Бирюлёвская линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Каспийская (станция метро)»)
Бирюлёвская линия
Бирюлёвская линияМосковский метрополитен
Открытие первого участка 2027 год[1]
Длина, км 20,7 (первый участок)[2]
Количество станций 10 (первый участок)[2]
Электродепо ТЧ-28 «Бирюлёвское», ТЧ-29 «Щербинка», ТЧ-30 «Рязановское»[3]
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линия

Бирюлёвская линия — строящаяся радиальная линия Московского метрополитена. Первый участок длиной 20,7 километра с 10 станциями[2] предполагается начать от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца и проложить на юг через районы Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Восточное и Западное. Бирюлёвскую линию метро планируется ввести в эксплуатацию до 2027 года[1].

История

Устаревший генплан развития внеуличного транспорта до 2025 года на юге Москвы

Планы по строительству линии в Бирюлёво берут свое начало ещё в 1970-х годах, когда на месте бывшего посёлка началось строительство многоэтажных жилых домов.

В генеральном плане развития внеуличного транспорта Москвы до 2025 года было заложено строительство Бирюлёвской линии в составе Мнёвническо-Бирюлёвской хорды. По новому варианту трассировки линии, предлагавшемуся НИиПИ Генплана Москвы к проектированию, она должна была пройти восточнее, чем планировалось ранее[4][5].

Согласно проектным предложениям 2016 года на первом участке должны были появиться 11 станций, в том числе пересадочные на МЦК «ЗИЛ» и будущую Кожуховско-Коммунарскую линию, на «Технопарк», «Кленовый бульвар», «Царицыно», станцию Бирюлёво-Товарное и промежуточные в районах Печатники, Москворечье-Сабурово и Бирюлёво Западное. Далее планировалось продление линии за МКАД через районы Северное и Южное Бутово, поселение Рязановское а также через Щербинку и Ленинский район Московской области. В последнюю очередь было запланировано соединение Бирюлёвской и Рублево-Архангельской линий от ЗИЛа до станции «Деловой центр» через районы Даниловский, Донской, Якиманка, Хамовники и Дорогомилово с возможными пересадками на пересекаемые линии.

В марте 2018 года первый пусковой участок с 6 станциями предполагалось начать от станции «Кленовый бульвар» и вести далее на юг до Бирюлёва Западного через Печатники, Царицыно и Бирюлёво Восточное[6]. Разрабатывалось технико-экономическое обоснование, само строительство планировалось начать не ранее 2025 года. Общая протяжённость линии с 14 станциями должна была составить 34 километра[7][8].

В конце июля 2018 года Андрей Бочкарёв заявил, что линию начнут строить после 2023 года от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Впоследствии она должна будет протянуться в Новую Москву[7].

В дальнейшем линию планировалось продлить ещё на 9 станций с постройкой двух депо: Рязановского (на территории ТиНАО, недалеко от одноимённой станции) и Щербинки[3].

21 марта 2019 года строительство линии было в очередной раз отложено и запланировано после 2025 года[8][9].

В сентябре 2019 года председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова сообщила, что для новой Бирюлёвской линии метро будет разработан проект планировки, включающий 9 станций и электродепо[10].

16 ноября 2019 года была утверждена предварительная трассировка линии, согласно которой первый участок длиной около 20 километров должен был включать в себя 9 станций[11]. 25 ноября 2019 года Марат Хуснуллин заявил, что первый участок линии может быть построен в течение 2021—2025 годов[12].

2 января 2020 года Марат Хуснуллин заявил о начале освобождения участков для Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий[13].

В мае 2020 года утверждена трассировка Бирюлёвской линии[14][15].

В конце декабря 2020 года одобрен проект планировки Бирюлёвской линии[2]. 3 августа 2021 года проект планировки утвержден постановлением мэра Москвы Сергея Собянина.[1][16]

10 августа 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название 22 строящихся станций метро, в том числе восьми станций первого участка Бирюлёвской линии[17]. 10 февраля 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название 7 строящихся станций метро, в том числе двух оставшихся станций первого участка Бирюлёвской линии[18].

Текущие планы

Первый участок

Перейти к шаблону «Бирюлёвская линия» 
ССВ к Троицкая линия Крымской
оборотный тупик
ЗИЛ
Остров мечты
Кленовый бульвар
Курьяново
оборотные тупики
Метромост через р. Москва
Москворечье
ПТО
Кавказский бульвар
Каспийская
Липецкая
ПТО
Лебедянская
Бирюлёво
отстойные тупики

Длина первого участка Бирюлёвской линии составляет 20,7 километра, в него входят 10 станций:

Второй участок

У линии имеется потенциал для продления в Щербинку[19]. В районе станции «Битца» линия будет пересекаться с железной дорогой МЦД-2, далее потянется до Щербинки, а оттуда пройдет вглубь по территории Новой Москвы. Продлить ветку в Щербинку планируют к 2028 году. В долгосрочной перспективе закладывается возможность продления линии в сторону центра Москвы и объединения с Рублёво-Архангельской линией[20].

Пересадки

Пересадка на линию со станции на станцию
Троицкая линия Троицкая ЗИЛ ЗИЛ
Московское центральное кольцо Московское центральное кольцо ЗИЛ ЗИЛ
Замоскворецкая линия Замоскворецкая Остров Мечты Технопарк
Большая кольцевая линия Большая кольцевая Кленовый бульвар Кленовый бульвар
МЦД-5 МЦД-5 Бирюлёво Бирюлёво-Пассажирская

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Собянин утвердил проект планировки первого участка Бирюлёвской линии московского метро. ТАСС. Дата обращения: 23 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Одобрен проект планировки участка Бирюлёвской линии метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (4 декабря 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Схема развития Московского метро до 2027 года по состоянию на январь 2020 года. METRO.Новости. Дата обращения: 26 мая 2020.
  4. Метрострой – схема перспективной трассировки Бирюлёвской и Коммунаровской хорд. Метрострой. Дата обращения: 7 февраля 2018. Архивировано 3 апреля 2018 года.
  5. Метрострой – схема развития Московского метро по состоянию на декабрь 2018 г.. Метрострой. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 11 апреля 2020 года.
  6. На Бирюлёвской линии метро появятся шесть станций – Хуснуллин. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 29 марта 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.
  7. 7,0 7,1 Строительство Бирюлёвской линии метро начнется не раньше 2024 года. Интерфакс Недвижимость (25 июля 2018). Дата обращения: 11 августа 2018. Архивировано 11 августа 2018 года.
  8. 8,0 8,1 Светлана ВОЛКОВА | Сайт «Комсомольской правды». Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин: «Ленинский проспект от строительства метро не пострадает». KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (22 марта 2019). Дата обращения: 4 января 2020. Архивировано 31 марта 2019 года.
  9. Бирюлёвскую линию метро в Москве начнут строить после 2025 года. Интерфакс Недвижимость (21 марта 2019). Дата обращения: 22 марта 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.
  10. Первый этап Бирюлёвской линии метро включает девять станций. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (12 сентября 2019). Дата обращения: 12 сентября 2019. Архивировано 15 сентября 2019 года.
  11. Хуснуллин: утверждена трассировка Бирюлёвской линии метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  12. Хуснуллин: Бирюлёвскую линию метро могут начать строить в 2021 году. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (25 ноября 2019). Дата обращения: 25 ноября 2019. Архивировано 29 ноября 2019 года.
  13. Началось освобождение участков для строительства еще двух линий метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 4 января 2020. Архивировано 4 января 2020 года.
  14. Бирюлёвская линия метро частично опустится под землю на 30 метров. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (26 мая 2020). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 7 сентября 2020 года.
  15. Власти Москвы утвердили маршрут Бирюлёвской линии метро. MSK News. Дата обращения: 16 мая 2020.
  16. Представлен окончательный проект Бирюлёвской линии метро (рус.) ?. MSK News (11 января 2021). Дата обращения: 23 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  17. Собянин присвоил названия 22 строящимся станциям метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (10 августа 2022). Дата обращения: 10 августа 2022.
  18. Собянин утвердил названия семи строящихся и проектируемых станций метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (10 февраля 2023). Дата обращения: 10 февраля 2023.
  19. Хуснуллин: Бирюлёвская линия метро может дойти до Щербинки. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  20. Бирюлёвскую линию метро могут продлить в центр города от ЗИЛа. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.