Бирюлёвская линия
В этой статье описывается запланированный или строящийся, но ещё не построенный объект или здание. |
Бирюлёвская линия | |
---|---|
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка | 2027 год[1] |
Длина, км | 20,7 (первый участок)[2] |
Количество станций | 10 (первый участок)[2] |
Электродепо | ТЧ-28 «Бирюлёвское», ТЧ-29 «Щербинка», ТЧ-30 «Рязановское»[3] |
|
Бирюлёвская линия — строящаяся радиальная линия Московского метрополитена. Первый участок длиной 20,7 километра с 10 станциями[2] предполагается начать от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца и проложить на юг через районы Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Восточное и Западное. Бирюлёвскую линию метро планируется ввести в эксплуатацию до 2027 года[1].
История
Планы по строительству линии в Бирюлёво берут свое начало ещё в 1970-х годах, когда на месте бывшего посёлка началось строительство многоэтажных жилых домов.
В генеральном плане развития внеуличного транспорта Москвы до 2025 года было заложено строительство Бирюлёвской линии в составе Мнёвническо-Бирюлёвской хорды. По новому варианту трассировки линии, предлагавшемуся НИиПИ Генплана Москвы к проектированию, она должна была пройти восточнее, чем планировалось ранее[4][5].
Согласно проектным предложениям 2016 года на первом участке должны были появиться 11 станций, в том числе пересадочные на МЦК «ЗИЛ» и будущую Кожуховско-Коммунарскую линию, на «Технопарк», «Кленовый бульвар», «Царицыно», станцию Бирюлёво-Товарное и промежуточные в районах Печатники, Москворечье-Сабурово и Бирюлёво Западное. Далее планировалось продление линии за МКАД через районы Северное и Южное Бутово, поселение Рязановское а также через Щербинку и Ленинский район Московской области. В последнюю очередь было запланировано соединение Бирюлёвской и Рублево-Архангельской линий от ЗИЛа до станции «Деловой центр» через районы Даниловский, Донской, Якиманка, Хамовники и Дорогомилово с возможными пересадками на пересекаемые линии.
В марте 2018 года первый пусковой участок с 6 станциями предполагалось начать от станции «Кленовый бульвар» и вести далее на юг до Бирюлёва Западного через Печатники, Царицыно и Бирюлёво Восточное[6]. Разрабатывалось технико-экономическое обоснование, само строительство планировалось начать не ранее 2025 года. Общая протяжённость линии с 14 станциями должна была составить 34 километра[7][8].
В конце июля 2018 года Андрей Бочкарёв заявил, что линию начнут строить после 2023 года от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Впоследствии она должна будет протянуться в Новую Москву[7].
В дальнейшем линию планировалось продлить ещё на 9 станций с постройкой двух депо: Рязановского (на территории ТиНАО, недалеко от одноимённой станции) и Щербинки[3].
21 марта 2019 года строительство линии было в очередной раз отложено и запланировано после 2025 года[8][9].
В сентябре 2019 года председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова сообщила, что для новой Бирюлёвской линии метро будет разработан проект планировки, включающий 9 станций и электродепо[10].
16 ноября 2019 года была утверждена предварительная трассировка линии, согласно которой первый участок длиной около 20 километров должен был включать в себя 9 станций[11]. 25 ноября 2019 года Марат Хуснуллин заявил, что первый участок линии может быть построен в течение 2021—2025 годов[12].
2 января 2020 года Марат Хуснуллин заявил о начале освобождения участков для Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий[13].
В мае 2020 года утверждена трассировка Бирюлёвской линии[14][15].
В конце декабря 2020 года одобрен проект планировки Бирюлёвской линии[2]. 3 августа 2021 года проект планировки утвержден постановлением мэра Москвы Сергея Собянина.[1][16]
10 августа 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название 22 строящихся станций метро, в том числе восьми станций первого участка Бирюлёвской линии[17]. 10 февраля 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил название 7 строящихся станций метро, в том числе двух оставшихся станций первого участка Бирюлёвской линии[18].
Текущие планы
Первый участок
Длина первого участка Бирюлёвской линии составляет 20,7 километра, в него входят 10 станций:
- «ЗИЛ» — на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» с пересадкой на станцию «ЗИЛ» МЦК и на станцию «ЗИЛ» Троицкой линии;
- «Остров Мечты» — в Нагатинской пойме с пересадкой на станцию «Технопарк» Замоскворецкой линии;
- «Кленовый бульвар» — в районе Нагатинский Затон с пересадкой на станцию «Кленовый бульвар» БКЛ;
- «Курьяново» (ранее «Батюнино») — в микрорайоне Курьяново района Печатники вблизи дома 11 по Батюнинскому проезду;
- «Москворечье» — в районе Москворечье-Сабурово на Каширском шоссе на месте бывшего стадиона «Динамо-2», неподалёку от одноимённой платформы МЦД-2;
- «Кавказский бульвар» — в районе Царицыно на Кавказском бульваре у пересечения с Ереванской улицей;
- «Каспийская» (ранее «6-я Радиальная улица») — в районе Бирюлёво Восточное вблизи дома 7 по 6-й Радиальной улице;
- «Липецкая» — в районе Бирюлёво Восточное на пересечении Липецкой улицы и Педагогической улицы;
- «Лебедянская» (ранее «Загорье») — в районе Бирюлёво Восточное на пересечении Липецкой улицы и Лебедянской улицы;
- «Бирюлёво» — в районе Бирюлёво Западное на Булатниковском проезде с пересадкой на железнодорожную станцию «Бирюлёво-Пассажирское» Павелецкого направления;
- За последней станцией будет размещено электродепо «Красный строитель» в промзоне № 28а «Бирюлёво»[3].
Второй участок
У линии имеется потенциал для продления в Щербинку[19]. В районе станции «Битца» линия будет пересекаться с железной дорогой МЦД-2, далее потянется до Щербинки, а оттуда пройдет вглубь по территории Новой Москвы. Продлить ветку в Щербинку планируют к 2028 году. В долгосрочной перспективе закладывается возможность продления линии в сторону центра Москвы и объединения с Рублёво-Архангельской линией[20].
Пересадки
Пересадка на линию | со станции | на станцию |
---|---|---|
Троицкая | ЗИЛ | ЗИЛ |
Московское центральное кольцо | ЗИЛ | ЗИЛ |
Замоскворецкая | Остров Мечты | Технопарк |
Большая кольцевая | Кленовый бульвар | Кленовый бульвар |
МЦД-5 | Бирюлёво | Бирюлёво-Пассажирская |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Собянин утвердил проект планировки первого участка Бирюлёвской линии московского метро . ТАСС. Дата обращения: 23 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Одобрен проект планировки участка Бирюлёвской линии метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (4 декабря 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Схема развития Московского метро до 2027 года по состоянию на январь 2020 года . METRO.Новости. Дата обращения: 26 мая 2020.
- ↑ Метрострой – схема перспективной трассировки Бирюлёвской и Коммунаровской хорд . Метрострой. Дата обращения: 7 февраля 2018. Архивировано 3 апреля 2018 года.
- ↑ Метрострой – схема развития Московского метро по состоянию на декабрь 2018 г. . Метрострой. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 11 апреля 2020 года.
- ↑ На Бирюлёвской линии метро появятся шесть станций – Хуснуллин . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 29 марта 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.
- ↑ 7,0 7,1 Строительство Бирюлёвской линии метро начнется не раньше 2024 года . Интерфакс Недвижимость (25 июля 2018). Дата обращения: 11 августа 2018. Архивировано 11 августа 2018 года.
- ↑ 8,0 8,1 Светлана ВОЛКОВА | Сайт «Комсомольской правды». Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин: «Ленинский проспект от строительства метро не пострадает» . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (22 марта 2019). Дата обращения: 4 января 2020. Архивировано 31 марта 2019 года.
- ↑ Бирюлёвскую линию метро в Москве начнут строить после 2025 года . Интерфакс Недвижимость (21 марта 2019). Дата обращения: 22 марта 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.
- ↑ Первый этап Бирюлёвской линии метро включает девять станций . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (12 сентября 2019). Дата обращения: 12 сентября 2019. Архивировано 15 сентября 2019 года.
- ↑ Хуснуллин: утверждена трассировка Бирюлёвской линии метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
- ↑ Хуснуллин: Бирюлёвскую линию метро могут начать строить в 2021 году . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (25 ноября 2019). Дата обращения: 25 ноября 2019. Архивировано 29 ноября 2019 года.
- ↑ Началось освобождение участков для строительства еще двух линий метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 4 января 2020. Архивировано 4 января 2020 года.
- ↑ Бирюлёвская линия метро частично опустится под землю на 30 метров . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (26 мая 2020). Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 7 сентября 2020 года.
- ↑ Власти Москвы утвердили маршрут Бирюлёвской линии метро . MSK News. Дата обращения: 16 мая 2020.
- ↑ Представлен окончательный проект Бирюлёвской линии метро (рус.) ?. MSK News (11 января 2021). Дата обращения: 23 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
- ↑ Собянин присвоил названия 22 строящимся станциям метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (10 августа 2022). Дата обращения: 10 августа 2022.
- ↑ Собянин утвердил названия семи строящихся и проектируемых станций метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (10 февраля 2023). Дата обращения: 10 февраля 2023.
- ↑ Хуснуллин: Бирюлёвская линия метро может дойти до Щербинки . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.
- ↑ Бирюлёвскую линию метро могут продлить в центр города от ЗИЛа . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 16 ноября 2019 года.