты МУП «ПАТП-2» вышли автобусы марки НефАЗ-5299-40-57. 24 октября они вышли на 62 маршрут, который обслуживает ООО «Агромир».

Критика

Несмотря на уменьшение аварийности по сравнению с «маршрутками», «красные автобусы» часто подвергаются критике за стиль вождения водителей (гастарбайтеров в значительной массе), связанный с гонкой за выручкой. Также вызывает недовольство массовое окончание работы некоторых маршрутов ранее предусмотренного графика (уже к 19:00—20:00)[источник не указан 846 дней].

Кроме того, несмотря на больший комфорт в сравнении с бывшими малыми и особо малыми автобусами, эксплуатирующееся большинство полунизкопольных средних и больших автобусов нередко подвергается критике пассажирами из-за неудобства ступенек в задней части салона, а иностранные модели — также перевозчиками за трудности в закупке запчастей[источник не указан 846 дней].

Примечания

  1. Маршруты. kazantransport.ru. Дата обращения: 20 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  2. Казанские автобусы ездят на «космическом поводке». Дата обращения: 27 апреля 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  3. Стоимость проезда в общественном транспорте Казани увеличится с 1 марта. Татар-информ (18 февраля 2021). Дата обращения: 23 октября 2022. Архивировано 22 октября 2022 года.
  4. Казань: первые автобусы и такси (недоступная ссылка). Казанский Портал. Дата обращения: 23 декабря 2004. Архивировано 24 декабря 2004 года.
  5. Автобусы: Подвижной состав (недоступная ссылка). МУП «ОПП». Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано 5 апреля 2012 года.
  6. Казань - маршруты автобусов. kazantransport.narod.ru. Дата обращения: 23 марта 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  7. В Казань поступили 7 автобусов «МАЗ 203» - новости - Официальный портал мэрии Казани. www.kzn.ru. Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 5 мая 2017 года.
  8. В Казани откроется новый автобусный маршрут № 70 «ЦУМ – ЖК «Весна». БИЗНЕС Online. Дата обращения: 18 января 2018. Архивировано 18 января 2018 года.

Ссылки