Ил-4
Ил-4 (ДБ-3Ф) | |
---|---|
Тип | дальний бомбардировщик |
Разработчик | ОКБ-240 |
Производитель |
Авиазавод № 18 (Воронеж), Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре), Авиазавод № 125 имени Сталина (Иркутск) |
Главный конструктор | С. В. Ильюшин |
Первый полёт | 21 мая 1939 года (ДБ-3Ф) |
Начало эксплуатации | начало 1940 года |
Конец эксплуатации | 1952 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВВС СССР |
Годы производства |
1936 — 1940 годы (ДБ-3) 1939 — 1945 годы (Ил-4) |
Единиц произведено |
1 528 (ДБ-3), 5 359 (Ил-4) |
Базовая модель | ДБ-3 |
Варианты |
ДБ-3ТП ДБ-4 |
ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина.
Является дальнейшим развитием ДБ-3 с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.
Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны[1].
Варианты
- ДБ-3Т — торпедоносец, 1938. Оборудовался держателями на наружной подвеске, что позволяло нести торпеду массой заряда 200 кг и общей массой 940 кг. Оборудование самолета позволяло сбрасывать торпеду методами низкого или высотного бомбометания.[2]
- ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938. ДБ-3Т, установленный на поплавки. Конструкция крепления поплавков позволяла осуществить быструю замену на колесное шасси.[3]
- ЦКБ-54 — самолёт сопровождения, 1938. Самолет должен поддерживать огнем идущие рядом бомбардировщики, поэтому с ЦКБ-54 было снято бомбовое вооружение и установлено более мощное стрелковое вооружение - две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС.[4]
- Ил-4Т — торпедоносец, 1940. Серийный Ил-4, оборудованный держателями для подвески торпед. Применялся в качестве бомбардировщиков, дальних разведчиков, минных заградителей и торпедоносцев. Вооружение: три пулемета и 1000 кг бомб. Дополнительно на внешней подвеске спецвооружение: 1500 кг бомб, 1-2 торпеды или мины массой до 1000 кг.[5]
- Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной. Экспериментальный высотный разведчик и бомбардировщик. Для достижения необходимой мощности двигателей на высоте 11 000 м были установлены турбокомпрессоры. Вооружение отсутствовало, в хвостовой части самолета устанавливался дистанционно управляемый фотоаппарат.[6]
- Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.
Производство ДБ-3Ф и Ил-4
Производитель | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | Всего: |
№ 18 (Воронеж) | 808 | 328 | 1136 | |||||
№ 126 (Комсомольск-на-Амуре) | 360 | 695 | 613 | 588 | 485 | 4 | 2745 | |
№ 39 (Москва) | 198 | 44 | 242 | |||||
№ 39 (Иркутск) | 53 | 698 | 118 | 869 | ||||
№ 23 (Москва) | 110 | 257 | 367 | |||||
Всего | 1006 | 732 | 858 | 1568 | 706 | 485 | 4 | 5359 |
Производитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 18 (Воронеж) | 65 | 85 | 90 | 60 | 26 | 1 | 1 | 328 | |||||
№ 126 (Комсомольск-на-Амуре) | 3 | 26 | 35 | 64 | 67 | 64 | 54 | 47 | 360 | ||||
№ 39 (Москва) | 9 | 8 | 10 | 9 | 6 | 1 | 1 | 44 | |||||
Всего | 74 | 93 | 100 | 72 | 32 | 62 | 66 | 67 | 64 | 55 | 47 | 732 |
Квартал | I | II | III | IV | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Ил-4 | 163 | 162 | 100 | 60 | 485 |
Боевое применение
По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта ДБ-3 в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.
В числе прочих отмечен большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями).
Также, во время финской кампании финские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки.
Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны далеко не все Ил-4 были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.
С эвакуацией промышленности в восточные регионы страны качество сборки самолётов также стало заметно хуже. Начали поступать самолёты с деревянными кабинами штурмана, которые просто отламывались при посадке.
Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта.
— дважды Герой Советского Союза А. Молодчий
Ил-4 мне нравился — на нём можно было хорошо летать в простых и сложных условиях, и всё же он был очень капризным самолётом и многих лётчиков унёс на тот свет. Строгим он был при взлёте, и лётчики со средней подготовкой часто не могли выдержать направление взлёта. Особенно капризным был при посадке: если чересчур выбрать триммер, а потом потребуется чуть-чуть подтянуть, то при увеличении оборотов двигателей самолёт шёл на кабрирование. У нас один лётчик чуть мёртвую петлю не сделал. Самолёт сорвался, и он погиб.
— Пшёнко В. А.
Однако опытные экипажи, хорошо освоившие самолёт, вполне успешно справлялись с поставленными задачами. Из воспоминаний М. В. Борисова: «Для такого самолёта у него слабые моторы. На взлёте он был трудный… как только упустишь, не удержишь. А так… я привык. Летал потом на Б-25… Вроде хороший самолёт, моторы хорошие, три ноги — едешь как на такси… Второй пилот? … Мне он был не нужен!».
Из-за неправильной организации боевых вылетов решение несвойственных задач в начальный период войны приводило к тяжелейшим потерям в авиачастях. Именно восемь Ил-4 212 одбап были сбиты во время бомбёжки переправ на реке Березина 30 июня 1941 года. Очевидцем этого боя был Константин Симонов, что нашло отражение в его военных дневниках[7] и романе Живые и мёртвые, правда, в них тип самолёта был заменен на ТБ-3, которые на вооружении в этом полку не состояли[8].
Из-за сходства в профиль с немецким бомбардировщиком Хейнкель-111 были случаи ошибочной атаки на него советских истребителей. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери.
Теоретически на самолёт можно было подвесить до 2500 кг бомб, но на практике это случалось редко.
За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах. Последние 4 самолёта Ил-4 были построены на заводе № 126 в 1946 году, а с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать.Уже списанные с вооружения самолеты нашли себе применение в народном хозяйстве, их использовали для выполнения аэрофотосъемки.[6]
Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4
Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4
Герой Российской Федерации (1996 г., посмертно)[9] | ||
---|---|---|
Звание | Годы жизни | |
Маслов Александр Спиридонович | капитан | 1907 — 1941 |
Балашов Владимир Михайлович | лейтенант | ?? — 1941 |
Бейскбаев Бахтурас | младший сержант | ?? — 1941 |
Реутов Григорий Васильевич | младший сержант | ?? — 1941 |
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот — командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки)
- Длина: 14,8 м
- Размах крыла: 21,44 м
- Высота: 4,10 м
- Площадь крыла: 66,7 м²
- Масса пустого: 5800 кг
- Масса снаряженного: 10 055 кг
- Масса максимальная взлётная: 12 120 кг
- Двигатели:: 2× воздушного охлаждения М-88Б
- Тяга: 2× 1100 л. с. (820 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 430 км/ч
- у земли: 332 км/ч
- Дальность полёта: 3800 км (с 1000 кг бомб)
- Скороподъёмность: 4,4 м/с (264 м/мин)
- Практический потолок: 8900 м
Вооружение
- Оборонительное
- Боевая нагрузка
- нормальная: 1000 кг бомб
- максимальная: 2500 кг
- 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ
Памятники
Тип памятника | Местонахождение | Надписи | Фото |
---|---|---|---|
Самолёт-памятник | г. Североморск (Мурманская область) | фото | |
Памятный знак на месте гибели самолёта | г. Севастополь, ул. Суворова | Здесь 26.IX.1943 г. при выполнении боевого задания погиб экипаж самолёта «Ил-4» 5 гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ. Гвардии ст. лейтенант Надеждин В. А., гвардии старшина Правдивый И. Ф., гвардии сержант Борисов А. П. | фото |
В фильмографии
- Ил-4 показан в советских художественных фильмах «Валерий Чкалов» (1941) и «Торпедоносцы» (1983)
- «Гром небесный». ДБ-3 (Ил-4) на YouTube
- Оружие победы. Дальний бомбардировщик Ил-4 на YouTube
Примечания
- ↑ Ко дню ВВС . ko-dnu-vvs.mil.ru. Дата обращения: 12 августа 2018. Архивировано 20 января 2020 года.
- ↑ авиару.рф Бомбардировщик торпедоносец ДБ-3Т. - Российская авиация
- ↑ авиару.рф Бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3Т (ДБ-3ТП)
- ↑ http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Ильюшин ЦКБ-54
- ↑ armedman.ru Дальний бомбардировщик Ил-4 (СССР) Военная энциклопедия
- ↑ 6,0 6,1 armedman.ru Дальний бомбардировщик Ил-4 (СССР). Военная энциклопедия.
- ↑ Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. М.: Художественная литература, 1982. (Гл. 2)
- ↑ Евгений Стасенко. 212 дальнебомбардировочный авиационный полк. Карточка подразделения . Победа 1945. Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано 17 августа 2016 года.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 г. № 635
Литература
- Смирнов Г. «Моё место — Берлин» // Рассказы об оружии. — М. : Детская литература, 1976. — С. 25-31. — 158 с. : ил. — 75 000 экз. — ББК С 50.
Ссылки
- Первые самолёты-бомбардировщики ОКБ С. В. Ильюшина — B. Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950
- Цветные профили ИЛ-4
- Стальной характер советских соколов