Ил-4

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ДБ-3Т»)
Ил-4 (ДБ-3Ф)
Ил-4Ил-4
Тип дальний бомбардировщик
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-240
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Авиазавод № 18 (Воронеж),
Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре),
Авиазавод № 125 имени Сталина (Иркутск)
Главный конструктор С. В. Ильюшин
Первый полёт 21 мая 1939 года (ДБ-3Ф)
Начало эксплуатации начало 1940 года
Конец эксплуатации 1952 год
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР
Годы производства 19361940 годы (ДБ-3)
1939 — 1945 годы (Ил-4)
Единиц произведено 1 528 (ДБ-3),
5 359 (Ил-4)
Базовая модель ДБ-3
Варианты ДБ-3ТП
ДБ-4

ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.

Является дальнейшим развитием ДБ-3 с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.

Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны[1].

Варианты

  • ДБ-3Т — торпедоносец, 1938. Оборудовался держателями на наружной подвеске, что позволяло нести торпеду массой заряда 200 кг и общей массой 940 кг. Оборудование самолета позволяло сбрасывать торпеду методами низкого или высотного бомбометания.[2]
  • ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938. ДБ-3Т, установленный на поплавки. Конструкция крепления поплавков позволяла осуществить быструю замену на колесное шасси.[3]
  • ЦКБ-54 — самолёт сопровождения, 1938. Самолет должен поддерживать огнем идущие рядом бомбардировщики, поэтому с ЦКБ-54 было снято бомбовое вооружение и установлено более мощное стрелковое вооружение - две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС.[4]
  • Ил-4Т — торпедоносец, 1940. Серийный Ил-4, оборудованный держателями для подвески торпед. Применялся в качестве бомбардировщиков, дальних разведчиков, минных заградителей и торпедоносцев. Вооружение: три пулемета и 1000 кг бомб. Дополнительно на внешней подвеске спецвооружение: 1500 кг бомб, 1-2 торпеды или мины массой до 1000 кг.[5]
  • Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной. Экспериментальный высотный разведчик и бомбардировщик. Для достижения необходимой мощности двигателей на высоте 11 000 м были установлены турбокомпрессоры. Вооружение отсутствовало, в хвостовой части самолета устанавливался дистанционно управляемый фотоаппарат.[6]
  • Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.

Производство ДБ-3Ф и Ил-4

Производитель 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 Всего:
№ 18 (Воронеж) 808 328 1136
№ 126 (Комсомольск-на-Амуре) 360 695 613 588 485 4 2745
№ 39 (Москва) 198 44 242
№ 39 (Иркутск) 53 698 118 869
№ 23 (Москва) 110 257 367
Всего 1006 732 858 1568 706 485 4 5359
Помесячное производство ДБ-3Ф в 1941 году (по данным заводов)
Производитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
№ 18 (Воронеж) 65 85 90 60 26 1 1 328
№ 126 (Комсомольск-на-Амуре) 3 26 35 64 67 64 54 47 360
№ 39 (Москва) 9 8 10 9 6 1 1 44
Всего 74 93 100 72 32 62 66 67 64 55 47 732
Производство в 1945 году
Квартал I II III IV Всего
Ил-4 163 162 100 60 485

Боевое применение

По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта ДБ-3 в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.
В числе прочих отмечен большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями).

Также, во время финской кампании финские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки.
Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны далеко не все Ил-4 были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.
С эвакуацией промышленности в восточные регионы страны качество сборки самолётов также стало заметно хуже. Начали поступать самолёты с деревянными кабинами штурмана, которые просто отламывались при посадке.

Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта.

дважды Герой Советского Союза А. Молодчий

Ил-4 мне нравился — на нём можно было хорошо летать в простых и сложных условиях, и всё же он был очень капризным самолётом и многих лётчиков унёс на тот свет. Строгим он был при взлёте, и лётчики со средней подготовкой часто не могли выдержать направление взлёта. Особенно капризным был при посадке: если чересчур выбрать триммер, а потом потребуется чуть-чуть подтянуть, то при увеличении оборотов двигателей самолёт шёл на кабрирование. У нас один лётчик чуть мёртвую петлю не сделал. Самолёт сорвался, и он погиб.

Пшёнко В. А.

Однако опытные экипажи, хорошо освоившие самолёт, вполне успешно справлялись с поставленными задачами. Из воспоминаний М. В. Борисова: «Для такого самолёта у него слабые моторы. На взлёте он был трудный… как только упустишь, не удержишь. А так… я привык. Летал потом на Б-25… Вроде хороший самолёт, моторы хорошие, три ноги — едешь как на такси… Второй пилот? … Мне он был не нужен!».

Из-за неправильной организации боевых вылетов решение несвойственных задач в начальный период войны приводило к тяжелейшим потерям в авиачастях. Именно восемь Ил-4 212 одбап были сбиты во время бомбёжки переправ на реке Березина 30 июня 1941 года. Очевидцем этого боя был Константин Симонов, что нашло отражение в его военных дневниках[7] и романе Живые и мёртвые, правда, в них тип самолёта был заменен на ТБ-3, которые на вооружении в этом полку не состояли[8].

Из-за сходства в профиль с немецким бомбардировщиком Хейнкель-111 были случаи ошибочной атаки на него советских истребителей. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери.

Теоретически на самолёт можно было подвесить до 2500 кг бомб, но на практике это случалось редко.

За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах. Последние 4 самолёта Ил-4 были построены на заводе № 126 в 1946 году, а с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать.Уже списанные с вооружения самолеты нашли себе применение в народном хозяйстве, их использовали для выполнения аэрофотосъемки.[6]

Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4

Ил-4 (1942)
Годы жизни Боевых вылетов 
Алейников, Сергей Петрович 1909-1983 240
Алехнович, Антон Адамович 1914-1979 205
Андреев, Иван Фёдорович 1910-1992
Барашев, Дмитрий Иванович 1920-1943 181
Борисов, Василий Александрович 1913-1993 284
Борисов, Владимир Иванович 1918-1974 302
Васильев, Василий Васильевич 1915-1943 201
Вязовский, Владимир Андреевич 1920-2005 263
Гаранин, Алексей Дмитриевич 1921-1943 400
Гастелло, Николай Францевич 1908-1941 3
Гречишкин, Василий Николаевич 1911-1943 152
Грошев, Леонид Петрович 1914-1986 226
Даньщин, Сергей Петрович 1911-1943 201
Захаров, Сергей Иванович 1918-2007 251
Кот Алексей Николаевич 1914-1997 293
Краснухин, Александр Михайлович 1908-1982 248
Кретов, Степан Иванович 1919-1975 400
Куликов Сергей Иванович 1913-1953
Левчук, Семён Лукьянович 1918-2005 221
Минаков, Василий Иванович 1921-2016 206
Молодчий, Александр Игнатьевич 1920-2002 311
Несмашный, Григорий Иванович 1914-1990
Осипов, Василий Николаевич 1917-1991 420
Парахин, Ефим Данилович 1913-1997
Паращенко, Феодосий Карпович 1919-1978 388
Полежаев, Семён Антонович 1918-1982 224
Прокудин, Алексей Николаевич 1915-1989 364
Радчук, Павел Петрович 1909-1943
Решетников, Василий Васильевич 1919- 307
Романов, Пётр Иванович 1918-1945 209
Рощенко Владимир Фёдорович 1921-1990
Рубцов, Анатолий Петрович 1914-1954 886
Симаков, Иван Николаевич 1906-1953 299
Симонов Михаил Васильевич 1913-2004 278
Ситнов Валентин Егорович 1918-1945 150
Тихомолов, Борис Ермилович[1] 1913-1991 212
Тихонов, Василий Гаврилович 1909-1976
Хрусталёв, Павел Павлович 1917-1975
Черниенко Георгий Георгиевич 1907-1977 155
Чумаченко, Дмитрий Васильевич 1909-1948 326
Чумаченко, Дмитрий Васильевич 1909-1948 326
Швец, Степан Иванович 1905-1998 267
Щелкунов, Василий Иванович 1910-1974

Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4

Герой Российской Федерации (1996 г., посмертно)[9]
Звание Годы жизни
Маслов Александр Спиридонович капитан 1907 — 1941
Балашов Владимир Михайлович лейтенант ?? — 1941
Бейскбаев Бахтурас младший сержант ?? — 1941
Реутов Григорий Васильевич младший сержант ?? — 1941

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Ил-4
  • Экипаж: 4 человека (пилот — командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)
  • Длина: 14,8 м
  • Размах крыла: 21,44 м
  • Высота: 4,10 м
  • Площадь крыла: 66,7 м²
  • Масса пустого: 5800 кг
  • Масса снаряженного: 10 055 кг
  • Масса максимальная взлётная: 12 120 кг
  • Двигатели:: 2× воздушного охлаждения М-88Б
  • Тяга: 2× 1100 л. с. (820 кВт)

Лётные характеристики

Вооружение

Оборонительное
  • 2 7,62 мм пулемёта ШКАС
  • 12,7 мм пулемёт УБТ
Боевая нагрузка
  • нормальная: 1000 кг бомб
  • максимальная: 2500 кг
  • 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ

Памятники

Тип памятника Местонахождение Надписи Фото
Самолёт-памятник г. Североморск (Мурманская область) фото
Памятный знак на месте гибели самолёта г. Севастополь, ул. Суворова Здесь 26.IX.1943 г. при выполнении боевого задания погиб экипаж самолёта «Ил-4» 5 гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ. Гвардии ст. лейтенант Надеждин В. А., гвардии старшина Правдивый И. Ф., гвардии сержант Борисов А. П. фото

В фильмографии

Примечания

  1. Ко дню ВВС. ko-dnu-vvs.mil.ru. Дата обращения: 12 августа 2018. Архивировано 20 января 2020 года.
  2. авиару.рф Бомбардировщик торпедоносец ДБ-3Т. - Российская авиация
  3. авиару.рф Бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3Т (ДБ-3ТП)
  4. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин ЦКБ-54
  5. armedman.ru Дальний бомбардировщик Ил-4 (СССР) Военная энциклопедия
  6. 6,0 6,1 armedman.ru Дальний бомбардировщик Ил-4 (СССР). Военная энциклопедия.
  7. Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.: Художественная литература, 1982. (Гл. 2)
  8. Евгений Стасенко. 212 дальнебомбардировочный авиационный полк. Карточка подразделения. Победа 1945. Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано 17 августа 2016 года.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635

Литература

  • Смирнов Г. «Моё место — Берлин» // Рассказы об оружии. — М. : Детская литература, 1976. — С. 25-31. — 158 с. : ил. — 75 000 экз. — ББК С 50.

Ссылки